В последние годы Государственная инспекция труда (ГИТ) активно участвует в наполнении госбюджета, выписывая штрафы юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям за нарушения в области трудового законодательства.
Только в 2015 году оштрафованы более 100 тысяч юридических лиц и ИП на общую сумму более 3,28 миллиарда рублей. Ожидается, что по итогам 2016 года сумма штрафов заметно увеличится. Как утверждают эксперты, четыре из пяти проверок ГИТ заканчиваются штрафами*.
Как избежать ошибок
Во многих случаях нарушений можно было бы легко избежать, так как они явились следствием недостаточного профессионализма и низкой правовой культуры.
Для решения проблемы объединение «ИНФОРМПРАВО» предлагает использовать комплекс эффективных мер, значительно снижающих риски штрафов.
Во-первых, любой организации необходимо назначить сотрудника, ответственного за подготовку к проверкам ГИТ.
Во-вторых, вооружить этого сотрудника необходимым инструментом для решения поставленной задачи.
И, в-третьих, научить его пользоваться этим инструментом.
Объединение готово помочь реализовать эти меры.
– Мы предоставим электронный навигатор, позволяющий с помощью специализированной системы знаний избежать ошибок в области трудового законодательства, научим ответственного сотрудника организации взаимодействовать с электронным помощником и выдадим ему соответствующий сертификат, – сообщают специалисты объединения «ИНФОРМПРАВО».
Как перестать бояться проверок со стороны Государственной инспекции труда, рассмотрим подробнее.
Какими бывают проверки
Проверки ГИС делятся на плановые и внеплановые, а также на документарные и выездные.
Плановые проверки указаны на официальном сайте Роструда, на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации или на портале ФГИС «Единый Реестр Проверок». Планы публикуются до начала года, на который они составлены. Поэтому стоит в конце декабря проконтролировать, не ждать ли в новом году инспекторов.
Внеплановая проверка проводится на основании заявления гражданина. Если с кем-то из сотрудников возник конфликт по трудовым вопросам, будьте готовы к визиту проверяющих. О внеплановой проверке организацию предупреждают любым доступным способом (в том числе по телефону, факсу или электронной почте) не менее чем за 24 часа до её начала.
При документарной проверке у предпринимателя запрашивается конкретный перечень документов. Непосредственно в компанию инспектор не приходит. Заверенные копии нужно представить в течение 10 рабочих дней.
Выездную проверку осуществляют, если у трудинспекции возникли сомнения в достоверности содержащихся в документах сведений или их недостаточно для однозначного вывода о полном соблюдении норм трудового законодательства. Инспектор приходит непосредственно на предприятие. Он не только проверяет документы, но и соотносит их содержание с реальным положением дел.
Любой вид контроля длится не более 20 рабочих дней.
Готовимся к проверке
При обнаружении себя в списках трудовой инспекции не стоит паниковать. Важно провести аудит кадровой и бухгалтерской документации, которая заинтересует проверяющих. Это можно сделать собственными силами или привлечь специалиста.
Цена каждого промаха при подготовке к проверке – деньги компании. Статья 5.27 КоАП РФ предусматривает за различные нарушения норм трудового законодательства существенные штрафы: от 1000 до 40 000 рублей – на ИП, от 30 000 до 200 000 на юрлиц, от 1000 до 30 000 рублей или дисквалификация сроком до трёх лет – на должностные лица.
Что важно проверить при подготовке к проверке:
Трудовые договоры. Убедитесь, что с каждым работником заключен письменный трудовой договор. После этого проверьте каждый из них на наличие обязательных реквизитов, перечисленных в ст. 57 ТК РФ. На каждом договоре прописывается, что работник свой экземпляр получил. Факт передачи подтверждается его подписью под этой фразой (ст. 67 ТК РФ). Из действующих трудовых договоров желательно сформировать одну папку. Из расторгнутых – другую.
