Крупнейшую сеть газетных киосков Челябинской области — АО «Роспечать» — признали банкротом. Арбитражный суд по требованию кредиторов, крупнейшим из которых стал банк «Траст», ввёл в компании конкурсное производство на полгода. Челябинская «Роспечать» входила в холдинг олигархов братьев Ананьевых и стала заложником их многомиллионных долгов. 74.RU разбирался, что ждёт известную организацию.
Челябинская «Роспечать» давно работает на рынке газетной прессы. Ещё несколько лет назад это было крупное предприятие с сотнями киосков и миллиардными оборотами. В последнее время прибыль и активы компании сокращались. Но ещё пару лет назад челябинцам даже в самом страшном сне не могли привидеться долги на полмиллиарда рублей. Но сейчас Арбитражный суд Челябинской области включил в реестр кредиторов два десятка организаций, общая задолженность банкрота — более 541 миллиона рублей. Основным кредитором «Роспечати» является банк «Траст», челябинская компания должна ему свыше 532 миллионов рублей. И это точно не последняя сумма. Сейчас суд рассматривает ещё один долг «Роспечати» перед «Трастом» — на 1,3 миллиарда рублей.
Как сообщается в материалах дела, временный управляющий Евгений Бодров провёл анализ финансового состояния должника и пришёл к выводу о невозможности восстановления платёжеспособности АО «Роспечать». При этом признаков фиктивного или преднамеренного банкротства не выявлено. В мае собрание кредиторов решило ходатайствовать перед судом о введении конкурсного производства. Арбитражный суд согласился с кредиторами и перешёл к следующей стадии банкротства «Роспечати» — открыл конкурсное производство сроком на шесть месяцев.
Конкурсным управляющим «Непубличного акционерного общества распространения, обработки, сбора печати Челябинской области» (официальное название «Роспечати». — Прим. ред.) утверждена член Ассоциации «Межрегиональная саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих» Ольга Мальцева.
— Оперативным управлением компанией теперь занимается конкурсный управляющий. Я отстранён от работы, комментировать, что будет с «Роспечатью», и давать какие-либо прогнозы не могу, — сообщил 74.RU генеральный директор «Роспечати» Константин Федоринин. — Сейчас мы все ждём приезда Ольги Мальцевой.
Конкурсный управляющий уже приступил к работе. Ольга Мальцева подала в арбитражный суд ходатайство об ознакомлении с материалами дела. На следующей неделе, по данным 74.RU, она должна приехать в Челябинск.
История с банкротством челябинской «Роспечати» началась в сентябре 2018 года, когда «Автовазбанк» из Тольятти подал в Арбитражный суд Челябинской области иск о признании банкротом крупнейшего продавца прессы на Южном Урале. Тогда челябинцы впервые услышали о том, что должны банку более 60 миллионов рублей. И, как признался Константин Федоринин, были шокированы этим известием. Дело в том, что ни уведомлений о каких-то долгах, ни переговоров об их урегулировании не было.
Сеть газетных киосков «Роспечать» действует в Челябинске с советских времён (тогда «Союзпечать»). В 90-х годах предприятие стало акционерным обществом, контрольный пакет принадлежал директору Анатолию Симоненко. Тогда это был крупный оператор газетно-журнальной розницы: 700 киосков, несколько тысяч сотрудников, миллиардные обороты. В 2006 году челябинскую сеть купила компания «АРИА-АиФ», которой владели бизнесмены Дмитрий и Алексей Ананьевы. Сумма сделки публично не называлась. Эксперты оценивали покупку в 10 миллионов долларов. В июле 2019 года «АРИА-АиФ» признано банкротом, в компании введено конкурсное производство. В мае 2020 года АО «Роспечать» признано банкротом, введено конкурсное производство.
Челябинская «Роспечать» входила в холдинг «Медиа 3», принадлежащий братьям Ананьевым. Ранее они владели «Промсвязьбанком» и «Автовазбанком», а челябинский дистрибьютор прессы по документам, как выяснилось позже, выступал заёмщиком, поручителем и залогодателем перед кредитными учреждениями. Позже братьев Ананьевых обвинили в растрате денег в особо крупном размере — более 100 миллиардов рублей, против них возбуждено уголовное дело. Олигархи заочно арестованы, а их банковские активы перешли в «Траст».
— Сумма в 61 миллион рублей — это просроченная задолженность. Общий долг заёмщика составляет 2,5 миллиарда рублей, — уточнили в пресс-службе Банка непрофильных активов «Траст».
В октябре прошлого года Арбитражный суд Челябинской области запустил первую стадию процедуры банкротства АО «Роспечать» — наблюдение.
После перехода банкротства на следующую стадию — конкурсного производства — предстоит оценка имущества должника, то есть АО «Роспечать», и продажа его имущества на торгах, указывают юристы.
В 2018 году сеть «Роспечати» насчитывала 463 киоска, в прошлом году их число сократилось примерно до 300. Из года в год снижалась выручка — люди всё меньше покупают прессу и сопутствующие товары в газетных киосках. Компании также принадлежит недвижимое имущество в Челябинске.
Временный управляющий Евгений Бодров на суде определил балансовую стоимость имущества «Роспечати», которое можно продать для расчётов с кредиторами, в размере 788 998 рублей.
— Конкурсный управляющий проводит инвентаризацию имущества банкрота, производит его оценку и выставляет на торги. Продавать имущество можно как единым лотом, так и по отдельности. Всё зависит от того, есть ли у банкрота сформированный единый имущественный комплекс. Решать, как его продавать, будут кредиторы банкрота на общем собрании, — объяснил партнёр международного центра защиты прав Globallaw Генрий Папава. — Также конкурсный управляющий на этом этапе может оспаривать сделки банкрота, заключённые в пределах трёх лет до возбуждения дела о банкротстве. Речь идёт о подозрительных сделках, например, заключённых на нерыночных условиях. Также это могут быть необоснованные финансовые перечисления со счетов банкрота.
Кроме того, конкурсный управляющий вправе привлекать бывших руководителей банкрота и его контролирующих лиц (реальных собственников) к субсидиарной (дополнительной. — Прим. ред.) ответственности по долгам банкрота. То есть если имущества банкрота недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, и суд признает обоснованным привлечение экс-руководителей и собственников банкрота к такой ответственности, эти лица будут финансово отвечать по долгам.
— На практике, конечно, бывают ситуации, что у привлечённых к ответственности лиц нет достаточного имущества, что может повлечь за собой и их банкротство. Обычно в рамках банкротства юрлица требования кредиторов удовлетворяются в размере не более 10% от общего размера их требований, — отметил юрист.
Что касается работников предприятия-банкрота, то они, по мнению юриста, находятся в привилегированном положении.
— При банкротстве существует очерёдность удовлетворения требований кредиторов. Пока в полном объёме не удовлетворены требования кредиторов одной очереди, суд не переходит к следующей. Сначала происходят расчёты с работниками банкрота — как по текущим долгам по зарплате, так и по ранее возникшим. Затем наступает очередь залоговых кредиторов, а также налоговой службы, — добавил Генрий Папава.
Возврат миллиардных долгов вряд ли возможен. Так что, скорее всего, крупнейшую сеть газетных киосков Южного Урала выставят на торги в этом или следующем году.
В 2018 году «Роспечать» начала распродавать киоски. Руководство сети объясняло это закрытием нерентабельных объектов. Но главной проблемой продавцы прессы называли зачистку гостевых маршрутов в связи с подготовкой Челябинска к саммитам ШОС и БРИКС 2020 года.