На прошлой неделе стало известно, что челябинские аптеки «Доктор Алвик» приобрела всероссийская сеть «Фармленд». Мощная экспансия федеральных компаний в регионе привела к тому, что местных игроков на аптечном рынке почти не осталось. Бывший собственник «Алвика» Александр Куперберг предупреждает, что теперь федералы от демпинга перейдут к взвинчиванию цен.
Что происходит на аптечном рынке Челябинска, чем чаще всего предпочитают лечиться наши земляки и на сколько подорожают лекарства в этом году, разбирался 74.ru.
Сколько тратим
Аптеки относятся к тем заведениям, где деньги буквально испаряются из кошелька, а цены порой поражают воображение. Как и в любом крупном городе, в Челябинске аптеки открываются чуть ли не в каждом большом доме. А в самых трафиковых местах соседствуют сразу по два-три аптечных пункта. Причем цены в них могут существенно отличаться.
Например, одно из самых продаваемых лекарств — обезболивающее «Найз», по данным на 15 февраля, предлагали по 155 рублей в «Фармленде» и «Живике», по 177 рублей — в «Вите» и 181 рублю 50 копеек в аптеке «Исток-форма». За «Мезим» в «Планете здоровья» просили 154 рубля, в «Ониксе» — 190 рублей, в «Государственной аптеке» — 210 рублей. Пользующийся спросом во время эпидемии гриппа «Арбидол» можно найти в аптеках города по цене от 136 до 189 рублей. А у популярного средства от давления «Энап» разброс и того шире — от 74 до 422 рублей, в зависимости от дозировки и упаковки.
Каждый житель Челябинской области на покупку лекарств, по данным «АРЭНСИ Фарма», тратит в среднем 418 рублей в месяц. За девять месяцев южноуральцы купили медикаментов на 13,2 миллиарда рублей. В год это уже более 17 миллиардов рублей. Если выложить эту сумму пятитысячными купюрами в одну линию, то длина денежной дорожки составит более 527 километров.
Средний чек в целом на товары по России за 2018 год уменьшился с 876 до 859 рублей, отметил оператор фискальных данных «Такском». При этом в аптеках он вырос на 6%. По оценкам ИК «Фридом Финанс», стоимость одной упаковки лекарственного средства в России в прошлом году увеличилась в среднем всего на один процент. А в аналитической компании «АРЭНСИ Фарма» вообще зафиксировали дефляцию 0,1% на лекарственные препараты.
— То есть по сравнению с 2017 годом цены не только не росли, но и даже несколько снижались, — объяснил директор по развитию компании «АРЭНСИ Фарма» Николай Беспалов. — Тут надо понимать, что в конкретных регионах и в отношении конкретных препаратов ситуация могла отличаться от средней по стране, но тем не менее тенденция налицо. Правда, есть ещё одно но. Инфляция уходила в минус в начале и середине года. Осенью цены начали расти и, в частности, по итогам декабря 2018-го мы видели уже 4,6%.
Специалисты «Областного аптечного склада» указали, что в регионе подъем цен на препараты, не входящие в перечень жизненно важных, составил от 5 до 10%. При этом большинству горожан, особенно тем, кто заходит в аптеки не каждый день, скачки цен на лекарства кажутся гораздо более резкими.
Почему растут цены, и чего нам ждать
Значительная часть лекарств поставляется из-за рубежа, либо изготавливается в нашей стране, но с использованием западного сырья и компонентов. Используется импортное оборудование, которое нужно покупать, обновлять и так далее.
— Падение курса рубля заметно сказывается на динамике цен. В прошлом году рубль подешевел, было два резких падения, что привело к тому, что по итогам года по отдельным видам лекарств рост цен составил в среднем 6–8%, а по отдельным — и того выше, — объяснил аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев. — Что будет в этом году, пока сказать трудно. Эксперты сходятся во мнении, что рост цен на лекарства будет обгонять инфляцию. Банк России определил ее на уровне 5–5,5%, Росстат почему-то считает, что будет 4%. Большинство специалистов придерживаются мнения — не меньше 6%. При этом рост цен на лекарства в целом оценивается не менее 10% за 2019 год.
Свой вклад в разгон инфляции вносит и повышение на два процента ставки НДС, которое действует с этого года.
