В ночь с 25 на на 26 августа авиабилеты для российских пассажиров подорожали сразу на 7-11 процентов. Из-за падения рубля Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) пересмотрела внутренний валютный курс. Как на это повышение цен отреагировал рынок авиаперевозок, нет ли массового возврата билетов в настоящее время, ожидается ли в будущем отток пассажиров – подробности в материале Chel.ru.
«Черная» среда
Валютные скачки на этой неделе первым делом отразились на цене авиабилетов, предлагаемых как российскими, так и иностранными авиакомпаниями. Так, полет «Аэрофлотом» из Москвы в Париж подорожал с 6477 до 10 446 руб., из Москвы в Бангкок и обратно – с 29 911 до 33 376 руб. У иностранных компаний также резко подскочили цены: например, перелет авиакомпанией SAS из Москвы в Стокгольм и обратно поднялся с 7272 до 8014 руб., билеты Emirates из Москвы в Дубай и обратно – с 20 611 руб. до 22 394 руб. и так далее.
Новые «эшелоны» цен связаны со взлетом курсов иностранной валюты. Как известно, Международная ассоциация воздушного транспорта проводит еженедельную корректировку курса национальных валют по отношению к доллару и евро по средам. По официальному курсу ЦБ на вторник, в эту среду, 26 августа, был самый большой рост за последний год – 11,6%. Международные перевозки в России номинированы чаще всего в евро. И если с 19 по 26 августа курс евро, по которому устанавливаются тарифы, составлял 73 руб., то с 26 августа по 2 сентября он будет уже 81,5 руб.
Эксперты заверяют, что внутренних перевозок, а это 75–80% от всего объема продаж авиабилетов, изменение курса не коснется. Покупать билеты за границу специалисты рекомендуют чуть позже, например, в следующий вторник. Если за это время рубль немного укрепится, то их можно будет приобрести дешевле, чем сейчас.
Авиакомпании идут своим курсом
Облегчить участь авиапассажиров могут сами авиакомпании, полагают эксперты. Например, в начале года, несмотря на резкий скачок курсов валют, перевозчики снижали цены. Специалисты надеются, что такой же тактики можно ожидать и на перелеты в низкий сезон (начинается с октября).
«Меньшее повышение цен может быть и на перелеты в Азию местными авиакомпаниями, в первую очередь, китайскими, благодаря эффекту девальвации местной валюты», – считает генеральный директор Ozon Travel Дмитрий Яковлев.
В пресс-службе авиакомпании «Уральские Авиалинии» также добавили оптимизма, отвечая на вопрос Chel.ru о ценовой политике: «Наша авиакомпания не меняет уровень тарифов, в том числе номинированных в валюте. Однако изменение курса евро к рублю приводит к тому, что в российских рублях стоимость билетов изменяется». Специалисты авиакомпании регулярно анализируют ситуацию на рынке и в случае необходимости осуществляют перерасчет тарифов, чтобы сделать авиаперевозки более доступными, добавляют в авиакомпании. «Например, сейчас «Уральские авиалинии» объявили распродажу авиабилетов на зимние рейсы в Мюнхен, Прагу, Дубай, Тель-Авив, Ларнаку, Римини, чтобы граждане уже сегодня смогли спланировать свой зимний отдых и не зависеть от колебания курса валюты».
Представители «Аэрофлота» озвучивают также обнадеживающую пассажиров позицию: «Цена на билет – это очень гибкий показатель и зависит от множества факторов, в первую очередь от спроса на направление. Несмотря на то, что курс евро – базовый для расчета цены билетов за границу, «Аэрофлот» в первую очередь отталкивается от спроса: если спрос на направление из-за роста цен будет падать, авиакомпания может использовать другие инструменты, чтобы стимулировать спрос», – обещают в компании.
Сам себе путешественник, маркетолог, экономист...
Многие путешественники уже давно сами ищут как пути сокращения издержек на поездки, так и способы снижения рисков. Скорее всего, эти поиски, в основном венчаются успехом, так как на фоне снижения организованного внешнего туризма рынок онлайн-туризма создал хороший задел: в 2014 году его объем вырос на 49% (согласно данным Datainsight). Об этом корреспонденту сайта Chel.ru рассказала PR-менеджер Momondo.ru (туристический метапоисковик) Ирина Рябовол.
По ее мнению, авиалинии могут потерять в первую очередь «пакетных туристов», отчасти бизнес-путешественников, которые пересядут из бизнес-класса в эконом, а также тех, кто выбирал для своих поездок дорогую Западную Европу и дальнемагистральные перелеты в Азию, США и прочее. Последняя категория туристов, скорее всего, переориентируется на ближнее зарубежье, Восточную Европу, страны со слабыми национальными валютами, а также поездки по России.
Эксперт соглашается со своими коллегами, что у авиакомпаний есть возможности компенсировать рост цен для пассажиров особыми видами услуг. «Сегодня российские перевозчики находятся в чуть более выгодном положении, чем иностранные, и имеют возможность регулировать цены, – уверена Ирина Рябовол. – Если сравнить стоимость перелетов в прошлом и нынешнем году, то она увеличилась непропорционально росту курса евро. А на ряде маршрутов авиакомпаниям даже удавалось снизить цены за счет проведения распродаж. Во-первых, хотя бы часть затрат наших авиакомпаний рассчитывается в ослабевших рублях. Во-вторых, с падением мировых цен на нефть хоть немного, но подешевел авиакеросин. В-третьих, правительство снизило ставку НДС на внутренних рейсах».
Национальные перевозчики продолжают лоббировать изменения в законодательстве, которые должны привести к сокращению издержек. Так, например, уже больше года действует закон о невозвратных билетах. Также перевозчики просят законодательно разрешить овербукинг. Бортовое меню и схема питания в зависимости от времени перелета изменились. Горячие блюда заменили снеками на рейсах продолжительностью менее трех часов. А нормы бесплатного провоза багажа постепенно сокращают. Все эти непопулярные меры тем не менее позволяют отечественным авиакомпаниям балансировать в тяжелые времена и бороться за пассажиров.
Вместе с тем упования коллег на азиатских перевозчиков эксперт разделяет не полностью. «Первыми, кто покинул российский рынок в конце прошлого года, были азиатские перевозчики: Cathay Pacific и Thai Airways, работающие в основном с бизнес- и премиум-сегментом, – напоминает Ирина Рябовол. – Остальные компании – Air China, Vietnam Airlines и прочие остались, так как посчитали возвращение на рынок после кризиса еще более затратным мероприятием. Безусловно, им приходится оптимизировать маршрутную сеть, менять борта на менее вместительные, но в то же время кризис – это возможность для них «откусить часть пирога», переманить пассажиров ушедших компаний. Так, например, с уходом тайских авиалиний Vietnam Airlines снизил цену перелета в Бангкок, а когда Delta Airlines решила прекратить рейсы из Москвы в Нью-Йорк, Трансаэро также объявили о снижении стоимости на этом маршруте».
Эксперты Chel.ru единодушны в одном: удерживать цены на докризисном уровне – непростая задача, но у перевозчиков есть маркетинговые механизмы для поддержания интереса к перелетам. Пассажирам также придется внимательнее следить за специальными предложениями на перелеты и бронировать билеты и отели заранее, чтобы сэкономить.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com