Сегодня, 18 октября, финский Fortum официально открыл новую ТЭЦ в России – Челябинскую ГРЭС. На площадке, где в 30-х годах прошлого века появился первенец уральской энергетики, теперь отстроена новая электростанция. На открытии объекта, дающего тепло половине Челябинска, побывали корреспонденты 74.ru.
Современная ЧГРЭС представляет собой сложный энергетический комплекс, состоящий из 93 объектов. На старейшей станции города полностью заменено действующее оборудование, построены два новых парогазовых энергоблока. Первый был введен в коммерческую эксплуатацию с 1 декабря 2015 года, второй блок – с марта 2016 года. Сейчас достраивается третий – как сообщили в руководстве «Фортума», он будет запущен уже до конца этого года.
На реконструкции ЧГРЭС работала 21 тысяча человек, 270 подрядных организаций. На станции установлены турбины из Германии, генераторы – из Польши, роторы – из Швейцарии. С центрального щита управления специалисты ведут контроль за 150 технологическими процессами, а также могут видеть и изменять более 2,5 тысяч параметров.
Пуск Челябинской ГРЭС финны называют финальной точкой в долгосрочной инвестиционной программе, реализуемой в России. «В Финляндии есть традиция – никогда не прибегать к спешке в важных делах. Мы всегда стремимся сделать все хорошо и с первого раза, – заявил президент и главный исполнительный директор корпорации Fortum Пекка Лундмарк. – Восемь лет назад мы взяли на себя обязательства по строительству восьми новых современных энергоблоков в России. И построили 2,4 гигаватта новых мощностей».
Глава финской корпорации с нежностью назвал Челябинскую ГРЭС первой ласточкой энергетики на Урале и пообещал теперь сконцентрироваться на повышении эффективности и производительности имеющихся активов.
Напомним, реализация инвестиционной программы корпорации Fortum в России была начата в 2008 году. В общей сложности финны инвестировали в российскую экономику 4,5 млрд евро.
Челябинская ГРЭС введена в эксплуатацию в 1930 году по плану ГОЭЛРО. Изначально работала на местном угле. С вводом станции ускорились строительство и пуск ЧТЗ, ЧЭМК, электролитного, цинкового, лакокрасочного, абразивного и других крупных заводов города.
Реконструкция, а проще говоря, строительство новой ЧГРЭС прошло почти незамеченным для многих горожан. Станция отапливает Центральный, Калининский, Курчатовский и Советский районы Челябинска, но вряд ли горожане помнят сколько-нибудь серьезные сбои. Между тем новые энергоблоки проектировались, строились и вводились в эксплуатацию параллельно работе старой станции.
«С вводом в эксплуатацию энергоблоков ЧГРЭС Южный Урал получил колоссальный запас прочности в части энергоснабжения. Это будет востребовано: территория развивается, растет, строит новые планы в экономике и социальной сфере, – подчеркнул губернатор Борис Дубровский. – Мы прогнозируем наращивание объемов производства в базовых, энергоёмких отраслях: металлургии, машиностроении, приборостроении, производстве стройматериалов».
Исполнительный вице-президент Fortum, глава дивизиона «Россия» Александр Чуваев признался, что строительство таких крупных объектов дается нелегко: «На площадке ЧГРЭС мы столкнулись с перепадом высот в 12 метров, скальными грунтами и плывунами. Но вы видите, что получилось: красавица станция!».
Новые энергоблоки, работающие в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, значительно снизили удельные выбросы при производстве энергии в России. ЧГРЭС также усиливает поставки в тепловую систему Челябинска, обеспечивая ее дальнейшую модернизацию и совершенствование с выгодой для потребителя.
«Инвестиционная программа корпорации Fortum включала в себя план по введению в России 30 гигаватт мощностей до 2018 года. На сегодняшний день введено уже более 27 гигават, – добавил заместитель министра энергетики Российской Федерации Антон Инюцин, пожелав успешного прохождения первой зимы. – С этим инвестиционным проектом наша страна, наша энергетика получает новое качество жизни».
Шесть интересных фактов о ЧГРЭС:
Протяженность всех трубопроводов, проходящих по территории станции, свыше 10 тысяч километров.
Самая крупная деталь оборудования ЧГРЭС – ротор газовой турбины весом 55 тонн. Он тяжелее самолета Boeing 717-200 с максимальным взлетным весом 50 тонн.
Самая маленькая деталь находится в котлотурбинном цехе. Размер нерезервируемого контроллера паросбросного устройства сопоставим со спичечным коробком.
Производительность одного котла-утилизатора составляет 335 тонн пара в час, она сопоставима с 47,5 миллионами мультиварок емкостью один литр.
На территории ЧГРЭС – три градирни. Высота двух больших – 75 м, диаметр нижней части – более 63 м. Эти градирни выше Ниагарского водопада, высота которого составляет 53 м.
В технологическом цикле используется даже дождевая вода, которая собирается со всей территории станции.
Фото: Фото Олега Каргаполова