
Крупнейший российский онлайн-сервис заказа продуктов Сбермаркет отменил бесплатную доставку, которая считалась одним из знаковых преимуществ экосистемы Сбера. Новые условия для всех подписчиков начнут действовать с 11 апреля, говорится в сообщении компании. Пользователи уже высказывают возмущение в соцсетях и на сайтах отзывов. В Сбермаркете отметили, что бесплатную доставку заменит повышенный кешбэк. По словам экспертов, халява использовалась для захвата рынка и нужна лишь до тех пор, пока клиенты привыкают к сервису, а сейчас пришло время выводить бизнес на окупаемость.
«Убрали главное!»
О том, что Сбермаркет в одностороннем порядке изменил правила игры, большинство пользователей онлайн-сервиса узнали случайно. Зашли в приложение проверить, сколько бесплатных доставок осталось на этот месяц, и увидели строчку: «С 11 апреля — новые условия».
— В зависимости от суммы заказа подписчики «СберПрайм» смогут получать до 5% бонусами «СберСпасибо» при покупке в Сбермаркете, а подписчики «СберПрайм+» — до 10%, — говорится в официальном сообщении компании. — Новые условия заменят предыдущее предложение бесплатной доставки заказов. Чем выше сумма заказа, тем больше выгода.
Однако новые правила вызвали разочарование и даже возмущение у подписчиков. Многие из пользователей покупали подписку как раз ради бесплатной доставки продуктов из магазинов — это было удобно и выгодно. За год можно было сэкономить на доставке до нескольких тысяч рублей.

— Когда сервис только начинал работать, из всех утюгов неслось «Всегда бесплатная доставка». А теперь убрали главное, зачем нужна была подписка, — удивляется наша читательница Елена.
— Сначала сократили количество бесплатных доставок с неограниченного числа до трех (с 8 декабря 2021 года безлимит убрали по подписке «СберПрайм», но сохранили для «СберПрайм+» за 399 рублей в месяц. — Прим. ред.), а теперь вообще отменили бесплатные доставки и заменили на 2% бонусов. Это очень непорядочно с их стороны, — возмущается еще один читатель 74.RU, позвонивший в редакцию.
— Вкратце об «улучшениях»: при одном заказе на семь тысяч рублей будет начислено 350/700 рублей в зависимости от подписки. То есть чтобы окупать доставку, которую и так порезали пару месяцев назад, необходимо делать как минимум три заказа по семь тысяч рублей в месяц, — подсчитал пользователь с ником Alex Pacific.
«Условия могут меняться»
Замену бесплатных доставок на повышенный кешбэк в компании объяснили улучшением условий для подписчиков.
— Бонусы от «СберСпасибо» действуют постоянно, без ограничения по количеству заказов. Их можно обменивать на скидку до 99% как при заказах в Сбермаркете, так и у других партнеров программы лояльности «СберСпасибо». В течение срока действия подписки условия по ней, действительно, могут меняться. Это указано в условиях по подписке, — добавили в Сбермаркете.
СберМаркет — федеральный онлайн-сервис доставки продуктов, действует в 150 городах России. Создан на базе российского стартапа Instamart, основанного в 2013 году Петром Федченковым и Андреем и Дмитрием Жулиными. В 2019 году Instamart стал частью совместного предприятия Сбербанка и Mail.ru Group, развиваясь под брендом СберМаркет. В 2021 году Сбер стал основным акционером Сбермаркета. По данным рейтинга INFOLine, ООО «Инстамарт Сервис» (юрлицо Сбермаркета) занимает первое место по обороту за 2021 год среди интернет-магазинов продтоваров. За 2020 год выручка компании выросла на 858% — до 14,6 миллиарда, при этом убыток составил 5,5 миллиарда рублей.
Бизнес-модель Сбермаркета строится на отсутствии складов, курьеры везут заказы прямо из магазинов по ценам на полке и даже ниже. Ассортимент, скидки и акции — такие же, как в супермаркете.
Как сообщили 74.RU в Сбермаркете, сейчас используются два вида доставок: «Быстрая за 20 минут» и «Плановая от 60 минут». В первом случае в регионах минимальная сумма заказа составляет 300 рублей, стоимость доставки — 129 рублей, во втором — нужно заказать на 1500 рублей, а доставка будет стоить 229 рублей. При этом цена доставки и минимальная сумма могут отличаться, точные условия доступны на этапе оформления заказа на сайте или в приложении, добавили представители контактного центра Сбермаркет. Кроме того, действует повышающий коэффициент на нестандартные заказы — свыше 30 килограммов.
«Идет борьба за кошельки инвесторов»
В Челябинске действует несколько сервисов доставки продуктов на дом. Большинство работают как интернет-магазин, в котором сборщики формируют заказ и отдают курьеру: «Пятерочка», «Перекресток», «Магнит», «Лента», «Ашан» и другие. По модели «склада для курьеров» действует «Самокат». Расширяют услуги — от доставки готовой еды из ресторанов до продуктов из супермаркетов — Delivery Club и «Яндекс.Еда».

