Крупные российские обувные компании отказываются от поставок из Турции, несмотря на то, что официальные санкции не затронули отрасль. Еще в 2015 году многие производители и продавцы в РФ закупали турецкие материалы и готовую продукцию, однако осложнившиеся отношения между двумя странами привели к тому, что отечественные обувщики ищут им замену.
О том, что российские компании по собственной инициативе отказываются закупать готовую продукцию и материалы из Турции, сообщили «Известия» со ссылкой на генерального директора Национального обувного союза Надежду Демидову. По ее словам, речь идет о таких компаниях, как Zenden, «Юничел», Tervolina, «Эконика» и других.
Сами производители подтверждают эту информацию. Как сообщил Chel.ru генеральный директор обувной компании «Юничел» Владимир Денисенко, отказаться от поставок из Турции фирма решила из-за проблем с прохождением закупаемых материалов через таможню.
«Закупки из Турции составляли примерно 2-3% от общего объема материалов, которые мы приобретали, – рассказывает глава «Юничела». – Из этой страны мы ввозили кожу и подошвы. В последнее время стали возникать сбои в поставках, очередная партия проходила растаможивание почти месяц. Нам такие риски не нужны, поэтому компания решила отказаться от турецких материалов. Уже во втором квартале нынешнего года в структуре наших закупок их не будет».
По словам Владимира Денисенко, трудностей с заменой турецкой кожи и подошв возникнуть не должно. «Подошвы заменим на итальянские, по качеству эта продукция, по крайней мере, не уступает турецкой, – сообщил он. – Вместо турецкой кожи также увеличим поставки итальянской продукции, часть компенсируем за счет российской. У отечественных поставщиков можно без проблем закупать кожу для мужской и детской обуви, для женской она подходит не всегда, поскольку требования к качеству материала в этом сегменте выше».
Итальянские комплектующие, по словам Денисенко, чуть дороже турецких, однако значительно на стоимость конечной продукции замена не повлияет, отметил он. Глава «Юничела» также добавил, что в турецкой продукции нет ничего эксклюзивного. Производители из этой страны освоили выпуск таких материалов, как, например, кожа под крокодила и других рептилий. Однако в Турции сами ничего не придумывают, они все заимствуют. В том числе у тех же итальянцев.
По словам главы «Юничела», в целом доля импорта в структуре закупок компании до кризиса составляла примерно 50%, а с ухудшением экономической ситуации была снижена до 40%. Наибольшие объемы материалов производитель обуви импортирует из Южной Кореи.
По словам владельца сети обувных магазинов Zenden Андрея Павлова, трудности с турецкой продукцией возникли уже в конце прошлого года. По его словам, компания не могла получить из Турции заказанный на следующие полгода товар – готовую обувь, оплаченную на треть. При этом товар застрял не на российской таможне, а на турецкой. Чтобы получить партию, руководство Zenden обращалось в Минпромторг, который оказал ей помощь в получении поставки. Компании разрешили получить всю предоплаченную продукцию, а новых договоров заключать уже не стали.
На турецкую продукцию приходилось около 10% от общего объема продаж компании. Замену ритейлер ищет среди российских, китайских и бразильских поставщиков.
Как отметила заместитель директора по связям с общественностью компании «Обувь России» Наталья Паули, обувь из Турции в основном закупали компании из европейской части России. «Из-за расположения им удобнее поставлять обувь из этой страны, – говорит она. – Компании Урала, Сибири и Дальнего Востока в основном работают с Китаем».
По мнению Натальи Паули, не стоит ждать серьезных последствий, даже если турецкая обувь и материалы совсем уйдут с рынка. «Ее достаточно легко заместят российские производители и частично – поставщики из Китая, – считает представитель компании «Обувь России». – Из Турции ввозили обувь среднеценового сегмента, и это был в основном мужской ассортимент. В России достаточно хорошо развито производство мужской обуви, и для ее изготовления у нас есть все необходимые комплектующие. Стоит отметить, что именно в среднем сегменте, в котором не столь велика доля заработной платы в себестоимости обуви, и где прежде всего играют роль такие факторы, как бренд и качество товара, российские фабрики конкурентоспособны. Если говорить про турецкие материалы для производства обуви, то также есть возможность их заместить китайскими и российскими комплектующими в достаточно короткие сроки».
Напомним, официально санкции, введенные Россией в отношении Турции, на обувные компании не распространяются, Анкара также не издавала никаких инициатив, касающихся этой отрасли. «Таким образом, можно предположить, что отечественные производители просто перестраховываются на случай дальнейшей эскалации геополитического конфликта и по возможности диверсифицируют поставки, – говорит финансовый аналитик группы компаний «Финам» Тимур Нигматуллин. – Турция ранее ежегодно поставляла в РФ одежды и обуви примерно на 1,6 миллиарда долларов, что составляет примерно 5% российского рынка легкой промышленности. Таким образом диверсификация не является невыполнимой задачей, и ее можно решить, в том числе за счет российских поставщиков без существенного влияния на уровень цен».
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com