Таковы данные аналитиков 2ГИС, подсчитавших число магазинов со спиртным на полках, работающих в городе. Разбираемся с экспертами, кто выиграл от пандемии и связанных с ней ограничений, почему коронавирусная история стала катализатором продаж горячительных напитков и как это увязывается со снижением доходов россиян.
Бурный рост
Специально для 74.RU аналитики 2ГИС сравнили, как за время пандемии изменилось количество магазинов, торгующих алкогольными напитками. Показываем в одной наглядной картинке.
— С января 2020-го до августа 2021 года число розничных магазинов, торгующих спиртным, увеличилось более чем на 28%, — уточнили специалисты 2ГИС. — И это несмотря на различные ковидные ограничения и изменения в работе многих организаций.
Лидером топ-5 ритейлеров на рынке виноторговли по выручке за 2020 год стала, по данным агентства INFOLine, сеть «Красное & Белое». Она входит в компанию «Меркурий Ритейл Груп Лимитед» («Красное & Белое», «Дикси» и «Бристоль»), которая по итогам прошлого года заняла третье место в рейтинге крупнейших ритейлеров продовольственных товаров.
Как изменилось количество магазинов «К&Б» за время пандемии, поинтересовался 74.RU у крупного игрока. И выяснил, что здесь тоже отмечен рост. Правда, меньший, чем в целом по алкорознице — с 252 до 274 магазинов, или 8%.
— «Красное & Белое» — это магазины у дома, в котором доля алкогольной продукции занимает всего 26% от общего объема ассортимента, — заявили в пресс-службе сети «Красное & Белое». — Рост числа магазинов в Челябинске обусловлен развитием города — строятся новые микрорайоны, в которых открываются магазины у дома.
Весной прошлого года из-за угрозы коронавируса на несколько месяцев закрылись ТРК. Чтобы заставить людей остаться дома, власти также ограничили работу множества отдельно стоящих магазинов. Но алкомаркеты, пивнушки и всевозможные «разливайки» продолжали работать. По словам юристов, это объяснялось тем, что алкоголь относится к пищевой продукции.
— У открытия новых магазинов может быть несколько причин: наличие вакантных торговых площадей из-за закрытия магазинов другой специализации из-за пандемии, спрос на алкомаркеты из-за ограниченного ассортимента алкоголя и/или в FMCG-сетях (магазинов, торгующих товарами повседневного потребления. — Прим. ред.), низкий уровень насыщенности именно современными алкогольными магазинами, — объяснила партнер исследовательского агентства M. A. Research Анна Синявская. — В прошлом году алкомаркеты развивались опережающими темпами, став одним из немногих направлений, для кого пандемия стала мощным стимулом для развития.
«Закрытие ресторанов и торговых центров в марте — мае 2020 года также сыграло на руку алкогольным магазинам»
.
Ковидная зависимость
Потребление алкоголя выросло во время карантинных ограничений, работы немалого количества сотрудников в удаленном режиме, периода вынужденных отпусков и тому подобных проблем, обратили внимание эксперты.
— Увеличилось не радикально, но достаточно заметно, чтобы ритейл на это оперативно отреагировал. Как это увязывается со снижением доходов населения? И удаленный график работы, когда не приходится тратить деньги и время на дорогу до работы и обратно, и невозможность поехать в дорогостоящий отпуск за границу, и отмена большинства развлекательных мероприятий, на что россияне традиционно тратятся, и ряд аналогичных факторов привели к тому, что хотя доходы и снижаются, но из бюджета многих россиян ушли или заметно снизились расходы по отдельным статьям. А вынужденное сидение на карантине или отпуск на садово-дачном участке, в крайнем случае — на рыбалке, привели к тому, что потреблять горячительного в эти периоды наши сограждане стали больше, — рассуждает аналитик ФГ «ФИНАМ» Алексей Коренев. — При этом рынок алкогольной продукции в части предложения оказался достаточно быстро насыщенным. Региональные сети оперативно откликнулись на увеличившийся спрос, заполнив нишу, а к тому времени уже подоспели и стремительно расширяющиеся в регионы федеральные торговые сети алкомаркетов.
В прошлом году были хорошие продажи алкоголя, и в первой половине этого года они еще больше выросли, указали эксперты.
«Рост продаж спиртного связан с уменьшением нелегального оборота и тем, что в пандемию россияне не путешествовали и не потребляли его за границей»
— Они его потребляли в России. Потребитель сейчас стал придирчивый. Ему нужно знать историю вина или джина, а в таком формате продавать алкоголь в магазинах формата «у дома» невозможно. Там нет консультантов. Поэтому растет роль алкогольных минимаркетов и алкогольных бутиков, — указал руководитель департамента инвестиционного анализа и обучения ИК «УНИВЕР Капитал» Андрей Верников. — Производители и торговля заинтересованы, чтобы потребитель ушел из массового сегмента в элитный, где маржа больше. Также они заинтересованы в продаже новых брендов — например, сейчас актуальны вина Восточной Европы и дорогие российские вина.
Из ямы — в новые сети
Открытие новых сетей алкомаркетов — это закономерный процесс, считают эксперты.
— Во многом это зависит от концепции сети алкомаркетов, позиционирования и целевой аудитории, поскольку на рынке всегда есть незаполненные ниши. Алкомаркеты современного формата, торгующие легальной продукцией, будут пользоваться спросом, — уверена Анна Синявская. — Поэтому появление новых сетей алкомаркетов вполне вероятно, особенно если их будут открывать федеральные ритейлеры.
— В последние годы эти сети расширились из центра в спальные районы Москвы, а сейчас мы наблюдаем экспансию в регионы, — привел пример Андрей Верников. — Конечный потребитель просто не сможет разобраться во всем многообразии брендов — ему нужны специализированные магазины.
По мнению других экспертов, всплеск популярности алкомаркетов никак не связан с ростом ограничительно-запретительных ограничений. Многие из них называются таковыми номинально, а в реальности это алкогольно-продуктовые дискаунтеры. Но для того чтобы заманить туда потребителя, делается упор на обозначении алкомаркета.
— Лет 10 назад в России было мало алкомаркетов. Для покупателей это неудобный формат, если там продается только алкоголь. Человеку нужна закуска. Для основной массы потребителей привычны магазины типа «Пятерочки» и «Магнита», где есть недорогой алкоголь и недорогие закуски. Но в 2012 году власти приняли закон, согласно которому каждый регион сдуру может ввести у себя «сухой закон». И чиновники начали массово пиариться на ограничениях и запретах, — сделал экскурс в историю директор центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя «ЦИФРРА» Вадим Дробиз. — Доходило до дебилизма — например, в Ульяновской области запретили продажу крепкого алкоголя по выходным, в Якутии запрещали продажу алкоголя в продовольственных магазинах. Что оставалось делать рознице? Открывать свои алкомаркеты. В той же Якутии было 100 алкомаркетов и еще 1300 магазинов продавали спиртное и продукты, а после таких законов сотни торговых точек выкинули продукты и стали алкомаркетами — сегодня их там 900.
Пьем по-новому
Модель потребления алкоголя в России постепенно меняется, считают наши собеседники. И это главная тенденция на рынке торговли горячительными напитками.
«Россияне становятся менее консервативными, пробуют новые для себя напитки (джин, виски, текила и другие)»
— Быстрыми темпами растет потребление игристых вин и сухих вин, главным образом красных, растут продажи премиального алкоголя, что говорит о серьезном изменении вкусовых предпочтений покупателей. Большим спросом пользуются, по данным Nielsen, небольшие форматы, например, 0,18 л, выступающие в роли тестовых образцов, — отметила Анна Синявская. — Одним из крупнейших каналов продаж остаются FMCG-сети, которые продолжат увеличивать продажи за счет новых марок и товаров под собственными торговыми марками.
В то же время дальнейшего ощутимого роста числа алкомаркетов ожидать в ближайшее время не стоит, прогнозируют эксперты.
— Наметившийся в начале пандемии рост потребления спиртного заметно сбавляет темпы. Россияне всё же возвращаются к привычному графику жизни и работы. Так что не исключено, что пик потребления горячительных напитков, по крайней мере на какое-то время, можно считать пройденным. Лишь приближение тех или иных праздников способно вносить некоторые коррективы в этот тренд, — считает Алексей Коренев.
Вадим Дробиз напомнил о демографической яме в нашей стране. Она тоже сказывается на потреблении спиртного.
— С 2008 по 2020 годы — демографическая яма была в группе населения с 18 до 30 лет. Теперь она начинает пополняться снизу. А с этого года кризис переместился в группу самых активных потребителей — с 30 до 40 лет. В итоге спрос будет каждый год снижаться примерно на 2–3 процента, — предположил директор центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя «ЦИФРРА».
Кроме того, ритейлеры ожидают, что в скором времени будет разрешена онлайн-торговля алкогольными напитками. А это станет одним из ключевых факторов для развития алкогольного рынка. Не секрет, что сегодня существует много аккаунтов в Instagram и Telegram, занимающихся розничной продажей алкогольных напитков. По данным экспертов, их количество в прошлом году выросло более чем в два раза.
А вы в пандемию стали больше покупать спиртного?