Сеть жестких дискаунтеров «Чижик» зайдет в Челябинск в середине августа. На следующей неделе заработают сразу четыре магазина. Об этом 74.RU сообщили представители сети. Рассказываем, где появятся новые «нищемаркеты», что там продают, почему так дешево и как этот процесс оценивают эксперты.
Куда прилетят первые «Чижики»
В Челябинске первые «Чижики» откроются в Чурилово, центре города и на Северо-Западе. 15 августа распахнут двери магазины на Российская, 63 и Зальцмана, 23. Точка на улице Российская, 251 заработает 17 августа, на Чичерина, 38в — 19 августа. Подготовительные работы ведутся также и в других локациях, например, в Ленинском районе — на Копейском шоссе, 1ж.
«Чижик» — новая сеть жестких дискаунтеров крупнейшего российского ритейлера X5 Retail Group (в него входят «Пятерочка», «Перекресток»). Первый магазин открыли в 2020 году в Москве. В 2021-м число точек выросло до 72. По данным на 1 августа 2022 года, под брендом «Чижик» работают более 150 магазинов в 8 регионах.
«Чижики» стали первыми жесткими дискаунтерами в сети X5. Основные отличия этого формата — небольшие помещения 250–400 квадратных метров (у «Пятерочек» в два-три раза больше), низкие цены, упрощенная выкладка товаров, ограниченный ассортимент — 800 единиц товара в магазине (обычно от 1500). Чтобы оптимизировать расходы на аренду, магазины обычно размещают на второй-третьей линии.
Также компания делает упор на товары собственных торговых марок (СТМ). Их доля сейчас приблизилась к 40% — это около 300 позиций, в том числе молочная продукция, бакалея, мясные консервы, напитки, мороженое. До конца года руководство жесткого дискаунтера намерено нарастить долю собственных торговых марок в обороте до 50%.
В итоге цены на товары будут доступнее, чем в «Пятерочках», обещают в Х5. Но про скидки и акции можно забыть: формат жесткого дискаунтера их не предполагает, потому что цены и так всегда низкие.
— Это сеть для рациональных покупателей, приверженцев прагматичного подхода к покупкам, — так ранее объяснял философию бренда «Чижик» главный исполнительный директор X5 Group Игорь Шехтерман.
Помещения для первых челябинских магазинов уже выбрали, основной персонал набрали. Сейчас идут последние приготовления, ждут завоза товаров. При этом сеть продолжает отбор подходящих по площади и прочим условиям точек и даже готова принять на работу менеджера по поиску объектов коммерческой недвижимости. Также «Чижикам» требуются управляющие магазинами, IT-менеджер, менеджер по операционной эффективности, менеджер по персоналу, продавец-кассир, на рекрутерских сайтах — много вакансий в разных городах Урала.
Рост в 28 раз
Неделю назад представители сети заявили об ускорении развития сети «жестких дискаунтеров» «Чижик» и запуске торговых точек в Челябинске в третьем квартале. Сейчас в X5 Group подтвердили, что «Чижики» в городе распахнут двери в ближайшее время.
— Мы очень довольны результатами «Чижика» — они подтверждают особую популярность формата среди населения. Кроме того, высокие показатели маржинальности X5 (разница между себестоимостью товара и ценой, по которой его продают, — Прим. ред.) во втором квартале создали дополнительные возможности для увеличения инвестиций в развитие сети, — отметил Игорь Шехтерман.
Представители ритейлера подчеркивают, что сеть выполняет актуальную социальную функцию: улучшение качества жизни населения через обеспечение доступными качественными продуктами питания по низким ценам. Кроме того, ускорение развития «Чижика» будет способствовать созданию дополнительных рабочих мест сразу в нескольких направлениях — розничной торговле, производстве продуктов питания, логистике и сельском хозяйстве.
Судя по официальной отчетности X5 Group, результаты работы первых «Чижиков» действительно превышают ожидания. Так, по данным за второй квартал 2022 года, чистая выручка компании увеличилась на 18,6% — до 1,25 триллиона рублей. При этом выручка жёстких дискаунтеров «Чижик» выросла в 28 раз (!) — до 6,8 миллиарда рублей.
Кроме Челябинска, в третьем квартале «Чижик» планирует зайти в Екатеринбург и Пермь. Также компания открыла новый распределительный центр сети в Москве и анонсировала запуск такого центра в Екатеринбурге. Еще два распределительных центра «Чижика» уже работают в Уфе и Воронеже. К началу следующего года, по данным Х5 Group, сеть будет насчитывать 500 магазинов в 11 регионах страны. А до конца 2024 года обещают запустить аж 3000 «Чижиков».
Покупатели чувствительны к цене
Развитие жестких дискаунтеров — яркий показатель того, как меняется благосостояние общества, отмечают эксперты. Неслучайно все крупные игроки российского рынка начали запуск своих сетей низких цен.
— Если в 2012 году за чертой бедности находились 18 миллионов россиян, то есть 13% населения, а в 2019-м руководство страны отчитывалось о 19 миллионах, то сейчас, по нашим оценкам, можно говорить уже о 30 миллионах человек, — привел цифры генеральный директор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров. — Из них до 10 миллионов — это та часть общества, которая еще полгода назад чувствовала себя гораздо увереннее и комфортнее. Сегодня же потребители, заходя в магазин примерно с тем же бюджетом, что и совсем недавно, выходят оттуда с куда более скудной корзиной. Естественно, на этом фоне очень растет чувствительность покупателей к цене.
Ответом на этот ключевой вызов становится формат жесткого дискаунтера, добавил эксперт.
По мнению экономистов, долгосрочные планы по открытию «Чижика» выглядят вполне реалистично.
— В 2020 и 2021 годах количество торговых точек X5 Group увеличивалось на 1,4 тысячи в год, из них львиную долю прироста обеспечивала сеть «Пятерочка». То есть у компании есть опыт управления открытиями необходимыми масштабами, чтобы достичь трех тысяч точек «Чижика» за три года, — отметила аналитик ФГ «Финам» Анна Буйлакова. — За счет более компактной средней площади магазина, возможности расположить «Чижик» в зонах с менее дорогой арендой, других требований к дизайну и «начинке» магазинов, чем в формате «у дома», скорость открытия таких магазинов может быть выше.
Что касается возросшего интереса к жестким дискаунтерам, то он останется до тех пор, пока магазины этого формата отвечают запросу покупателей с точки зрения экономии, удобства и сервиса, резюмировала Анна Буйлакова.
А вы будете покупать продукты в магазинах «Чижик»?
В Челябинске работают несколько дискаунтеров — «Доброцен», «Светофор», «Маяк», «Находка». Мы разбирались, на кого рассчитаны магазины-склады и в чем суть этой бизнес-модели. А также проверяли, реально ли в них сэкономить.
Почитайте также репортаж из первого в Челябинске магазина сети «Жизньмарт», в котором нет кассиров. Весной в город зашла федеральная сеть продуктовых магазинов «ВкусВилл», и мы изучали ее ассортимент.