Государство будет доплачивать туроператорам за каждого туриста от одной до двух тысяч рублей при условии, что отдыхающих привезли на один из приоритетных для государства туристических маршрутов в России. Какие условия необходимо выполнить, чтобы получить из бюджета дотацию, а также какое влияние, по мнению экспертов, законопроект может оказать на развитие туротрасли страны – в тексте на Chel.ru.
На доплаты туроператорам за туристов уже в этом году Минкультуры предлагает выделить 750 миллионов рублей, а в следующие три года – по два миллиарда в год. Проект соответствующего постановления правительства опубликован для общественного обсуждения.
В проект перечня субсидируемых приоритетных туристских маршрутов включены Кавказские Минеральные воды, Архыз, Домбай, Теберда, Сочи, Крым, Калининградская область, Байкал, Камчатка, Алтай, а также семь межрегиональных маршрутов, которые продвигает минкультуры. К ним, помимо «Золотого кольца», относятся «Серебряное ожерелье», «Русские усадьбы», «Великий шелковый путь», «Великий чайный путь», Транссибирская магистраль, «Восточное кольцо».
Размер субсидии составит от одной до двух тысяч рублей за одного «организованного» туриста. При этом устанавливается минимальное количество туристов, привезенных одним туроператором, которое будет давать ему право на субсидию. Оно составит от 50 человек для Камчатки до 500 человек для Сочи и других морских курортов.
Чтобы получить доплату, туроператорам придется выполнить и другие условия. Например, отправить туриста отдыхать не менее, чем на семь дней. При этом пункты отправления туристов и пункты маршрута должны быть расположены в разных субъектах Российской Федерации.
Продолжительность культурно-познавательного туристского маршрута должна быть не менее четырёх календарных дней, а сам маршрут – включать посещение туристами не менее двух субъектов страны.
Но, пожалуй, главная особенность – период реализации приоритетных туристстких маршрутов. К примеру, на южном направлении они попадают на межсезонье – с октября по апрель или май.
С учетом условий, прописанных в законопроекте, вряд ли такую поддержку смогут получить небольшие туристические компании регионов, сомневаются эксперты Chel.ru.
«Мы читали про этот законопроект. Очень много туристов отправили в этом году по обозначенным направлениям. Как говорится, наш расчетный счет открыт, мы ждем, – комментирует директор турагентства “Корас XXI век” Наталья Сахнова. – На самом деле интересно, как будут происходить выплаты и будет ли вообще принят этот законопроект. Но еще больше нас интересует, на что эта субсидия будет выдаваться».
Путевки на отдых по России стоят 10-15-20-30 тысяч рублей, плюс нередко бронируются социальные туры, например, по Волге за 12 тысяч рублей, по которым вообще не положено комиссионное вознаграждение, пояснила Наталья Сахнова.
«А деньги начинают тратиться с момент входа клиента в офис, – рассказывает она. – К примеру, при выдаче каждой путевки на руки только бумаги я трачу по 20-25 листов – это договор в двух экземплярах на четырех листах с двух сторон напечатанный, памятка туристу, ваучеры, трансферные листы, билеты. Плюс трудозатраты. Плюс расходы на Интернет, телефонию, электричество и так далее. Плюс я беру бланк строгой отчетности, несу деньги в банк, который с меня за перевод некую сумму берет, а если человек платит по платежному терминалу – там мы дополнительно теряем проценты с суммы... А путевки недорогие и низкорентабельные. Вот мне и интересно: эти одна-две тысячи рублей должны идти в счет путевки туристу для снижения его расходов, или это помощь нам, турагентствам?»
Если будет поддержка туроператоров России со стороны государства, важно, чтобы правильно были расставлены приоритеты, указала респондент.
«А пока повсеместно говорят о поддержке малого и среднего предпринимательства, которой мы просто не видим, – отметила Наталья Сахнова. – Мы не можем бронировать билеты на железной дороге – это крайне сложно, мы не имеем возможности бронировать авиабилеты по льготным тарифам, и много чего мы не можем, не имеем права или можем только в теории. Поэтому будет эта помощь от государства – хорошо, мы это только приветствуем. Но важно, чтобы туристы понимали: если тысячу рублей дают нам, то я не должна вычитать ее из стоимости путевки».
По данным турагентства «Корас XXI век», этим летом у россиян пользуются наибольшим спросом туры поездом до Сочи, Адлера и Имеретинки. Второе место – самолетом туда же плюс Кипр. Третье место по популярности – экскурсионные туры по России. В их числе Москва, Санкт-Петербург, «Золотое кольцо», а также круизы по рекам России: Самара – Волгоград – Астрахань – Ростов-на-Дону, Самара – Казань – Нижний Новгород – Ярославль, Самара – Казань – Пермь, Санкт-Петербург – Москва и обратно, круиз из Санкт-Петербурга по Балтике. А Казань, хотя и популярна, но массовой пока не стала: ждет прямого поезда из Челябинска.
Будут ли в программе участвовать региональные туркомпании, будет зависеть от сложности оформления документов и условий, которые необходимо соблюсти. Пока складывается ощущение, что программа написана под крупные московские компании, указали эксперты делового сайта Chel.ru.
«Программа замечательная, работать начнет с 2017 года, потому что для старта программы в этом году депутаты еще не успеют принять соответствующие документы, – комментирует генеральный директор челябинского бюро международного туризма “Спутник” Людмила Мосина. – Безусловно, это хорошее предложение, но еще абсолютно не прописаны механизмы: как будут получать поддержку, кто, каким образом будет контролироваться количество отправленных туристов – написать в отчетах можно что угодно. Непонятно и то, каким образом в программе смогут принять участие региональные туроператоры, отправляющие отдыхающих по обозначенным направлениям. О москвичах говорить не будем – судя по указанным условиям, им проще войти в эту программу. Хотя сейчас механизмов нет ни для москвичей, ни для нас».
«Предполагаю, что эту субсидию получить будет совершенно непросто, – рассуждает Наталья Сахнова. – Создается ощущение, что условия прописывают под конкретную крупную компанию. Беспокоюсь, что суммы господдержки за приоритетные направления будут распределены между приоритетными операторами. И плюсом к этому: если будет непросто подготовить перечень документов для получения субсидии, то я просто не буду этим заниматься, слишком у нас небольшой штат сотрудников.
Фото: Фото FotograFFF / Shutterstock.com