Челябинский радиозавод «Полет» – предприятие с более чем 60-летней историей. Сегодня это один из базовых производителей наземного радиолокационного оборудования для управления воздушным движением как в гражданской авиации, так и в военно-воздушных силах. В последнее время завод переживал довольно сложные времена: у предприятия были проблемы с задолженностью перед контрагентами и сотрудниками.
Однако ситуация изменилась, когда ОАО «ЧРЗ «Полет»» вошло в состав Объединенной приборостроительной корпорации (ОПК). Управляющая компания, под эгидой которой объединены научные и производственные структуры радиоэлектронной промышленности России, начала активно оздоравливать предприятие, сменив руководство и поставив задачи по решению всего комплекса проблем.
О том, как сегодня обстоят дела на челябинском радиозаводе, какие меры принимает ОПК для восстановления и динамичного развития предприятия и каковы его позиции на рынке радиолокационного оборудования, сайту Chel.ru рассказал временный генеральный директор «Полета» Сергей Пилат.
– Сергей Леонидович, какие перемены сейчас происходят на предприятии? Что уже было сделано?
– Начнем с того, что Объединенная приборостроительная корпорация сразу активно подошла к кадровой политике. На предприятии уже сменилось высшее руководство, сейчас идет постепенная замена на уровне руководителей подразделений. При этом, конечно, нет задачи уволить всех, кто работал раньше. Просто кто-то уходит на пенсию, мы их достойно и с уважением провожаем, и вместо них приходят новые, более молодые управленцы. Есть задача омолодить коллектив, и она выполняется. Мне 55 лет, и сегодня я старше всех в руководстве завода, а еще недавно я был одним из самых молодых. Средний возраст был за 60, сейчас он намного меньше. Пришли энергичные, амбициозные люди, у которых есть желание и опыт менять предприятие к лучшему.
– Откуда приходят эти новые люди в команду радиозавода?
– В основном это челябинцы, есть приглашенные сотрудники из Москвы, были временно задействованы специалисты из Санкт-Петербурга. Не раз приходилось слышать, что мы привели всех управленцев «со стороны», а своим не даем карьерного роста. Это не так: в этом году сформирован кадровый резерв из действующих сотрудников, в том числе молодых, часть из которых уже перешли в ранг руководителей.
– Курс на омоложение касается и неруководящего состава?
– Мы с уважением относимся к возрастным работникам, которые являются носителями опыта, знаний, отдали предприятию много лет. Однако время не остановишь, и пенсионеры заканчивают свою трудовую деятельность. При этом постепенно омолаживать кадровый состав тоже не получается, потому что преемственность отсутствует. Мы фактически потеряли два поколения и сегодня должны прикладывать усилия, чтобы получить новых молодых специалистов. Нужно не просто набрать квалифицированных людей, но и создать им условия, обучить. Сейчас есть инструменты для привлечения молодых специалистов на предприятия военно-промышленного комплекса, и необходимо использовать чужой положительный опыт. Выстраиваем работу с образовательными учреждениями города. Осуществляется взаимодействие и с учебными заведениями среднего профессионального образования.
– С конца прошлого года в СМИ проходила информация о банкротстве ЧРЗ «Полет», о долгах по зарплате и перед партнерами, о жалобах в прокуратуру. Как сегодня с этим обстоят дела?
– В 2015 году на предприятии завершился внутренний аудит, который выявил серьезные финансовые проблемы, копившиеся годами, предбанкротная ситуация складывалась на протяжении долгого времени. Непомерные объемы долгов привели к тому, что предприятие оказалось не в состоянии расплачиваться со своими работниками, кредиторами и бюджетом. Да, были долги по зарплате, перед партнерами, были заблокированы счета. На сегодняшний день эти проблемы решены: сотрудники получают зарплату вовремя, налажена работа с банками, прошел процесс реструктуризации долга, и я рад тому, что самое сложное уже позади. Все это стало возможным, благодаря ОПК и тем ресурсам, которые она вложила в предприятие и предотвратила банкротство. Без участия корпорации решение всех этих проблем было бы невыполнимой задачей.
ОПК взяла на себя риски за нашу производственную деятельность, переложив на себя ответственность за кредиты предприятия. Теперь мы можем спокойно работать. Долгое время завод наращивал кредитную массу, которая постепенно достигла 950 миллионов рублей. Сегодня обязательства по кредитам и займам уменьшены, и мы своевременно их обслуживаем.
Понятно, что все проблемы за полгода не решить. Нам предстоит еще большая и длительная работа по реструктуризации предприятия, чтобы договоры, которые мы заключаем, продукция, которую мы выпускаем, стали приносить прибыль, и мы получили возможность увеличивать фонд заработной платы, повысить эффективность производства, осуществить разработку новых изделий, выйти на новые рынки. Сейчас мы на этапе антикризисного управления.
– Повлияло ли вхождение в Ростех на количество заказов, объемы выпускаемой продукции?
– Да, например, ОПК оказывает нам содействие в заключении договоров с Госкорпорацией по ОрВД на поставку наших локаторов. До этого последний раз мы заключали соглашение с этим заказчиком два года назад, причем деньги получили, а выполнить свои обязательства не смогли. Благодаря усилиям руководства Объединенной приборостроительной корпорации, мы сумели заключить с концерном «Алмаз-Антей» и Госкорпорацией по ОрВД мировые соглашения. ЧРЗ «Полет» будет поставлять им радиолокаторы, причем заказов столько, что мы уже вынуждены задумываться о введении второй-третьей смены в производстве, дополнительных мощностях и персонале, чтобы выполнить эти заказы в 2017 г.
– Были слухи, что ЧРЗ «Полет» передает на сторону свою производственную документацию и фактически превращается в ремонтное предприятие...
– Ничего общего с действительностью эти слухи не имеют, документацию мы передавать не собираемся. Мы активно развиваем выпуск продукции как для гражданской авиации, так и для гособоронзаказа. Постоянно проводим улучшения, модернизируем выпускаемое оборудование, у нас есть регулярная программа по модернизации техники и разработке новых моделей. На следующий год запланировано подписание договоров модернизации ряда наших изделий для целей Гособоронзаказа за счет средств Минобороны России.
– Какова география поставок продукции завода? Идет ли ваше оборудование на экспорт?
– Мы поставляем свою продукцию по всей России, а также регулярно осуществляем отгрузки за рубеж. Сегодня наше оборудование установлено и работает в 30 странах мира. Среди стран, с которыми мы сотрудничаем, Китай, Индия, Алжир, Вьетнам, Ангола, Казахстан, Туркменистан, Беларусь и другие. Нашу продукцию за рубежом знают, ценят не только ее высокую точность, но и долговечность. На ряде аэродромов до сих пор работает наша техника, установленная очень давно. Например, радиотехническую систему ближней навигации (РСБН) в столицу Йемена наш завод поставил еще 25 лет назад – она работает исправно, там даже серебро на разъемах не потемнело. Многие годы наша система исправно работает в самом сердце Сахары, в алжирском городе Таманрассет.
– Какие у завода планы на будущее?
– Развиваться, решать текущие задачи, расплачиваться с долгами, повышать заработную плату сотрудникам. Модернизировать систему управления предприятием, внедрять IT-технологии, наша цель – стать успешным современным предприятием. Мы приступили к разработке стратегии развития до 2021 года. Сейчас «Ростех» ставит перед входящими в него предприятиями задачу увеличить выпуск продукции гражданского применения. Уже в этом году мы ведем опытно-конструкторские работы по ряду гражданских продуктов, которые планируем вывести на рынок в 2017–2018 гг. У нас продукция двойного назначения, и мы можем одну и ту же технику поставлять как по гособоронзаказу, так и для гражданской авиации. Ведем постоянный поиск новых рынков, новых продуктов, не ограничиваемся своей исторически сложившейся специализацией, хотим развить компетенции предприятия и в других отраслях. Также в планах дальнейшее техническое перевооружение, покупка нового современного оборудования, которое позволит повысить производительность труда. Потенциал у предприятия большой, все необходимое для реализации задуманного есть, и, я думаю, что у нас все получится.
Фото: Фото Олега Каргаполова и предоставлено заказчиком