28 октября четверг
СЕЙЧАС +0°С

«Челябинск пошёл в онлайн»: Лейла Табатадзе — как выжить бизнесу под ударом коронавируса

Главные тезисы из прямого эфира с финансовым консультантом во время пандемии

Поделиться

Продажи в онлайне — это не только еда. Возможности роста есть у всех отраслей

Продажи в онлайне — это не только еда. Возможности роста есть у всех отраслей

Поделиться

Гостем прямого эфира в инстаграме 74.RU стала директор по клиентскому сервису компании «ГенШтаб», консультант многих челябинских бизнесменов Лейла Табатадзе. Мы говорили о том, какие ресурсы наиболее эффективны в карантин, почему онлайн-сервисы переросли в альтернативу закрытию бизнеса, легко ли зайти на «Яндекс. Еду», Wildberries или Ozon. Для тех, кто пропустил прямой эфир или не нашёл времени посмотреть, мы выделили главные тезисы из разговора с финансовым консультантом.

Кому не прожить без онлайна

Из-за угрозы коронавируса и карантинных ограничений покупательский спрос переместился в интернет. В офлайне продажи падают, в онлайне — растут. Во время пандемии сильно пострадала сфера общепита. Она же быстрее всего переориентировалась на онлайн. В первые две недели на Delivery Club зарегистрировалось больше тысячи российских ресторанов, и цифры продолжают расти. Сервисы доставки еды с 15 марта на три месяца отменили комиссию для тех, у кого есть своя доставка. Достаточно просто зарегистрироваться, загрузить фото блюд и так далее.

В обычное время комиссия доходит до 30% от стоимости. Но надо понимать, что это плата за общение с клиентом, доставку, маркетинг, риски конфликтов — всё это берут на себя онлайн-сервисы. Общепиту без онлайна сегодня никак не прожить. Поэтому надо просчитать ценообразование, предусмотреть все дополнительные траты.

Сейчас очень удобное время для входа на онлайн-рынок. Помимо общепита, тема актуальна для производителей самых разных товаров, для фасовщиков, упаковщиков и так далее. Можно, конечно, продвигать свой сайт, но это дорого и не всегда эффективно. У торговых интернет-площадок гораздо шире охват аудитории. Они удобны как для покупателей, так и для продавцов. Первым нравится возможность сравнить цены и условия продажи. Продавцов привлекает относительно недорогой и эффективный способ продвижения товаров.

Сервис доставки еды Delivery Club поставил рекорд — миллион заказов за неделю. У «СберМаркета» вдвое увеличилось количество заказов, ежедневно доставляемых клиентам.

Как зайти на маркетплейсы


Маркетплейсом называют площадки, где разные продавцы предлагают свои товары или услуги. Это как рынок, только в интернете. Бывают узкоспециализированные маркетплейсы и широкого профиля.

Начинать лучше с российских интернет-площадок. Самый крупный и раскрученный маркетплейс в России — Wildberries с ежегодным оборотом в 220 миллиардов рублей. Ежедневно туда заходит шесть миллионов посетителей, оформляется более 750 тысяч заказов. Эта площадка даже обогнала «Яндекс.Маркет».

Находясь в Челябинске, Копейске или Троицке, можно торговать со всем миром

Находясь в Челябинске, Копейске или Троицке, можно торговать со всем миром

Поделиться

У Wildberries довольно сложная многоступенчатая идентификация, но на самом деле туда реально зайти любому ИП. Главное — организовать доставку товара до складов. Они находятся в Московской и Ленинградской областях, Новосибирске, Хабаровске, ближайший к нам — в Екатеринбурге. Wildberries берёт комиссию, в среднем 15%, но всё зависит от группы товаров и объёмов. Интересно, что этот маркетплейс самостоятельно предоставляет скидки постоянным покупателям. Предприниматель или компания платит лишь комиссию.

За хранение в первые два месяца деньги не берут, потом начисляется символическая плата. Например, недавно видела в договоре 50 копеек за единицу товара в день. Но помните: лицензируемые товары — лекарства, алкоголь — продавать на таких площадках нельзя.

Подводные камни


Предпринимателям надо быть готовыми к тому, что в онлайне могут значительно увеличиться обороты. И нужно обеспечивать непрерывный поток товаров, работать с аудиторией, обязательно отвечать на отзывы, следить за качеством, за тем, что пользуется спросом, а что не интересует покупателей. С бухгалтерией, как правило, никаких проблем, у всех маркетплейсов очень удобный личный кабинет. Там полностью формируется документация, собрана вся статистика.