Трудовые книжки (ст. 66 ТК РФ). Уточните, все ли трудовые книжки зарегистрированы в журнале учета. Форма, порядок их ведения и хранения утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 №225 «О трудовых книжках» (далее – Постановление о трудовых книжках) и Постановлением Минтруда РФ от 10.10.2003 № 69 «Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек». Книжка заполняется на каждого сотрудника, работающего более пяти дней по основному месту работы. На впервые поступающего на работу человека трудовую книжку заводит работодатель. Нельзя заставлять новичка покупать ее самостоятельно и за свой счёт! Трудовые книжки хранятся в несгораемом сейфе. Записи в трудовых книжках должны полностью соответствовать приказам, на основании которых сделаны. Записи выполняются аккуратно, разборчивым почерком, шариковой или гелевой ручкой черного, синего или фиолетового цвета без сокращений.
Приказы по личному составу: о приеме на работу (формы Т-1, Т-1а); о переводе на другую работу (формы Т-5, Т-5а); о предоставлении отпуска (формы Т-6, Т-6а); о направлении в командировку (формы Т-9, Т-9а); о поощрении (формы Т-11, Т-11а); о прекращении (расторжении) трудового договора (формы Т-8, Т-8а). Кадровые приказы нумеруются и хранятся отдельно от остальных. Нумерация ведется непрерывно в хронологическом порядке. Для этого полезно завести отдельный журнал учёта.
Локальные нормативные акты: правила внутреннего трудового распорядка (ст. 189 ТК РФ); инструкция по охране труда; положение об оплате труда и премировании; положение о хранении и защите персональных данных работников (ст. 87 ТК РФ, Федеральный закон от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных); должностные. При приёме на работу необходимо ознакомить нового сотрудника со всеми локальными нормативными актами, касающимися его деятельности.
График отпусков по форме Т-7 (ст. 123 ТК РФ, Постановление Госкомстата РФ от 05.01.2004 №1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты»). Дата его утверждения – не менее чем две недели до начала года.
Штатное расписание по форме Т-3.
Табель учёта рабочего времени по формам Т-12 и Т-13 (ст. 91 ТК РФ). Он составляется помесячно.
Личные карточки по форме Т-2. Записи о приёме на работу, переводах и увольнении подтверждаются подписями работника. Личная карточка может быть частью личного дела сотрудника, куда входят копии его документов (паспорта; свидетельства ИНН; СНИЛС; свидетельств о заключении и расторжении брака, если менялась фамилия; свидетельств о рождении детей; дипломов об образовании, сертификатов и свидетельств о повышении квалификации).
Как снизить штрафы
Как утверждают специалисты в области права, не стоит отчаиваться, увидев сумму штрафа после проверки Государственной инспекцией труда.
Если к ответственности привлекают первый раз, есть возможность уменьшить сумму взыскания на основании ст. 4.1 КоАП РФ об общих правилах назначения административного наказания, ст. 4.2 о смягчающих ответственность обстоятельствах и ст. 2.9 о малозначительности совершенного правонарушения.
Можно подготовить жалобу в арбитражный суд, сославшись на вышеуказанные статьи КоАП и следующие обстоятельства:
организация привлечена к административной ответственности за нарушение трудового законодательства впервые;
приняты все возможные меры по недопущению повторных правонарушений;
правонарушение не повлекло существенного нарушения чьих-либо прав и свобод, не нанесло материального ущерба;
назначенные штрафы для организации чрезмерны и могут существенно подорвать ее имущественное и финансовое положение, вплоть до полного прекращения деятельности.
При наличии исключительных обстоятельств назначенный компании штраф может быть снижен судом ниже минимально предусмотренного санкцией ст. 5.27 КоАП РФ, если он составляет не менее 100 000 рублей. Эта сумма может быть уменьшена до 50 000 рублей. Также вместо штрафа могут назначить устный выговор.
– Наверно, ни одному предпринимателю, имеющему наёмных работников, не удаётся избежать общения с Государственной инспекцией труда. В ваших силах сделать его комфортным и безболезненным с экономической точки зрения. Во-первых, помните, что ваши сотрудники – это люди, а не роботы. С уважением относитесь к ним и их трудовым правам. Во-вторых, регулярно и аккуратно ведите кадровый учёт, – подчёркивают специалисты объединения «ИНФОРМПРАВО». – Если все-таки к вам «едет ревизор», проверьте правильность оформления документов и смело его встречайте.
Телефон для справок: 8 (351) 260-58-61, 260-58-62;
e-mail: ric@informpravo.ru
* По информации справочно-правовой системы «Консультант Плюс»
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com