RU74
Погода

Сейчас+2°C

Сейчас в Челябинске

Погода+2°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -1

2 м/c,

вос.

748мм 93%
Подробнее
0 Пробки
USD 92,13
EUR 98,71
Бизнес Госзакупки оцифруют принудительно

Госзакупки оцифруют принудительно

Министерство экономического развития РФ внесло в правительство новый пакет поправок в законы о госзакупках и закупках госкомпаний (44-ФЗ и 222-ФЗ). Нововведения предусматривают переход всех видов госзаказа на электронный формат с июля 2017 года и ужесточение регулирования. Организацию закупок и торгов в сфере приватизации и банкротства возьмут на себя универсальные электронные площадки, которые отберет правительство по своему усмотрению.

Как пишет «Коммерсантъ», новый пакет поправок к федеральным законам №44 и №223 уже согласовали Минэкономики и ФАС, теперь он внесен на рассмотрение в Белый дом. Предыдущие поправки в те же документы парламент принял в первом чтении еще в феврале и сентябре прошлого года, однако рассмотрение поправок правительства ко второму чтению после обсуждения в комитете по экономической политике в декабре было отложено.

Доработку поправок тормозили межведомственные разногласия и лоббирование интересов монополистов, которые опасались введения для них ограничений. Были претензии и к планам фактически ликвидировать рынок электронных торговых площадок (ЭТП), ряд которых аффилирован с госкомпаниями и региональными властями.

Новые поправки, внесенные на рассмотрение министерством экономики, предусматривают перевод всех видов госзакупок в электронный формат. Авторы инициативы отмечают, что такое нововведение призвано «повысить анонимность подачи заявок участниками закупок, исключить возможность привлечения заказчиком к процедуре «своих» поставщиков и снизить коррупционные риски». Ранее в Минэкономразвития отмечали, что этот шаг позволит сэкономить на госзакупках сотни миллиардов рублей. Ранее планировалось обязать заказчиков перейти на электронные торги к 1 октября следующего года, однако по поручению премьер-министра Дмитрия Медведева крайний срок был отодвинут на 1 июля 2017-го.

Поправки также расширяют полномочия правительства в части регулирования госзакупок. Кабинет министров будет определять перечень универсальных ЭТП для организации торгов по 44 и 223 федеральным законам, приватизации и продажи имущества банкротов. Также Белый дом определит требования к этим торгам и порядок контроля. Правда, пока предусмотрено лишь одно ограничение – по участию иностранцев в капитале оператора ЭТП (не более 25%).

Кроме того, правительство будет определять требования к конкурсной документации и правила регистрации поставщиков в единой информационной системе (ЕИС). В ней будет запрещено регистрировать офшоры, а данные о поставщиках будут поступать в базу из государственных информационных систем. Также в электронных конкурсах появится возможность для участников внести корректировки в свое предложение до подведения итогов.

Также изменения затронут содержание заявок: поставщиков обяжут подтверждать согласие с условиями торгов, предоставлять в случае конкурса подробные характеристики объекта закупки (в том числе страну происхождения товара, его показатели, товарный знак). Также поставщики должны будут декларировать свое соответствие требованиям ФЗ №44 и принадлежность к субъектам малого бизнеса или социально ориентированным НКО.

Еще одно из предложенных изменений устанавливает предельный срок действия банковской гарантии для государственных и муниципальных контрактов и позволяет поставщику в любой момент исполнения менять способ обеспечения. Сейчас законодательство прописывает обязательный минимальный срок (он должен превышать срок действия контракта как минимум на один месяц), однако не регламентирует максимальный срок действия этой гарантии. В Минэкономики считают, что поправка даст бизнесу снижение нагрузки и снизит уровень коррупции.

Представители челябинского бизнеса отмечают, что поправки в целом должны способствовать улучшению ситуации в сфере госзакупок. «Предельный срок банковских гарантий – это, разумеется, положительный момент, – говорит директор тендерного агентства cMolotka.ru, член комитета ЧРО «Опоры России» по вопросам государственных и муниципальных корпоративных закупок и электронных торгов Ярослав Щербаков. – Он направлен на то, чтобы дать малому и среднему бизнесу больше доступа к участию в государственных закупках».

Переход всех торгов в электронную форму, по мнению Ярослава Щербакова, также приведет к улучшениям. «Процесс неизбежен, сейчас все уходят от бумаги и переводят документооборот в электронную форму, – отметил он. – Когда торги проводятся в другом регионе или в удаленной местности с плохой транспортной доступностью, не всегда и не у всех есть возможность в них поучаствовать. Электронный формат позволит многим поставщикам пересмотреть географию участия, в итоге это приведет к усилению конкуренции на рынке госзакупок и снижению цен».

Согласен с Щербаковым и аналитик компании «Финам» Тимур Нигматуллин. «На мой взгляд, предложенные поправки в случае их принятия в неизменном виде (что, учитывая давление со стороны лоббистов, далеко не гарантировано) действительно приведут к кардинальному улучшению системы госзакупок в долгосрочной перспективе, сделав ее более эффективной, – считает он. – В частности, если все закупки будут переведены на электронные процедуры, будет принудительно внедрен электронный документооборот между заказчиком и поставщиком при приемке исполнения контракта и будут снижены требования по госгарантиям, только за счет усиления конкуренции и снижения коррупционных рисков можно ожидать экономии до триллиона рублей в год, что особенно актуально на фоне низких цен на нефть, оказывающих давление на доходную часть бюджета».

По мнению Нигматуллина, единственным минусом перевода всех госзакупок в электронную форму может стать низкое качество необходимой для этого инфраструктуры – программного обеспечения и прочих информационных систем. «В таком случае перенастройка системы и сбои в бизнес-процессах могут негативно сказаться на сроках и даже качестве поставок и выполнения работ в рамках госзакупок», – отметил эксперт.

По мнению Ярослава Щербакова, есть еще одна важная проблема, требующая решения на уровне федерального законодательства. «Мы считаем, что необходимо дифференцировать наказание за неумышленные действия поставщиков при уклонении от заключения контрактов по госзакупкам, – говорит он. – Часто проблемы возникают не из-за умысла поставщика, а из-за технических сложностей, по невнимательности или незнанию каких-то моментов. Сейчас из-за жесткого регламента часто так происходит, что УФАС часто вносит поставщиков в список недобросовестных, в то время как они по сути таковыми не являются. Между тем попадание в список грозит компании лишением возможности участвовать в госзакупках в течение двух лет. Для некоторых компаний, у которых работа с государством составляет значительную часть оборота, это чревато серьезными последствиями вплоть до закрытия. Поэтому вы обратились в ЗСО с инициативой предусмотреть альтернативу для такого наказания в виде денежного штрафа».

По мнению представителя адвокатского бюро «Ле-Арм» Татьяны Смышляевой, к основным проблемам, связанным с госзакупками, сегодня относится завышение стоимости контрактов при закупках у единственного поставщика. «По замыслу законодателя в закупках, как правило, должны принимать участие минимум 2-3 поставщика, в противном случае закупка признается несостоявшейся, и договор заключается с единственным поставщиком, – говорит она. – Другая проблема в том, что в результате фиксации стоимости закупки существенно снижается качество, что приводит к выбору наиболее дешевого поставщика и дополнительным затратам на устранение недостатков. Третья сложность – это обязанность корпораций закупать у малого и среднего бизнеса. По факту крупные компании всегда могут найти возможность представить в качестве поставщика свою подконтрольную структуру, и этот аспект требует дополнительной прозрачности».

Фото: Фото с сайта Shutterstock.com
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления