Бурное развитие за минувший год продемонстрировали ритейлеры, развивающие бизнес по модели маркетплейса. Пандемия и связанные с ней ограничения ударили по традиционной торговле, но одновременно поспособствовали взрывному росту онлайн-продаж. Этот тренд в полной мере проявился в Челябинске, подтвердили представители интернет-магазинов и агрегаторов.
Набор для удаленки
Наши земляки заказывали через интернет как специализированную дорогостоящую продукцию, так и товары повседневного спроса. Рост оборота по Челябинской области на 165% отметили в компании Ozon.
— Количество заказов увеличилось в 2,5 раза по сравнению с 2019 годом (данные за 9 месяцев. — Прим. ред.). На большую активность челябинцев на онлайн-площадках указывает и динамика среднего чека — с февраля к декабрю он вырос на 17%, — рассказали 74.RU в пресс-службе Ozon.
Чаще всего жители региона покупали продукты питания, товары для красоты и здоровья, а также товары для мам и детей. А как вы думаете, что оказалось в топе предпочтений клиентов Ozon? Очень любопытный набор — растительное кокосовое молоко, футболки, пижамы и тушь для ресниц. Похоже, здесь активно закупались те, кто работал на удаленке.
В Wildberries также отметили значительный рост продаж в Челябинской области. Регион поднялся на три позиции и занял 14-е место по объему продаж в рейтинге популярной интернет-площадки.
— Оборот компании в Челябинской области достиг 5,2 миллиарда рублей. Это на 96% выше, чем в 2019 году, — сообщили в пресс-службе Wildberries.
В целом за коронакризисный год оборот компании Wildberries вырос до 437,2 миллиарда рублей. А число заказов в декабре достигло полутора миллионов в сутки, хотя годом ранее не превышало 750 тысяч.
— Структура покупок наглядно отражала все этапы пандемии. В конце марта на фоне постепенного введения карантинных мер было больше «стрессовых» покупок — продуктов, масок, антисептиков, хозтоваров. Через месяц, когда все адаптировались к новым условиям жизни, выросла доля товаров для дома и дачи, инструментов. Во время самоизоляции челябинцы приобретали книги, товары для рукоделия, спортинвентарь для домашних тренировок и так далее, — дали 74.RU расклад в Wildberries. — В мае, по мере того как карантинные меры стали смягчаться, в заказах появлялось больше одежды и обуви, аксессуаров, косметики и средств по уходу за собой. В сентябре-октябре мы отмечали рост спроса на товары для здоровья, а также технику для обеззараживания воздуха.
Маркетплейс — торговая площадка, которая продает товары и услуги разных продавцов через интернет. Продвижением занимается сама платформа, что позволяет продавцам уменьшить затраты на рекламу и установить привлекательные для покупателей цены.
К онлайн-покупкам пристрастились жители небольших городов и райцентров — там, где традиционная розничная торговля развита не так хорошо, указали представители маркетплейсов. Еще одной интересной тенденцией стал рост покупателей старшего поколения — в возрасте от 55 лет. Они начали приобретать онлайн одежду и обувь, книги и товары для хобби и многое другое.
В AliExpress отметили, что в коронакризисный год челябинцы чаще интересовались телефонами, электронными устройствами, бытовой техникой, автотоварами, компьютерами и одеждой. Средний чек и темпы роста выручки в Челябинской области представители одной из самых крупных интернет-площадок не назвали, сославшись на коммерческую тайну. Но заметили перераспределение спроса во время самоизоляции.
— Находясь дома, потребители переключались на самостоятельное приготовление пищи и занятия, которые можно охарактеризовать как «сделай сам». Еще в начале пандемии мы отметили активность старшего поколения — прирост покупателей в возрасте от 55 до 64 лет составил 50%, а от 65 лет и выше — на 60%, — подчеркнули в AliExpress. — И даже когда ограничения сняли, «домашние» привычки сохранились и продолжают диктовать новые тренды на рынке. Падения интереса к онлайн-шопингу мы не заметили.