— Несмотря на то, что на лекарственные препараты распространяется пониженная ставка НДС в размере 10%, общее повышение НДС с 18 до 20% может все равно отразиться в стоимости лекарственных средств, — отметила аналитик ИК «Фридом Финанс» Анастасия Соснова. — Поскольку рост НДС повлечет за собой подорожание сопутствующих услуг, без которых невозможен производственный процесс, отпускная цена в итоге может оказаться более высокой. В среднем в этом году лекарства могут подорожать на 2–3%.
В 2019 году производители внедряют системы маркировки лекарств.
— Это потребует значительных затрат, которые, естественно, будут закладываться в итоговую стоимость препаратов, — сообщил Николай Беспалов. — В госзакупках большинство препаратов относится к перечню ЖНВЛП (перечень жизненно необходимых и важнейших лекарств. — Прим. ред.), там государство фиксирует цены и предпринимает определённые шаги к тому, чтобы их снижать. На остальном рынке 70% денежного объёма продукции к списку ЖНВЛП не относится, и соответственно цены на неё неизбежно будут повышаться. Скорее всего, мы увидим рост цен на уровне 4–6%.
— Стоимость лекарств традиционно растет с подъемом цен на энергоресурсы, на доставку товара, — добавил заместитель генерального директора АО «Областной аптечный склад» Валерий Яковенко. — С сезонными товарами дело обстоит по-другому, как у нас в прошлом году: эпидемии гриппа не было — на все препараты сезонного спроса цены не поднимались Самый популярный у челябинцев ценовой сегмент — от 300 до 600 рублей. В меньшую сумму уже не впишешься, даже покупая «простудный» набор.
А сколько денег вы, уважаемые челябинцы, тратите в месяц на лекарства?
Смотрите, кто ушел
Долгое время аптечный рынок Челябинской области обходился без федеральных сетей. Лет десять назад наиболее весомыми игроками были «Классика» (по оценкам маркетологов, 35% рынка), «Гран» (10–12%) и «Алвик» (4–5%). Позже заметную роль стали играть «Областной аптечный склад» и «Рифарм». Начиная с 2015–2016 годов, Южный Урал начали осваивать федеральные игроки и сети из других регионов.
Первым из конкурентной борьбы выбыл один из челябинских старожилов — два с лишним года назад закрылась сеть аптек «Гран». Помещения сдали в аренду: они были лицензированы для торговли лекарствами, что облегчает и ускоряет открытие аптечных пунктов в этих местах. Поэтому площадки быстро разобрали бывшие конкуренты — «Живика» (дискаунтер, одна из дочерних компаний «Риглы», Екатеринбург. — Прим. ред.) и «Областной аптечный склад».
Год назад сменились вывески на аптеках региональной сети «Нью-Фарм». Основная часть — 30 точек — находилась в Миассе, пара пунктов работала в Челябинске, в том числе на площади Революции. Аптеки перекупила уфимская сеть «Фармленд». И вот уже в этом году «Фармленд» приобрел крупную челябинскую сеть «Доктор Алвик». Сейчас многие её аптечные пункты закрыты на ревизию, как гласят объявления. Но можно ожидать, что в ближайшее время они возобновят свою работу уже под вывеской «Фармленда».
В сентябре 2017 года одну из операционных компаний челябинской аптечной сети «Классика» — ООО «Аптека «Классика» ЧЛ» (работала в Челябинской области) — признали банкротом. Она задолжала кредиторам более миллиона рублей. Рассмотрение дела в арбитраже продолжается до сих пор.
А всего за несколько дней до банкротства сеть «Классика» перешла под контроль самарской компании «Имплозия» — по данным ЕГРЮЛ, 28 августа 2017 года сменились собственники в нескольких юрлицах, которым принадлежали аптеки. На тот момент сеть, принадлежавшая семье челябинского бизнесмена, депутата Госдумы РФ Олега Колесникова, насчитывала 169 аптек в Челябинской и Свердловской областях. В 2016 году она занимала 18-е место в топ-200 аптечных сетей с выручкой 7,9 миллиарда рублей. «Имплозия» значилась на четвертом месте, в ее сеть входил 1881 аптечный пункт.
В конце 2018 года перестал существовать как аптечный ритейлер еще один крупный региональный игрок — «Рифарм». Представители фармрынка говорят о том, что несколько десятков торговых точек «Рифарма» перешли к сети «Аптека от склада» (Пермь). Последняя насчитывает более 700 аптек в 21 регионе России. Официально стороны не комментировали сделку.
