В конце прошлой недели второй по обороту российский ритейлер официально объявил о завершении сделки на 87,6 миллиарда рублей. «Магнит» приобрел DIXY Holding Limited у компании «Меркурий Ритейл Груп Лимитед» (включает сети «Дикси», «Мегамарт», «Виктория», «Бристоль» и «Красное & Белое»). Разбираемся с экспертами, как изменится рынок для покупателей и поставщиков, ждать ли сокращений магазинов и роста цен, а также что будет с брендом «Дикси».
Что именно продали?
Сейчас по всей стране под управлением DIXY Holding Limited действует 2 438 магазинов у дома под брендом «Дикси» и 39 суперсторов «Мегамарт». В Челябинске, по данным 2ГИС, работает 44 магазина «Дикси» (всего по области — 98). Последний «Мегамарт», работавший в челябинском ТРК «Фокус», закрылся еще два года назад.
В рамках сделки «Магнит» также стал владельцем 5 распределительных центров (складской комплекс, на который поступают товары от производителей или оптовых продавцов. — Прим. ред.). Один из них, Уральский, расположен в Челябинске.
— Мы рады завершению этой стратегически важной сделки. Сейчас мы сфокусированы на постепенной интеграции — крупнейшей по размеру объединяемых активов в истории российского продуктового ритейла. При этом интеграция не повлияет на нашу собственную экспансию, а также розничную и цифровую трансформации, — заявил в официальном сообщении президент и генеральный директор «Магнита» Ян Дюннинг. — Первые результаты интеграции ожидаем получить к концу этого года, а завершение интеграционного процесса, с извлечением всех стратегических синергий, — во второй половине 2022 года — первой половине 2023 года.
«Магнит» — российская розничная сеть по торговле продуктами питания. В 1994 году компанию в Краснодаре основал предприниматель Сергей Галицкий. С 2018-го основной акционер компании — банковская группа ВТБ. «Магнит» объединяет 21 900 торговых точек в 66 регионах России (по данным на 31 марта 2021 года). По данным INFOLine, «Магнит» с выручкой полтора триллиона рублей занял 2-е место в рейтинге ритейлеров за 2020 год.
Большинство магазинов «Дикси» расположено в Московской и Ленинградской областях, остальные точки — в Уральском федеральном округе. Основная часть «Мегамартов», 35, находится в Свердловской области, еще 4 магазина — в Тюменской области.
О решении «Магнита» приобрести 100% акций DIXY Holding Limited стало известно в мае этого года. Тогда сделку оценили в 93 миллиарда рублей, завершить процедуру наметили до конца августа. 15 июля Федеральная антимонопольная служба дала добро АО «Тандер» (торговая сеть «Магнит») на сделку.
Новостью для рынков это не стало, так как «Магнит» давно заявил о планах по покупке «Дикси». Сейчас процедура лишь завершилась, указали эксперты.
— Важно, что «Магнит» провел сделку без дополнительных кредитов, используя собственные денежные средства и доступные, но пока еще не использованные кредитные линии. При этом в ходе сделки — от момента ее анонса и до закрытия — 174 магазина «Дикси» были закрыты, взамен которых открыты новые, — отметил аналитик ФГ «ФИНАМ» Алексей Коренев. — Помимо этого, ФАС потребовала от ритейлера до 1 июля снизить долю своего присутствия до 35% в 22 муниципалитетах и взять обязательство по установке нулевых торговых наценок на группу социально значимых товаров: молоко, хлеб, мясо кур.
Зачем купили?
Российский ритейл идет по пути укрупнения ключевых игроков и переживает сейчас бум слияний и поглощений. Покупка «Дикси» «Магнитом» как раз иллюстрирует этот тренд.
— Приобретение розничного бизнеса «Дикси», пятой крупнейшей розничной сети в России, значительно повысит конкурентоспособность «Магнита» в российском секторе продуктового ритейла. Заметное присутствие в стратегически важных Московском и Северо-Западном регионах, доля которых на рынке продовольственной розницы России составляет около 29%, приведет к значительному усилению рыночных позиций в двух столицах, включая удвоение доли рынка в Москве и Санкт-Петербурге, — объяснил гендиректор «Магнита» Ян Дюннинг. — Предполагается, что потенциальные синергии в закупках, категорийном менеджменте и в бизнес-процессах принесут выгоду покупателям и повысят акционерную стоимость компании.
«Дикси» — российский ритейлер. Компанию создал в 1998 году предприниматель Олег Леонов из Санкт-Петербурга. «Дикси» специализировалась на оптовой торговле. В 2007-м сеть из 400 магазинов купила компания «Мегаполис» Игоря Кесаева и Сергея Кациева. В 2019-м в ходе объединения активов «Дикси» вошла в компанию «ДКБР Мега Ритейл Групп Лимитед», зарегистрированную на Кипре. Ее правопреемником теперь является компания «Меркурий Ритейл Груп Лимитед»: 51% принадлежит владельцам «Дикси» и «Бристоля» Игорю Кесаеву и Сергею Кациеву, 45% — основателю «К & Б» Сергею Студенникову и 4% — его жене Елене Соболевой.
Чем крупнее сеть, тем больше она может влиять на производителей и поставщиков, а значит, и работать эффективнее.
— У акционеров «Дикси» не было ресурсов, чтобы конкурировать с другими сетями формата «у дома». Крупные игроки имеют большие логистические преимущества. Кроме того, они могут продавливать свои условия поставщикам за право поставить товар на полку, а менее крупные лишены такой возможности. Сеть «Дикси» в последнее время слабо развивалась, а у сети «Магнит» после смены акционеров и ребрендинга наметились позитивные изменения: многие покупатели отмечают, к примеру, что в залах стало чище, — рассказал руководитель Департамента инвестиционного анализа и обучения ИГ «УНИВЕР Капитал» Андрей Верников.
По суммарной выручке новая компания — «Магнит» плюс «Дикси» — почти догоняет X5 Retail Group, указали эксперты.
— «Магнит» давно и с переменным успехом конкурирует со своим основным соперником — X5 Retail Group, превосходя его по численности магазинов, но периодически уступая по выручке и прибыли. Именно желание существенно расширить свое присутствие в таких регионах, где у «Дикси» большое количество торговых точек, судя по всему, и послужило причиной покупки этой сети «Магнитом», — предположил Алексей Коренев.
По мнению экспертов, на покупку именно сейчас повлияла консолидация ритейла.
— Из-за низких рыночных ожиданий торговые сети более сговорчивые и охотно идут на сделку, опасаясь, что дела будут ухудшаться, а маржа — падать, — объяснила экономист Кристина Болдова. — Кроме того, реальные доходы населения в последнее время падают. Грядут не самые лучшие времена для розничной торговли, и по этой причине слабые игроки уходят с рынка, а наиболее сильные занимают их место, становясь еще крупнее.
В такие периоды часто происходят сделки по слиянию и поглощению, добавила эксперт и привела пример — еще один крупный ритейлер «Лента» объявил о планах приобрести сеть «Билла Россия».
Будут ли сокращать число магазинов?
Руководство «Магнита» заявило, что бизнес «Дикси» продолжит функционировать как отдельное юридическое лицо, а магазины — работать под существующими брендами. Управлять бизнесом «Дикси» будет нынешний менеджмент компании. Все договоры, которые действовали на момент заключения сделки, остаются в силе. При этом антимонопольное ведомство специально предупредило нового собственника о том, что нельзя создавать дискриминационные условия на рынке, ограничивать доступ производителям и поставщикам на рынок.
— «Магнит» и «Дикси» не планируют сокращать свое присутствие в регионах. Но в зависимости от качества локаций, пересечения с действующими магазинами «Магнит», операционных и финансовых результатов деятельности возможны некоторые корректировки в сетях «Дикси» и «Мегамарт» на более позднем этапе, — рассказали 74.RU в пресс-службе сети «Магнит». — Ограниченное число магазинов может быть закрыто, а некоторые торговые точки могут быть переформатированы в магазины у дома, супермаркеты, дрогери, дискаунтеры, дарксторы или пройти редизайн.
Решения будут приниматься постепенно, на основании глубокого анализа каждого отдельного магазина, с учетом экономики пост-синергии, добавили представители «Магнита».
— Теперь «Магнит» приступает к интеграции «Дикси». Компания ожидает получить существенную синергию, прежде всего в коммерческих условиях и категорийном менеджменте, благодаря объединению закупочной силы в работе с федеральными и местными поставщиками, а также в прямом импорте, сезонных предложениях и эксклюзивном ассортименте «Магнита», — отметили в пресс-службе сети. — Увеличение закупочной силы объединенных компаний может привести к снижению цен на некоторые товары для покупателей.