В последнее время в Челябинске наращивает влияние один из самых быстрорастущих российских маркетплейсов — KazanExpress. Стартап из Татарстана создан три года назад, представляет формат недорогого интернет-агрегатора с быстрой доставкой и позиционирует себя как «AliExpress за один день». Компания начинала с Казани и Поволжья. Сейчас открыла пункты выдачи в 28 городах, в том числе 4 — в Челябинске.
«Места хватит всем. Скоро поход в обычный магазин станет экзотикой типа катания на лошадях»
Средний чек маркетплейса из Татарстана колеблется, по данным компании, в районе 500 рублей.
— В России покупательский спрос достаточно невысокий, и строить российский Amazon с относительно премиальным уровнем товаров и соответствующей стоимостью неоправданно, — объяснил в интервью газете «Бизнес Online» инвестор и акционер KazanExpress Дмитрий Еремеев. — Если бы KazanExpress пошел по принципу создания бутика для богатых, мы бы сейчас с вами не разговаривали, а думали, где бы деньги взять, потому что у нас был бы не рост, а падение.
Известно, что у KazanExpress — грандиозные планы. Компания объявила о строительстве логистического комплекса площадью 10 тысяч квадратных метров, сообщили в Министерстве экономики Республики Татарстан. И это только первая очередь. По мнению Дмитрия Еремеева, рынок растущий, места хватит всем, и скоро поход в обычный магазин станет экзотикой типа катания на лошадях.
Как заработать на пунктах выдачи
Закрытие ТРК и отдельных магазинов в пандемию сыграло на руку электронной торговле. На каждом углу начали появляться пункты выдачи. В Челябинске только у Wildberries действуют 67 точек. Эту интернет-площадку догоняет Ozon — 63 пункта, а с учетом постаматов — больше ста. Их открывают местные предприниматели, и количество точек растет как на дрожжах.
— Каждую неделю в Челябинской области появляется как минимум один пункт выдачи заказов, открытый агентом. Потенциал для развития в Челябинской области всё еще очень высокий, особенно в небольших городах, — рассказали в пресс-службе Ozon. — Мы открываем пункты выдачи заказов по партнерской схеме. Это похоже на франшизу, но отличие в том, что мы не берем с партнеров паушальных взносов или роялти. Напротив, поддерживаем их на старте — даем финансовую поддержку, платим двойное вознаграждение первые 90 дней жизни точки, обеспечиваем бесплатными промоматериалами. Такой подход позволяет быстрее масштабировать «последнюю милю», а партнерам обеспечивает легкий старт.
Если раньше Wildberries открывал только собственные точки выдачи заказов, то теперь начал расширять сеть силами местных партнеров. Предпринимателям нужно только зарегистрироваться в приложении и согласовать свой торговый объект. В планах — дальнейшее развитие сети точек выдачи за счет партнерства с малым и средним бизнесом, выход в новые населенные пункты и на международные рынки, отметили в пресс-службе Wildberries.
Клиенты AliExpress по-прежнему могут забрать заказ в отделении «Почты России», а также заказать доставку на дом или в магазины сети «Пятёрочка». Также ритейлер начал развивать сеть пунктов выдачи посылок с AliExpress — она постоянно растет и по стране уже достигла 16,5 тысячи точек.
«Я бы не стал говорить о каких-то больших доходах. Срок окупаемости — в среднем полтора-два года»
В последнее время маркетплейсы активно масштабируются и наращивают сети точек выдачи заказов.
— Ozon упростил процедуру открытия пунктов выдачи — подключил ипэшников и платит за каждый заказ, — отметил исполнительный директор консалтинговой компании SellerCenter Павел Сабуров. — Wildberries начал продавать свои точки плюс открыл франшизу. Народ ринулся. Но я бы не стал говорить о каких-то больших доходах. Срок окупаемости — в среднем полтора-два года. Как и в любом бизнесе, нужно просчитать экономику. Предприниматель берет на себя определенные риски — обязательства по товарно-материальным ценностям, платит налоги и зарплату сотрудникам. Как и в любой франшизе, он должен соблюдать требования сети. Выгодны будут те пункты, где есть большая проходимость, то есть выдается много заказов.
