Крупнейших авиаперевозчиков страны – «Аэрофлот», S7 и «Уральские авиалинии» – заподозрили в ценовом сговоре на маршрутах Челябинск–Москва и Волгоград–Москва. Обращение с просьбой проверить этот факт в Федеральную антимонопольную службу России направил депутат Госдумы Александр Агеев. Что думают по этому поводу эксперты – в тексте на Chel.ru.
В первый день весны депутат Госдумы Александр Агеев направил на имя главы Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева обращение, в котором попросил проверить деятельность крупнейших авиаперевозчиков – «Аэрофлота», S7 и «Уральских авиалиний» – на предмет ценового сговора при совершении авиаперевозок по маршрутам Челябинск–Москва и Волгоград–Москва. Причиной послужило большое количество жалоб граждан на имя депутата, которые заявляют об одновременном повышении и понижении тарифов «Аэрофлота», S7 и «Уральских авиалиний» в 1,5–2 раза.
Так, с января по март 2016 года билет по маршруту Челябинск–Москва у «Аэрофлота» стоит 3 300 рублей, у S7 – 3 040 рублей, а у «Уральских авиалиний» – 3 400 рублей. На апрель-май 2016 года тарифы перевозчиков заявлены в 3 500, 3 100 и 3 400 рублей соответственно. А с 1 июня все три авиакомпании резко повышают цены: «Аэрофлот» – до 6 500 рублей, S7 – до 6 800 рублей, «Уральские авиалинии» – до 6 450 рублей. Такие тарифы установлены до сентября, а затем все три компании почти в два раза снижают цены, сообщается в заявлении.
«Прошу проверить деятельность авиакомпаний на предмет ценового сговора и обеспечить доступную возможность авиаперелетов как в зимнее, так и в летнее время гражданам Российской Федерации», – пишет депутат Агеев.
Как пояснили Chel.ru в пресс-службе Челябинского УФАС России, на рассмотрение подобных заявлений в рамках закона отводится один месяц.
«Если необходимо изучение каких-либо дополнительных сведений, то рассмотрение обращения может быть продлено до трех месяцев, – уточнили в региональном УФАС. – А рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства рассматривается в течение трех месяцев и также, по необходимости, этот срок может быть увеличен до девяти месяцев».
За сговор между компаниями предусмотрены «оборотные» штрафы – от одного до 15% от суммы выручки, полученной от реализации товара. Но не менее ста тысяч рублей.
Между тем представители туристического рынка Южного Урала видят в обращении слуги народа лишь желание набрать баллов в начавшейся предвыборной гонке.
«Подача этой жалобы – откровенный пиар, – считает директор туристической компании «Сусанин» Анатолий Гуревич. – Говорить о сговоре в данном ключе, с моей точки зрения, бессмысленно. То, что авиакомпании в том или ином виде координируют, обсуждают проблемы отрасли – почти наверняка потому, что они живут в реалиях сегодняшнего рынка, и выбора у них нет. То, что они договариваются о ценах, моментах их изменения и прочем – думаю, что это исключено».
Нужно понимать, что цены не повышаются на лето, а снижаются на зиму, указал эксперт. «В условиях снижения спроса это один из путей его стимулирования, – пояснил Гуревич. – Это то же самое, что начать обсуждать: почему продавцы бытовой техники одновременно запускают акции и скидки к Новому году, 8 Марта и другим праздникам – "видимо, они сговорились". Либо перевернуть это с ног на голову и заявить, что цены со скидками – это реальные цены, а то, что после праздников компании цены повысили – это они сговорились».
В России сейчас аномально низкие цены на перелеты, считают представители туристической отрасли страны.
«Сейчас цены на перелет до Москвы существенно ниже, чем, допустим, год-другой назад: по специальному предложению той же "Сибири" можно улететь за 3 100 рублей, – констатирует директор «СТК – сервисная туристическая компания» Андрей Курочкин. – Если это сговор, то пусть он будет: летать дешевле стало. Думаю, когда на перелет Москва–Челябинск в обе стороны тратится в пределах 7 000 рублей – это достаточно оптимальная цена и для граждан, и для перевозчиков при полном заполнении бортов».
«Важно не забывать, что цены, которые декларируются на предстоящее лето, – те же, что были и год назад, – комментирует Анатолий Гуревич. – Они не повышаются – это очень здорово для потребителя. Реально, у нас аномально низкие цены на перелёт, и в условиях сегодняшнего курса доллара и прочего эти цены заведомо генерируют авиакомпаниям убытки, но надо понимать, что они генерируют их в меньшей степени, чем простой авиационных судов в том случае, если бы были цены нормальные для компаний, но люди бы не летали».
Такие заявления и действия представителей власти наносят серьезный урон и потребителям, и авиакомпаниям, считают респонденты Chel.ru.
«Вместо того, чтобы обсуждать реальные шаги по реальному изменению экономической ситуации и вообще положения авиакомпаний в стране, подаются вот такие жалобы! – возмущается господин Гуревич. – Лучше бы искали пути снижения издержек авиакомпаний. Когда у перевозчиков все самолеты в долларовом лизинге, то все комментарии совершенно прозрачны: издержки по лизингу самолетов выросли вдвое. При этом тарифы в пересчете на доллар упали в полтора раза и более, особенно на внутренние авиаперевозки, а на международные перелеты они, в принципе, снизились».
Источник валютного дохода авиакомпаний, особенно в пересчете с рубля, уменьшился кардинально, акцентирует собеседник. «Все авиакомпании России за прошлый год задекларировали убытки, – отмечает Анатолий Гуревич. – У них сегодня вопрос стоит в выживании, а не в том, как "сговориться и обжулить бедных потребителей". И у них нет другого пути, кроме как искать пути выживания, в том числе и обсуждая не какие-то совместные действия, а вообще действия на рынке. Нужно понимать, что если один перевозчик начнет демпинговать, то, что бы ни произошло, через три дня цены снизят все остальные. В противном случае они столкнутся с немедленным пересаживанием пассажиров на рейсы конкурентов. Это реалии рынка».
Схожего мнения придерживается и Андрей Курочкин. «Действительно, работая в одном сегменте рынка, авиакомпании смотря друг на друга – и если одна продает билеты до Москвы за 3 000 рублей, то другая не будет завышать цены в два раза, чтобы не потерять клиентов. Это связано не со сговором – это нормальная рыночная ситуация, как и при продаже помидоров на рынке».
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com