Все новости
Все новости

К челябинцам вернулся кредитный аппетит

ds

Поделиться

На фоне растущей инфляции жители Челябинской области вынуждены занимать у банков больше денег. Как показали данные Национального бюро кредитных историй, средний размер кредита, полученного южноуральцами, увеличился на 16% и составил около 167,8 тысяч рублей. У жителей соседних регионов кредитные аппетиты оказались скромнее.

Исследователи НБКИ отмечают: средний размер розничных кредитов, выданных российскими банками, вернулся на докризисный уровень и обогнал его почти на четверть. В регионах дела обстоят по-разному. Больше всего увеличились суммы кредитов в республике Ингушетия – на 27%. Челябинская область занимает пятое место по показателю прироста: у нас средний размер потребкредита вырос на 16% и достиг 167,8 тысяч рублей. Жители соседних регионов наоборот умерили кредитный аппетит. Так, в Свердловской и Тюменской областях кредиты «похудели» на 10% и составляют 164,6 тысяч и 160,8 тысяч рублей соответственно.

В банках отмечают, что резкое «проседание» кредитования произошло в первом квартале, однако, постепенно снижая ставки, удалось вернуться к докризисному уровню. «Анализируя региональную динамику, можно сказать, что Челябинский рынок кредитования поднялся быстрее рынков соседних регионов. В Свердловской и Тюменской областях потребители ведут себя более сдержанно, – отметила управляющий РОО «Челябинский» ВТБ24 Елена Блинова. – Рост средней суммы кредита может быть следствием более рационального поведения заемщиков и снижением числа случайных, не столь необходимых кредитов, которые люди могли себе позволить с их уровнем дохода до кризиса».

В банке «Хоум Кредит» отмечают рост только в сегменте POS-кредитования. «Благодаря низкой сумме среднего кредита, высокой оборачиваемости и целевому использованию данный вид кредитования в настоящий момент единственный, который чувствует себя довольно неплохо. В сегментах кредитов наличными и кредитных карт мы отмечаем, что сумма среднего кредита за период январь-август значительно ниже прошлогодней, – рассказал аналитик Банка «Хоум Кредит» Станислав Дужинский. – В настоящее время на рынке необеспеченного кредитования физлиц действуют факторы, значительно ограничивающие спрос населения на кредитные продукты. В условиях падения благосостояния и инфляционного давления, многие проявляют естественную осторожность и предпочитают отказаться от новых кредитных обязательств».

Цели, на которые занимают клиенты, остаются прежними: ремонт и обустройство жилья, обновление бытовой техники и электроники, покупка дорогой одежды. Однако подорожание товаров и услуг из-за валютных скачков привели к тому, что гражданам стало требоваться больше денег, чем годом ранее. Еще одним фактором, влияющим на размер кредита, является изменение кредитной политики банков в сторону более тщательного отношения к возможным рискам при кредитовании розничных заемщиков. «Помимо выросшей инфляции, приведшей к удорожанию товаров и услуг, приобретаемых в кредит, на сокращение количества заемщиков и рост среднего размера кредита повлияло значительное улучшение процедуры управления кредитными рисками со стороны банков», – отмечает генеральный директор НБКИ Александр Викулин.

Стоит отметить, что на фоне снижения платежеспособности заемщиков, банки стали более серьезно подходить к выдаче кредитов. Сегодня оценивается не только размер дохода заемщика, но и перспективы отрасли, в которой он трудится, а также исследуется его платежная дисциплина, например, по истории платежей ЖКХ. Получить заем клиенту «с улицы» во многих банках оказывается нереально. «Появился крен в сторону корпоративного кредитования. Потребкредиты, безусловно, интересны банкам – быстро и относительно маржинально – но в данный момент времени и экономической ситуации не самый лучший способ заработать, – говорит независимый финансовый аналитик Ирина Кудрякова. – Для восстановления прежних объемов кредитования банкам надо не только снижать ставки, но и смотреть целевое назначение займов даже при получении необеспеченного потребкредита. Клиента нужно консультировать так, чтобы он понимал что банк – не кэш-машина, а действительно его партнер, который может правильно определить его потенциал и нагрузку».

Между тем потребительские кредиты продолжают лидировать по уровню просроченной задолженности. По данным коллекторских агентств, они занимают до 40% от общего объема долгов. Чуть меньше приходится на кредитные карты – 35% и POS-кредиты – 10%.

Фото: Фото с сайта Shutterstock.com

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter