Челябинцы, да и большинство россиян, голосуют за бренд «Макфа» рублем и желудком. Упаковки с узнаваемым красно-белым логотипом сегодня можно встретить в 95% магазинов страны и мировых торговых центрах. Совсем недавно русские продукты с любопытством пробовали японцы на продовольственной экспозиции Foodex в Токио. Хозяева выставки, требовательные к еде, открыли для себя, что гречиха – не менее вкусно и полезно, чем их национальное блюдо – соба. Удалось ли японцам выговорить незнакомое слово «гречка»? В каком виде азиатам предлагают подавать к столу заморскую крупу? Почему в Эмиратах и Китае сметают с полок муку «Макфа»? И легко ли найти российский макаронный бренд №1 в супермаркетах Израиля, Канады и Северной Америки? О любопытных фактах и амбициозных планах мощнейшего отечественного экспортера читайте на сайте 74.ru.
Японское «ойши» – синоним нашего «очень вкусно»
Если путь к сердцу русского человека лежит через желудок, то завоевать любовь японского потребителя одними лишь гурманскими хитростями не выйдет. Чтобы добиться доверия требовательного восточно-азиатского партнера, нужно проникнуть в сознание покупателей этой страны и донести не столько вкус продукта, сколько его пользу. Вот почему попасть на очень закрытый продовольственный рынок Японии – для российских продуктовых корпораций весьма почетно. Компании «Макфа» удалось пройти жесткий кастинг и по сути стать первым российским брендом в своей категории, представившим в Японии линейку высокопротеиновой пасты, цельнозерновых макарон и самого известного русского суперфуда – гречневой крупы.
Взаимоотношения «Макфы» с Японией – это, конечно, не любовь с первого взгляда. Чтобы заслужить внимание щепетильного и крайне разборчивого в еде поклонника собы, который слабо представляет, что такое гречка, у команды «Макфы» ушли месяцы. Местное население просто фанатично относится к здоровому питанию, выбирает только качественные, полезные, функциональные продукты и к тому же много внимания уделяет внешнему виду товара.
Соба (яп. そば или 蕎麦) – национальное японское блюдо в виде длинной коричнево-серой лапши из гречневой муки.
Переговоры на высшем уровне с представителями ритейла велись весь 2016 год. Продукцию «Макфы» проверяли на вкус, буквально под микроскопом исследовали состав макарон и гречки и изучали упаковку. Все нюансы детально обсуждались, и, как результат – сегодня по итогам финальных встреч на выставке Foodex «Макфа» стоит на полках в 20 супермаркетах Токио.
Что именно пытались обнаружить придирчивые иностранцы в макаронах, гречке и муке «Макфа»? Лаборатории искали внутри упаковки высочайшее качество. Не секрет, что в России не приветствуется ГМО – это факт, поэтому нашим товарам на старте дается зеленый свет.
– Продукция «Макфы» прошла все лабораторные исследования и дегустационные испытания, комментирует управляющий ОАО «Макфа» Антон Белоусов. – А в неформальном общении один из участников переговоров признался мне, что мука из Челябинска лучше местной, потому что она не скатывается в комочки при приготовлении блюд. Еще добавлю, в японском языке есть такое слово «ойши». Когда пробуешь что-то вкусное, говоришь – «ойши». Русские используют созвучное выражение «очень вкусно». Наши новые партнеры быстро выучили эту фразу, и возле стенда «Макфы» слово «ойши» звучало постоянно.
Чтобы найти здоровую еду, надо здорово постараться
«Макфа» зашла на японский рынок со слоганом «Вкус здоровой жизни». И это не просто рекламный ход, а целая концепция. В Японии до 2021 года принята программа здорового функционального питания, она открывает перспективы только тем продуктам, которые изначально содержат в себе полезные компоненты. Один из таких товаров – гречка. Она усваивается организмом человека на 90%, а биологическая ценность белка в ней сопоставима с белком куриного яйца. Кроме того, гречка «Макфа» от природы богата аминокислотами и рутинном – витамином P. Для японских потребителей эти микроэлементы оказались важным маркером. На Foodex участники выставки убедились, что гречка «Макфа» – здоровый продукт, который можно есть не в виде привычной собы, а в качестве самостоятельного гарнира. Но гречка – еще не все. Экспортер будет поставлять в Японию высокопротеиновую пасту с репутацией экопродукта и цельнозерновые макароны, богатые клетчаткой, постепенно приучая страну к интересным вкусам и полезным блюдам.
«Макфе» предстоит научить иностранного потребителя готовить гречку. С помощью звездных шеф-поваров мира российская компания составила книгу рецептов специально для каждого региона-партнера. Кулинарные подсказки сформулировали не только для Юго-Восточной Азии, но и для Ближнего Востока, Восточной Европы.
На стенде «Макфы» во время кукинг-шоу на Foodex шеф-повар весь день угощал публику семплами из челябинской гречки, адаптируя русский продукт под национальные традиции. Гости выставки дегустировали грибные супы-пюре, миксы с соусом терияки и были в восхищении. Сначала пробовали гречневый коктейль, потом смотрели на бренд «Макфа» и брали информацию себе на заметку. Правда, выговорить слово «гречка» на русском японцам так и не удалось.
Эффект японского трамплина
«Японский выход» «Макфа» расценивает как мощный старт в Юго-Восточной Азии.
– Если ты попал на полки магазинов Токио, значит, сможешь захватить весь азиатский рынок, очень привлекательный по потенциалу, – делится планами Антон Белоусов. – Уже на этой выставке мы почувствовали интерес со стороны Вьетнама и Кореи. Около трех лет нами ведется работа с Китаем – с его северной частью. Партнерство с Японией позволит «Макфе» охватить весь Китай целиком, улучшить отношения с более европеизированным югом. Перспективы очень хорошие. В 2016 году мы продали около 10 тысяч тонн муки в этот регион, закрепились на полках местных супермаркетов и самое главное – в головах потребителей. Сейчас «Макфа» входит в топ-3 самых желанных товаров из России на китайском рынке. Мы сможем активнее развивать тайское направление. В Таиланде мы присутствуем в местных супермаркетах. Недавно мой знакомый с гордостью выложил в соцсети селфи на фоне наших макарон на витринах в Паттайе. Будем искать дистрибьюторов, расширяться и органично представлять себя в разных территориях, придерживаясь стратегии постепенного подхода.
Весь ассортимент макарон «Макфы» насчитывает 250 наименований. Предприятие производит продукцию в детском формате. В прошлом году анимационный проект в серии «Мадагаскар» с макаронами в виде сказочных персонажей был признан лучшим компанией Dream Works среди лицензионных продуктов. В этом сезоне к полюбившемуся «Мадагаскару» добавились бисквитные пирожные «Тролли».
Эмираты любят попышнее
Сегодня «Макфу» любят и в Эмиратах. Прежде чем заявить о себе на этом рынке, компания провела исследования с привлечением фокус-групп. После мониторинга стало ясно, что у местных ценителей выпечки есть определенная специфика потребления муки русского бренда. Арабскому населению важно, чтобы пироги и булочки получались воздушными и пышными. Как раз мука «Макфа» обеспечивает хороший подъем мякиша. Информация об этом была вынесена на упаковку, и полки супермаркетов с российским фирменным продуктом стали пустеть еще быстрее.
Двигать Россию на международном рынке
В этом году «Макфа» отмечает 80-летний юбилей. Последние 20 лет компания активно присутствует на экспортном рынке. С тех пор, как распался Советский Союз, предприятие начало работать со странами СНГ, серьезно укрепив там позиции к 2017 году. К примеру, Белоруссия из года в год признает «Макфу» брендом № 1 среди производителей макарон.
– Мы делаем упор на рынки дальнего зарубежья. Причем в магазинах для россиян, которые живут за границей, мы присутствуем давно, – отмечает Антон Белоусов. – Будь то Америка, Канада, Австралия, Германия или Бразилия. Сейчас наши дивизионы работают над тем, чтобы закрепиться в магазинах для местных жителей. Одна из наших целей – диверсифицировать отечественную экономику, обеспечить поток выручки из-за рубежа. Мы стремимся к мировому доминированию, а для этого двигаем бренд «Макфа» и весьма успешно. Русские знают наш продукт практически всюду, теперь мы хотим приучить к нему иностранцев. Напомню, в Китае «Макфа» в тройке самых желанных продуктов, в Эмиратах – стоит на полках в супермаркетах для арабов и азиатов, активно присутствует в местных сетях Израиля и Таиланда, потихоньку охватывает Северную Америку, где представлена наша мука, гречка и макароны. В целом доля экспорта «Макфы» составляет 15% от общих объемов продаж. Эта цифра могла бы стать еще больше, будь у нас возможность получать государственные субсидии, начиная от компенсаций на логистику, заканчивая поддержкой в международной выставочной деятельности.
При помощи правительства региона и страны «Макфа», как и многие представители пищевой промышленности, смогли бы вздохнуть свободнее и серьезно конкурировать с мировыми производителями макарон и круп не только по качеству продукта, но и по цене.
Сейчас экспортер планирует выйти с соответствующей инициативой к Министерству сельского хозяйства, а между тем готовится к статусной выставке в Шанхае SIAL China 2017 и не забывает про местный рынок. Технологи компании работают над очередной сенсацией. В августе этого года челябинцы увидят премьерный продукт под брендом «Макфа» во всех супермаркетах мегаполиса.
Фото: Фото предоставлено заказчиком