— Для улучшения услуги интернет-заказа мы стали сотрудничать с федеральным сервисом заказа лекарств «Аптека от Склада», — говорится на сайте «Рифарма».
Интересно, что и «Классика», и «Рифарм» пока продолжают работать под теми же вывесками. Видимо, чтобы не отпугивать лояльных к известным местным брендам потребителям.
Сетевой захват
В Челябинской области работает 48 аптечных сетей, которые, по данным «АРЭНСИ Фарма», объединяют 1305 торговых точек. Всего же в регионе 1655 аптечных пунктов.
— Кардинальных отличий аптечного рынка Челябинска от других крупных регионов, наверное, нет. Федеральные игроки действительно постепенно проникают в регион. Крупным хорошо диверсифицированным компаниям проще конкурировать как за потребителя, скажем, устанавливая более привлекательные цены, так и за производителей (поставщиков), которым аптечные сети оказывают различные сервисные услуги, — указал Николай Беспалов. — Но пока на аптечном рынке региона локальные игроки, а также компании из соседних областей представлены достаточно неплохо.
В топ-5 аптечных сетей Челябинской области по итогам первого полугодия 2018 года входили «Областной аптечный склад» (248 точек), «Фармленд» (139), «Ригла» (представлена «Живикой» — 82), «Имплозия» (204) и «Алвик» (76), отметили в «АРЭНСИ Фарма».
Экспансия торговых сетей в регионы наблюдается в любом ритейле — и в продуктовом, и в непродуктовом.
— Крупные федеральные сети стали чувствовать себя достаточно тесно в Центральной России — здесь очень высокая конкуренция и огромное количество торговых точек. Поэтому они направляются в регионы: не только свои точки открывают, но и активно скупают местные сети, — пояснил Алексей Коренев. — Когда в регион заходит крупная сеть, у нее за спиной стоит материнская компания с очень хорошей финподдержкой, и местным довольно трудно противостоять. Такая ситуация везде — и Сибирь, и Урал, и Дальний Восток. Думаю, что в ближайшее время тенденция продолжится.
Прошлой зимой местные аптекари обвинили федералов в нарушении антимонопольного законодательства. Представители двух десятков кампаний обратились в УФАС.
— Федеральные конкуренты, чтобы выжить местные компании с рынка, активно демпингуют. Настолько, что продают лекарственные препараты из топ-200 самых популярных позиций по ценам ниже закупочных, — рассказал теперь уже бывший собственник и гендиректор ООО «Алвик» Александр Куперберг незадолго до того, как стало известно, что он продал свою сеть «Фармленду». — Сейчас выигрывают покупатели, но это ненадолго. Как только местные аптечные сети из-за убытков покинут рынок, федералы взвинтят цены гораздо выше, чем были до их выхода на местный рынок. При этом они раза в два сократят количество своих аптек. И если ничего не изменить, местный аптечный бизнес ждёт крах уже через полгода-год.
Разобраться с ценовым демпингом антимонопольную службу также попросил уполномоченный по защите прав предпринимателей Александр Гончаров. Но, по словам заместителя руководителя Челябинского УФАС России Елены Рысевой, в обращении не было информации, которая позволила бы провести расследование. Поэтому антимонопольная служба отклонила жалобу челябинских аптек на демпинг федеральных сетей.
Потребителям выгодно большое количество аптечных точек. И не только из-за шаговой доступности, но и потому, что высокая конкуренция приводит к снижению цен и повышению качества.
— С другой стороны, чрезмерное количество торговых точек приводит к снижению маржи вплоть до «внутреннего каннибализма», — указывает аналитик компании «Финам». — Мы знаем по продуктовому ритейлу, что стремительный рост торговых точек приводил к конкуренции между собой магазинов одной и той же сети, они начинали отнимать прибыль друг у друга. Действительно, после демпинга следует подъем цен, но цены все равно не задерешь выше средних по сети.
Главное — нельзя оставлять одного крупного игрока, предупреждают эксперты. Если зашли три-четыре федеральных сети, то у них будет жесткая конкуренция между собой. Поэтому местных они подвинут, а между собой придется бодаться и все равно держать конкурентный уровень цен. А это уже на руку простым покупателям.
Мы круглосуточно ждём от вас сообщений, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7 93 23-0000-74. Телефон службы новостей 7-0000-74. Подписывайтесь на наш канал в «Телеграме».