
Резкое сокращение магазинов разливного пива в крупнейших городах России зафиксировано впервые за последние пять лет. В миллионниках, по данным на октябрь, свернулись 15% подобных заведений. Об этом сообщили специалисты геосервиса 2ГИС. Жители домов с круглосуточными «разливайками» рады. Предприниматели говорят, что с пеной выплеснули и нормальный бизнес.
В Челябинске динамика, на первый взгляд, больше среднероссийской — сокращение на 21,8%. При этом количество точек разливного пива в нашем городе по-прежнему остаётся высоким — 825 магазинов. Это почти втрое больше, чем, например, в Перми — 292, Казани — 303 или Екатеринбурге — 328.
— С 2015 года количество магазинов разливного пива в крупнейших городах страны росло из года в год на 10–20%. Число таких точек достигло пика в октябре прошлого года — тогда в миллионниках было 12 013 магазинов, где предлагали пиво на розлив. Сейчас их количество снизилось до 10 436, — сообщили в пресс-службе геосервиса 2ГИС.

Самое большое падение — на 70% — зафиксировано в Екатеринбурге. В Москве пивные «разливайки» сократились на 24%, в Санкт-Петербурге — на 18%. При этом в столице нашей родины по-прежнему больше всего таких точек, скромнее всего «разливайки» представлены в Казани.
— На динамику оказало влияние в том числе и закрытие отделов продаж разливного пива в магазинах сети «Красное&Белое», которые широко представлены во многих городах, — добавили в 2ГИС. — Только в 2 из 15 городов-миллионников продолжался рост точек разливного пива — в Новосибирске и Волгограде. В этих городах остаётся распространённым формат небольших продовольственных магазинов у дома, в которых зачастую есть специализированный отдел с разливным пивом. В других миллионниках магазины формата «у дома» уже не столь популярны.

Представители сети «Красное & Белое» подтвердили 74.RU, что вывели разливное пиво из ассортимента восьми тысяч магазинов. Это было в декабре 2019 года.
— Нам, легальному продавцу, сложно конкурировать с нелегальной продукцией, производство которой растёт как грибы после дождя, — рассказали в пресс-службе «К&Б». — Разница в цене ощутима: легальное пиво — 42 рубля за литр, нелегальное — 22 рубля за литр.
Подводя первые итоги коронакризиса в мае, мы выяснили, что в Челябинске лидируют по закрытиям именно магазины разливного пива — за три месяца прекратили работу 222 торговые точки. В то же время среди 314 фирм-новичков, начавших работу во время пандемии, первенствовали всё те же пивные «разливайки» — 60 новых магазинов.

С 5 мая в России начал действовать закон о запрете так называемых «наливаек» — заведений на первых этажах многоквартирных домов, торгующих алкоголем навынос ночью. Федералы запретили работать тем, чьи торговые залы меньше 20 квадратных метров. Депутаты регионального Заксобрания в конце мая ужесточили требования к «наливайкам» — продажу алкоголя запретили в общепите площадью менее 40 квадратных метров. Точкам по продаже спиртных напитков, в том числе пива, которые маскировались под кафе, дали три месяца на перепрофилирование и распродажу остатков продукции.
Между тем в самом сложном положении сейчас оказались даже не продавцы, а местные пивовары, говорят игроки рынка.
— У многих бизнес рушится. Знаю, что сейчас выставлены на продажу минимум четыре пивоварни. На их работе, конечно, сказалась пандемия, когда несколько месяцев не работали кафе, рестораны и сами торговые комплексы, где расположены отделы по торговле пивом. Кроме того, законодатели ограничили площадь заведений, при которой запрещено торговать алкоголем на первых этажах жилых домов. И наряду с сомнительными «наливайками» пострадали обычные бары, — рассказал председатель Союза пивоваров Южного Урала Илья Ройтенберг. — А если учесть, что с нового года будет действовать новое налоговое законодательство (с 2021 года отменяется единый налог на вменённый доход (ЕНВД), которым активно пользовался малый бизнес. — Прим. ред.), то я не удивлён сокращению количества магазинов.

По мнению Ильи Ройтенберга, гораздо эффективнее было бы вводить ограничения не по площадям, а по времени торговли пивом, например до 23 часов. Союз пивоваров Южного Урала направлял такие предложения властям, но их не учли.
На волну закрытия небольших баров и кафе, торгующих спиртным и в том числе пивом, повлияло множество событий, указали эксперты.
— С одной стороны, влияние коронавируса, следующее за ним резкое снижение доходов россиян, с другой стороны, запоздалая и недостаточная помощь малым и средним предприятиям от государства. Именно такие предприниматели работают в сфере услуг и больше всего пострадали от последствий пандемии. Сочетание всех этих факторов и привело к тому, что огромное количество предприятий сферы услуг уходят с рынка. И это касается не только пивных магазинов, — отметил аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Коренев. — Пострадали многие, выживут ли — не знаю. Скорее всего, будет просто передел собственности.

В этом году вводилось как никогда много ограничений — по площади, времени работы и так далее. И самым серьёзным фактором оказалось урезание площади торговых залов.
— В крупных городах бары и кафе, торгующие алкоголем, расположены, как правило, на первых этажах жилых домов. Посмотрите на Москву, Санкт-Петербург, да любой миллионник — там трудно найти заведение общепита в отдельном здании. Как только закон вступил в силу, собственникам заведений просто пришлось их закрывать. Да, были магазины, которые маскировались под общепит. Ставили один-два столика, регистрировались как кафе и торговали спиртным в любое время суток. Но в итоге пострадали не только сомнительные рюмочные, на которые жаловались жильцы домов, но и вполне добросовестные предприниматели. Например, мелкие магазины крафтового пива занимали крошечные помещения, но теперь не прошли по площадям, — добавил Алексей Коренев. — Проблема в том, что у нас действует формализованный подход, и он очень вредит делу. Нельзя всё мерить площадью. Но, к сожалению, у нас не очень гибкая законодательная система. А страдают в итоге малый бизнес и конечный потребитель.
В мае 74.RU разбирался, почему борьба с «наливайками» приводит к росту продаж алкоголя.
В конце июля губернатор Алексей Текслер потребовал от глав городов и районов вместе с полицией устроить рейды по «наливайкам».
Надо ли, по вашему мнению, ограничивать торговлю разливным пивом?