Но есть один важный нюанс — в офлайне вы получаете деньги сразу, а при сотрудничестве с интернет-площадками придётся какое-то время подождать. Например, в сервисе «Яндекс.Еда» официально указан период — месяц, но, по словам клиента, расчёты проходят раз в семь дней. В маркетплейсах этот период ещё больше — 20 дней после продажи. Поэтому в этот период обязательно требуются оборотные средства.

Конечно, нужно внимательно читать все договоры, всё, что подписываете. И вести честный бизнес. Онлайн-сервисы практикуют штрафы за нарушение авторских прав, использование чужих товарных знаков — до 100 тысяч рублей. А у «Яндекс.Еды» есть штраф в миллион рублей — за разглашение конфиденциальной коммерческой информации.

Чем грозит продажа через инстаграм


Если предприниматель или компания работали через инстаграм, то выход на новые онлайн-сервисы для них — это расширение аудитории и рост продаж. Но мы все знаем, что зачастую блогеры продают товары или услуги через свои странички, не имея никакого статуса. Хочу предостеречь этих людей — Федеральная налоговая служба опередила бизнес по переходу в цифру.

Инстаграм-блогеры без официального статуса сильно рискуют — налоговики берут их на карандаш

Инстаграм-блогеры без официального статуса сильно рискуют — налоговики берут их на карандаш

Поделиться

Это очень опасно — продавать через соцсети без регистрации в качестве предпринимателя, юрлица или самозанятого. ФНС может доначислить налоги за три последних года. К сожалению, знаю немало историй, когда люди получали расчёты на карту, и потом к ним были вопросы от налоговых органов. Если деньги поступают регулярно, с определённой периодичностью, то это всё прекрасно видно налоговикам.

Налоговое администрирование сейчас довольно жёсткое. Если блогеры получают оплату на свои банковские карты, то впоследствии им возможно придётся заплатить не только НДФЛ 13%, но ещё и НДС 20%. Экономический смысл таких операций сойдёт на нет, более того, они понесут большие убытки.

Курс — на цифру


Половина тех, кто еще далёк от онлайна, в скором времени точно окунутся в эту сферу. Сейчас начнётся взрывной рост. В ближайшее время всё перейдёт в цифру, поэтому лучше не терять времени.

К сожалению, не все выживут в истории с пандемией и вызванным ею кризисом. Дело в том, что у малого бизнеса нет никакой подушки безопасности. Генерируется выручка, которой хватает от зарплаты до зарплаты. И если сейчас с помощью того же онлайна не поддержать выручку хотя бы на половинном уровне от того, что было до кризиса, трудно будет сохранить штат, платить зарплату и продолжать работу.

После снятия карантинных ограничений ситуация может несколько измениться. Люди пойдут по ресторанам и магазинам, потому что им нужны эмоции, атмосфера, которую трудно создать в онлайне. На самом деле главное, чтобы выручка у предприятий и компаний поддерживалась на нужном уровне, а как уж она будет генерироваться — через онлайн или офлайн, большого значения не имеет.

И напоследок: хотите пример бизнеса, который быстро вырос благодаря онлайн-сервисам? К нам как-то обращался клиент, у которого был интернет-магазин товаров для маникюра. Для меня было удивительно, что через три месяца после старта их выручка превысила допустимый предел по упрощённой системе налогообложения — 150 миллионов рублей в год. Интернет-магазин взлетел буквально на глазах. Конечно, свою роль сыграли хорошая наценка и грамотное продвижение создателями-айтишниками. Но и возможности маркетплейсов были использованы на полную катушку.

Поделиться

Накануне Владимир Путин рассказал о новых мерах господдержки из-за COVID-19. Кому дадут денег — публикуем речь президента целиком.

До 19 апреля на Южном Урале объявлен режим самоизоляции, но 13 апреля губернатор Текслер внёс в него ряд послаблений. Вот телефон горячей линии — 8 800 201–41–88.

Всё о коронавирусе и его последствиях — в материалах 74.RU.

Если вам интересно узнать, как челябинский бизнес переживает пандемию и что предпринимателям советуют эксперты, подписывайтесь на наш Instagram, присылайте свои вопросы и следите за прямыми эфирами.

По теме (9)

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ1
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
У нас есть специальная рассылка о коронавирусе и карантине в нашем городе. Подпишитесь, чтобы не пропускать новости, которые касаются каждого.
Загрузка...
Загрузка...