В сентябре обороты торговых точек в столице Южного Урала упали на 33% к прошлому году. За первую половину октября выручка обувных магазинов снизилась на 29% по сравнению с 2019-м, сообщили 74.RU в ИТ-компании «Эвотор». При этом в среднем по России падение оценили в 17%. Для анализа использовались данные онлайн-касс.
— Нынешней осенью челябинцы экономят на обуви, покупая более дешевую. По итогам сентября средний чек уменьшился на 5% и составил 2398 рублей. В октябре средний чек был ниже прошлогоднего на 13%, хотя в абсолютных цифрах подрос до 2606 рублей, — сообщили в компании «Эвотор». — С одеждой ситуация более благоприятная: в сентябре выручка снизилась всего на 5% по сравнению с прошлогодней, а в октябре даже выросла на 9%. А чек только рос — в среднем покупатель тратил на одежду 1577 рублей.
Для магазинов одежды и обуви год выдался тяжелый. По мнению игроков рынка, продажи пострадали сначала из-за теплой зимы, а затем ― из-за пандемии с ограничительными мерами и режимом самоизоляции. В итоге часть торговых точек не пережила коронакризис. Количество магазинов обуви сократилось на 7%, одежды — на 13% по сравнению с началом года.
— Удаленный режим работы, отсутствие массовых развлекательных мероприятий, поздний старт турсезона, снижение доходов населения, а также ожидания второй волны коронавируса повлияли на покупательское поведение, — объяснил генеральный директор ИТ-компании «Эвотор» Андрей Романенко. — Спрос сместился в сторону практичной и удобной повседневной одежды и обуви. Вместо нарядных платьев или офисных костюмов покупатели выбирают джинсы и трикотаж, вместо модельных туфель ― кроссовки.
Провальность осеннего сезона — 2020 подтвердили и челябинские ритейлеры.
— Всплеск продаж был сразу после отмены ограничений в торговых центрах, в августе, когда люди побежали обувать и одевать детей перед школой. Но осенью на падение выручки повлияли курс доллара, теплая погода и общее падение трафика из-за пандемии, — рассказал управляющий сетью магазинов одежды и обуви в Челябинске Сергей Иванов. — Давайте также не забывать, что весной-летом у многих снизились доходы: кто-то потерял работу, кому-то срезали зарплату. Люди тратят деньги в первую очередь на продукты, начинают искать, где дешевле. Или вообще достают старые ботинки, туфли и сапоги, ремонтируют их и откладывают покупку новой пары на потом. Добавила издержек и маркировка обуви (действует с 1 июля этого года. — Прим. ред.). Нас всех заставили купить сканы, оборудование для приемки оптовых партий товара. Нам потребовался дополнительный штат специалистов, решающих возникающие в этой сфере проблемы. Всё это в итоге выливается в копеечку.
Продажи обуви и одежды пикируют примерно в одном темпе, добавили представители местной торговли.
— Не знаю, где они там рост нашли по реализации одежды. Такой же провал. Смотрите сами: середина октября, а народ всё еще без шапок и пуховиков ходит, потому что тепло. Скорее всего, обувь теперь проще учитывать. Ее «обелили», в связи с введением маркировки всё проводится через онлайн-кассы. А торговля одеждой пока еще находится в «серой» зоне, — предположил Сергей Иванов.
Производители обуви также отметили снижение продаж, но не настолько обвальное.
— Фактически нет спада, но нет и роста. По сентябрю небольшое снижение — 10% к прошлому году, по октябрю идем в динамике, как в 2019-м. Думаю, это потому, что мы сами производим продукцию здесь, в России, и продаем в своей сети, — анализирует директор по развитию обувной фирмы «Юничел» Алексей Денисенко. — С импортной обувью ситуация другая. Из-за пандемии очень сильно нарушены цепочки поставок. Не секрет, что 95% обуви, продающейся в нашей стране, китайского производства. А Китай не принимает ни туристов, ни тех, кто едет по рабочим визам. Это осложняет переговоры, выбор коллекции, оплату поставок. Но главная причина — введение маркировки. Об этом долго говорили и готовились, сейчас процесс довели до конца. Думаю, что остатки продукции продаются мимо онлайн-касс, поэтому не учитываются.
Игроки рынка признают, что в последнее время ассортимент обуви сужается, причем это касается всех ценовых сегментов.
— Бываю в разных магазинах и вижу, что продаются коллекции прошлых сезонов, не новые, — добавил Алексей Денисенко. — На поведение потребителей влияет много факторов. Все мы видим падение реальных доходов, рост коммунальных платежей и прочих обязательных расходов. Конечно, люди будут экономить, и на продукцию легкой промышленности остается меньше денег. К сожалению, в этом плане ситуация пока напряженная.
В то же время представитель «Юничела» уверен, что в ближайшие полторы-две недели ожидается бум посещаемости обувных магазинов. Октябрь был аномально теплый. Сейчас, когда прошел первый снежок, горожане подмерзли и вскоре побегут решать обувной вопрос.
В обозримом будущем продолжатся закрытие магазинов и рост цен, но не взрывной (покупательская способность не позволит задрать цены. — Прим. ред.), прогнозируют эксперты.
— Сетевые магазины будут оптимизировать структуру, смотреть, где можно закрыть торговые точки, где сократить арендную площадь, — отметил управляющий сетью магазинов одежды и обуви в Челябинске Сергей Иванов. — Что касается цен, производители выкручиваются как могут. Но их возможности не безграничны. Попытка сдержать рост себестоимости будет сказываться на качестве сырья и ассортименте товаров.
Временной лаг между повышением курса доллара и поставкой готовой продукции оценивается ориентировочно в полгода.
— Конечно, импортеры попытаются заложить валютный рост в цену, потому что заказ новых коллекций потребует больше денег в рублях. Но в то же время рынку сейчас не до повышения цен, не та экономическая ситуация, — добавил Алексей Денисенко. — Плюс сейчас года два будет идти обеление, очищение рынка от нечестных игроков, занимавшихся «серым» импортом. Они будут вынуждены распродавать скопившуюся продукцию и демпинговать. А покупателю уже без разницы — старая это или новая коллекция, он смотрит в основном на соотношение цены и качества. Такая ситуация будет накладывать определенный отпечаток на ценообразование отечественных производителей.
А вы экономите на обуви?
Осенью челябинский ритейл столкнулся с чередой закрытий. С октября федеральная сеть аксессуаров Marmalato закрыла магазин на пешеходной Кировке, где старожил розницы проработал около 13 лет. В начале сентября там же, на Кировке, закрылся последний в Челябинске магазин международной сети Terranova.
Весной из-за пандемии коронавируса торгово-развлекательные комплексы в Челябинске закрыли на три с половиной месяца. В середине июля арендаторам разрешили выйти на работу. Представители бизнеса поставили под сомнение возможность вернуться к докоронавирусным показателям.