До конца года во всех российских городах-миллионниках, в том числе в Челябинске, заработает новый сервис по доставке продуктов. О масштабной региональной экспансии 74.ru сообщили представители компании iGooods из Санкт-Петербурга. После закрытия «Проспекта» и нескольких интернет-магазинов в южноуральской столице пустует ниша доставки неспециализированных товаров и продуктов, указывают эксперты, считая при этом, что планы на окупаемость через год всё равно слишком оптимистичны.
Бизнес на доставке
Новый игрок — российская компания iGooods с головным офисом в Санкт-Петербурге — планирует выйти на челябинский рынок доставки продуктов уже в этом году.
— Это удачный момент для экспансии: в миллионниках сохраняется высокая покупательная способность населения и меняются привычки потребителей. Всё больше людей готовы дистанционно покупать продукты, — сообщил 74.ru сооснователь и управляющий iGooods Григорий Кунис. — Кроме этого, розничные сети заинтересованы в развитии доставки через интернет в регионах, а на локальных рынках E-Grocery (продажа продуктов питания и товаров повседневного спроса в интернете. — Прим. ред.) нет сильной конкуренции.
Продукты доставляют из гипермаркетов «Лента», Metro, «Карусель», «ВкусВилл», Prisma, SPAR, Selgros и SuperBabylon. В Челябинской области присутствуют три из этих сетей. За счёт интеграции каталога и прайса из торговых точек поддерживается актуальность цен и продуктов. По словам организаторов сервиса, на товары нет наценок — сколько они стоят в супермаркете, столько и на сайте сервиса. Плату берут только за доставку, её стоимость начинается от 199 рублей и зависит от веса заказа.
Пока сервис работает в шести городах — Санкт-Петербурге, Москве, Казани, Белгороде, Оренбурге и Сургуте. В общей сложности обрабатывается более 1800 заказов в день, а средний чек составляет 3500 рублей. Масштабировать бизнес и развиваться в новых регионах iGooods планирует через франшизу, обещая срок окупаемости — около одного года. Инвестиции в каждый город составят 3–6 миллионов рублей в зависимости от количества розничных сетей-партнёров.
— Система франчайзинга помогает поддерживать региональный бизнес и развивать его, это важно не только для компании, но и для местных предпринимателей, — добавляет Григорий Кунис. — На запуск доставки продуктов из одного гипермаркета от партнера-франчайзи потребуются инвестиции 600 000 рублей плюс роялти (плата за франшизу. — Прим. ред.) — от одного до четырёх процентов в зависимости от розничной сети и локации.
Кстати, в Питере заказы развозят на юрких трёхколесных электроскутерах. Но, как выяснил 74.ru, челябинцы и жители остальных городов их не встретят. У нас продукты привезут заказчикам на обычных машинах.
Как сообщили 74.ru в сети «Лента», гипермаркеты компании действительно сотрудничают с различными сервисами доставки. Среди них есть и iGooods.
Суровая карма онлайн-магазинов
Доставка еды, по данным экспертов, занимает около пяти процентов от всего рынка российского общепита и оценивается в полтора миллиарда долларов.
В Челябинске основную часть сайтов, на которых можно заказать что-нибудь съедобное, представляют службы доставки готовой еды. В основном это доставка суши, пиццы, шашлыка, китайской еды, обедов в офисы. Также действуют фирменные доставки ресторанов и федеральные агрегаторы по доставке еды из заведений общепита.
Прошлым летом в столице Южного Урала запустили сервис заказа готовых блюд из кафе и ресторанов «Яндекс.Еда». Сумма складывается из стоимости блюд и доставки. Минимальная сумма заказа зависит от ресторана: у одних она начинается от 400 рублей, у других — от 500, 700 и выше.
Универсальные интернет-магазины продуктов питания в нашем городе надолго не приживались. Несколько лет проработали интернет-универсам «Ларец», интернет-магазин City Market, сервис Заказ74.рф. Но все они давно закрылись. Большой ассортимент продуктов можно было заказать в онлайн-магазине челябинской продуктовой сети «Проспект». Но весной прошлого года он прекратил существование вместе с закрытием всей сети.
Ставка — на обороты
Эксперты говорят о возможном быстром росте рынка доставки продуктов — в силу его новизны. Прирост оценивается в сотни процентов в год даже без учёта географического расширения.
— Оборот, который обеспечит Челябинск, с учётом роста проникновения услуги, может достигнуть 100 миллионов рублей в год, — рассуждает аналитик ГК «ФИНАМ» Леонид Делицын. — Выручка самой службы доставки составит 700–800 тысяч рублей. Кстати, примерно столько было в Петербурге три года назад, во время старта проекта.
За эти деньги можно платить зарплату четырём курьерам, указывает эксперт.
— Однако, поскольку на первом этапе компании придётся строить бренд надёжного партнёра торговых сетей, курьеров потребуется больше, — считает Леонид Делицын. — Поэтому инвестировать в проект придётся дольше, чем один год. А инвесторам нужно запастись терпением.
В минувшем году iGooods доставил продуктов на 1,2 миллиарда рублей. Владельцы рассчитывают, что по итогам 2019 года оборот сервиса вырастет втрое, а через четыре года достигнет 100 миллиардов рублей.
Темпы роста привлекательны не только для первопроходцев, но и для игроков смежных рынков. Не исключено, что со временем к конкуренции в этом сегменте подключатся службы доставки еды из кафе и ресторанов, службы доставки интернет-магазинов и тому подобное. Со временем свою роль в процессе сможет определить и малый бизнес. Если раньше в полуподвальных помещениях жилых домов предприниматели открывали магазины, то теперь откроют пункты выдачи заказов, прогнозируют эксперты.
По оценкам венчурного фонда Target Global, в России доля проникновения онлайн-сервисов в продовольственном сегменте не превышает одного процента. Для сравнения: в США — 3%, в Великобритании — 7%. Это означает, что рынок имеет все шансы для быстрого роста. Среди главных сдерживающих факторов эксперты называют падение доходов у людей и недоверие к новым форматам.
Мы круглосуточно ждём от вас сообщений, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74. Подписывайтесь на наш канал в «Телеграме».