По словам Павла Сабурова, такой бизнес больше подойдет владельцам свободных помещений на первых этажах. Из-за пандемии многие арендаторы съехали, в городе много свободных помещений. Чтобы они не простаивали, можно открывать пункты выдачи онлайн-заказов. Но успех зависит от оборотов конкретной точки.
«Один из клиентов жаловался, что работать приходится по 16 часов в сутки, так как заказы поступают без остановки»
Для предпринимателей сотрудничество с маркетплейсами выгодно тем, что увеличивается география продаж и растет выручка, обеспечено продвижение, сервис платежей и доставки. В то же время на этих площадках высокий уровень конкуренции, указывают эксперты.
— Знаю производителя косметических товаров, который увеличил оборот в два раза за последний год. Но на самом деле неочевидно, что выберут именно ваш товар. А высокие комиссии могут свести на нет всю прибыль. Поэтому перед сотрудничеством с маркетплейсами необходимо тщательно изучить все условия, — предупредила финансовый консультант, директор по клиентскому сервису компании «ГенШтаб» Лейла Табатадзе. — Другой нюанс — пошли заказы, увеличились обороты. Но все ли бизнесы к этому готовы? Нужно обеспечить непрерывный поток товаров, следить за качеством, оперативно работать с аудиторией, например, отвечать на отзывы. Один из клиентов жаловался, что работать приходится по 16 часов в сутки, так как заказы поступают без остановки. А еще не забывайте, что у онлайн-сервисов есть свод правил и штрафы за их нарушение.
Запахло миллиардами
Эксперты оценивают рынок онлайн-ритейла в России в 27 миллиардов долларов. Для сравнения: объем рынка Китая, который считается мировым лидером, составляет почти два триллиона долларов. Минувший год показал, что у отечественных интернет-магазинов открылось второе дыхание. Активно осваивают рынок электронной коммерции уже известные ритейлеры типа Ozon и Wildberries, часть пирога пытаются откусить новички — например, KazanExpress.
— Сформировались новые потребительские привычки, которые сохранятся и в будущем. Люди оценили удобство и преимущества онлайн-покупок: сравнение цен в разных интернет-магазинах, неограниченный выбор, удобный способ оплаты и возможность получить любой товар, не выходя из дома. Изменилась и возрастная аудитория: люди 55+ стали активными покупателями. Пятую часть всех заказов оформили именно они, тогда как год назад это были единичные случаи, — отметил президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артём Соколов. — Старшее поколение догоняет молодых. Покупатели в возрасте 24–34 года раньше лидировали по объему покупок, теперь они лишь на втором месте. Больше всего заказов делают россияне 44–54 лет.
Изменения в онлайн-торговле наметились давно, пандемия просто придала им невероятное ускорение, уверены эксперты. В 2020 году появилось множество неожиданных коллабораций — например, когда монобрендовые магазины выставляют свой товар на маркетплейсах. Раньше это считалось невозможным, и маркетологи в один голос утверждали, что это приведет к размытию бренда. Сейчас магазин получает дополнительный канал сбыта и значительно расширяет покупательскую аудиторию, и вряд ли откажется от этого в будущем.
— Во время локдауна онлайн-ритейлерам, чтобы ответить на взрывной спрос, пришлось срочно оптимизировать свою логистическую инфраструктуру. Возникло огромное количество коопераций с курьерскими службами, службами доставки и даже такси. Это позволило сократить срок и стоимость доставки, что, безусловно, успели оценить и сами клиенты, — подчеркнул Артем Соколов.
А вы какими маркетплейсами пользуетесь?
В новом году рынок онлайн-торговли ожидает большая консолидация. Оборот российского рынка интернет-торговли по итогам 2020 года может вырасти в полтора раза и составить более трех триллионов рублей, а доля e-commerce в торговом обороте России — достичь 11%, дали прогноз в Ассоциации компаний интернет-торговли.