При этом явный акцент на бесплатной доставке делает лишь «Самокат». У «Магнита» и Delivery Club эта опция (при минимальной сумме заказа 500 и 999 рублей соответственно) призвана увеличить средний чек. «Ашан» же ставит фактически заградительные условия — бесплатно привезут только при заказе на 3500 рублей.
Как отмена бесплатной доставки скажется на заказах, не приведет ли к перетоку клиентов в другие сервисы, поинтересовались мы у игроков рынка и экспертов. Сбермаркет был одним из последних сервисов, который сохранял бесплатную доставку, отметили аналитики.
«Это был скорее маркетинговый ход, чем экономический. Он был нужен, чтобы люди привыкли к сервису»
— Сама стоимость доставки в любом случае ложилась на потребителя — за счет наценки на товары. Поэтому, перейдя на платную доставку, Сбермаркет как не потеряет своих потребителей, так и сможет предложить меньшие цены на товары, — уверен исполнительный директор Департамента рынка капиталов ИК «УНИВЕР Капитал» Артем Тузов.
Представители сервиса «Самокат» сообщили, что не комментируют действия конкурентов.

Эксперты уже несколько лет пророчат взрывной рост рынку фудтеха (интеграция цифровых технологий в то, что связано с производством, доставкой и приготовлением еды. — Прим. ред.). Пандемия придала этой индустрии дополнительный импульс.
— Если раньше доставка была событийной услугой, то сейчас она превратилась в ежедневный инструмент экономии времени, — указали в Delivery Club. — В связи с этим выбор пользователей в сегменте доступной еды стал более разнообразным.

Сервис доставки в фудтехе находится в фазе борьбы инвесторских кошельков. По крайней мере, так дело обстоит на развитых рынках, отметили эксперты.
— У нас этого можно было бы избежать, если бы к моменту, когда идея доставки стала популярной, она не приглянулась ряду крупных компаний, искавших новые направления расширения и строивших для этого так называемые экосистемы. «Яндекс» перерос рекламный рынок, Сбер с целью отразить натиск ИТ-компаний на финансовую сферу решил сам стать ИТ-компанией, у Mail.Ru Group (теперь — VK) не получалось справиться с напором WhatsApp и Instagram. Всем хотелось найти большой и ненасыщенный рынок. Рынок доставки, в особенности еды, как раз таким и представлялся. Поэтому все экосистемы, у которых было достаточно средств, решили рискнуть и ввязались в конкурентную борьбу, — объяснил аналитик финансовой группы «Финам» Леонид Делицын. — Выиграть должен был тот, у кого неисчерпаем запас денег и терпения. Сбер, безусловно, выглядел именно таким игроком.
«И если промоакции решает отменить Сбер, значит, другие игроки, у которых ресурсов меньше, также быстро свернут борьбу за долю рынка»
В России объем интернет-продаж в 2021 году превысил прошлогодние показатели на 12% и составил 3,6 триллиона рублей, сообщили в Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ). Причем продукты питания вошли в пятерку самых популярных товаров.
— Аудитория интернет-торговли выросла до 70 миллионов человек, россияне в прошлом году сделали 2,6 миллиарда заказов онлайн. И сегодня основным драйвером развития становится не пандемия, а укрепление доверия к e-commerce, привычка людей к удобному способу покупок, а также способность рынка молниеносно реагировать на любые запросы клиентов, предлагая им всё более качественные сервисы, — отметил президент АКИТ Артем Соколов.

Пока рынок доставки продуктов достаточно конкурентен. Но, по словам экспертов, существует некоторая вероятность, что один игрок всё-таки продолжит захватывать рынок, пока не останется там один. В качестве примера аналитики указывают на сегодняшнего лидера среди сервисов доставки еды — компанию DoorDash, работающую в США.
— DoorDash в основном изжил конкурентов. Компания провела IPO в декабре 2020 года по цене 102 доллара за акцию, на 20% выше верхней границы диапазона. В первый же день на торгах стоимость акции подскочила до 190 долларов, пиковое значение — 246 долларов — было прошлой осенью, сейчас — 118 долларов. Компания пока приносит около полумиллиарда долларов в год убытков при выручке 4,7 миллиарда долларов. У тех, кто считал экономику этого бизнеса, никак не получается обосновать его окупаемость. Единственный способ — придушить конкурентов, загнать их в ниши и поднять цены. И процесс идет. Предыдущий фаворит рынка доставки — GrubHub уступил почти весь рынок DoorDash, продался европейскому конгломерату JustEat Takeway, который тоже быстро сдался и в этом квартале провел делистинг акций, — рассказал Леонид Делицын.
Возможен и другой сценарий — стать на рынке доставки маленьким и самоокупаемым игроком.
— Эта идея, вероятно, жизнеспособна, если сконцентрироваться на обслуживании наиболее обеспеченных слоев общества. Но такой бизнес уже не будет интересен Сберу и «Яндексу». И до тех пор пока доставку нельзя осуществить силами одних лишь дешевых роботов, у ИТ-компаний на этом рынке нет каких-либо критических преимуществ. Вполне вероятно, что в итоге рынок получат традиционные торговые сети, потому что у них-то объективные конкурентные преимущества есть, — предположил Леонид Делицын.
Но главная проблема, которая может затормозить развитие любых сервисов, — низкая покупательная способность населения, заключили эксперты.
Как онлайн-сервисы по доставке продуктов захватывали Челябинск
В августе 2018 года в Челябинске заработал сервис заказа готовых блюд из кафе и ресторанов «Яндекс.Еда».
Почти через год, в конце июня, в Челябинске запустил курьерскую доставку Delivery Club — еще один сервис заказа готовой еды.
В конце 2019-го в столицу Южного Урала зашел сервис доставки продуктов Instamart. Именно на его платформе работает «Сбермаркет» — совместное предприятие Mail.ru Group и Сбербанка.
Летом прошлого года в Челябинске заработал сервис доставки продуктов «Самокат».
С 2020 года в Челябинске активно открываются точки выдачи онлайн-заказов. Мы разбирались, что спровоцировало бурное развитие маркетплейсов и как на них повлияла пандемия коронавируса.