Кроме того, по согласованию с ФАС сеть «Магнит» взяла на себя обязательства по установлению нулевых торговых наценок на отдельные виды социально значимых товаров: мясо кур, молоко, хлеб. Также ритейлер обещал распространить программу лояльности «Магнит» для пенсионеров на «Дикси» и «Мегамарт».
Прогнозы экспертов
Слияние «Магнита» и «Дикси» стало крупнейшей сделкой на рынке ритейла за последние годы. Но резких изменений, в том числе ценовых скачков, опасаться не стоит, указали эксперты. Тем более что государство в итоге наращивает присутствие в продуктовой рознице.
— Государство заинтересовано, чтобы социально значимые товары продавались с минимальными торговыми наценками. Премьер Михаил Мишустин не так давно обвинил торговые сети в жадности. То, что за «Магнитом» стоит государственный банк с огромными финансовыми возможностями (ВТБ. — Прим. ред.), имеет особый смысл, — отметил руководитель Департамента инвестиционного анализа и обучения ИГ «УНИВЕР Капитал» Андрей Верников. — Так, в определенные моменты некоторые товары «Магнит» может продавать по отпускной цене производителей. Это важно с учетом того, что инфляция — головная боль правительства. Иногда для того, чтобы сбить продовольственную инфляцию, приходится работать с нулевой прибылью. Государство может позволить себе такой маневр, а частная сеть — нет.
Когда «Магнит» впервые заявил о сделке, рынок отреагировал позитивно — цены на акции компании подскочили. И сейчас никаких негативных сценариев не предвидится, указали эксперты.
— «Магнит» сейчас оценивается в 70 тысяч рублей за квадратный метр торговой площади. В релизе ритейлер сообщал, что покупка не ухудшит возможности по выплате дивидендов, это, на мой взгляд, поддержало котировки, — отметил начальник управления торговых операций на российском фондовом рынке «Фридом Финанс» Георгий Ващенко. — Не исключено, что дела у «Дикси» идут сейчас неплохо и за один-два года за счет относительно небольших вложений удастся добиться синергии от покупки сети. «Магнит», возможно, вложит еще 20–30 миллиардов рублей в год в модернизацию «Дикси», а кроме того, не исключено, что по требованию ФАС и из маркетинговых соображений придется закрыть, перенести или переформатировать часть магазинов обеих сетей, что тоже требует расходов. Ранее «Магнит» анонсировал в 2021 году открытие почти 2000 новых магазинов и обновление почти 700 существующих. Полагаю, эти планы сохранятся. Кроме того, нельзя исключать, что «Магнит» и «Дикси» запустят франчайзинговую модель в отдельных регионах, спрос на это большой.
Что касается возможного ребрендинга магазинов «Дикси» и «Мегамарт», в ближайших планах «Магнита» этого нет. И эксперты придерживаются того же мнения.
— В первые годы приобретения ребрендинг «Дикси» маловероятен, так как сеть имеет лояльных покупателей. Сокращения магазинов тоже ждать не следует. У «Дикси» много точек в Московской и Ленинградской областях с выгодным расположением. Их также можно приспособить для дистанционной доставки продуктов, — добавил Андрей Верников.
Между тем в некоторых регионах, например в Мурманской и Тверской областях, магазины «Дикси» сменили вывеску на «Дешево». Мы спросили представителей «Магнита», появятся ли такие торговые точки в Челябинске.
— «Магнит» и магазины «Дикси», вошедшие в сделку, не имеют никакого отношения к бренду «Дешево», — объяснили в пресс-службе компании. — «Магнит» развивает собственную сеть дискаунтеров «Моя цена». Мы не исключаем, что на более позднем этапе интеграции некоторые магазины у дома «Магнит» и «Дикси» могут быть переформатированы в дискаунтеры «Моя цена».
Как выяснил 74.RU, бренд «Дешево» связан с магазинами сети «Дикси», которые не вошли в сделку с «Магнитом». Дело в том, что антимонопольное ведомство поставило условие: сети объединяются только там, где доля «Магнита» составляет не более 25%. Таким образом, 142 магазина «Дикси» в 53 муниципалитетах не должны слиться с «Магнитом». Поэтому в Архангельской, Мурманской, Тверской, Тульской, Ярославской и некоторых других областях магазины «Дикси» останутся у прежних собственников и продолжат работать под брендом «Дешево».