В сентябре после объявления частичной мобилизации резко снизилась посещаемость челябинских торговых комплексов. По данным экспертов, трафик упал на 14% по сравнению с прошлым годом. Продолжается уход зарубежных брендов, арендаторы жалуются на снижение выручки, а владельцы помещений — на сложность переговоров с партнерами. Разбираем с экспертами, как ритейл переживает очередной удар, что происходит с торговыми комплексами и ждать ли новых игроков, способных заменить ушедшие зарубежные бренды.
Сократили расходы на шопинг
Торгово-развлекательные комплексы получили второй удар за год. Весной на фоне спецоперации на Украине начался массовый исход зарубежных брендов из России. А осенью стартовала частичная мобилизация, которая значительно повлияла на работу малого бизнеса и в целом на рынок труда.
По итогам сентября Mall Index (отражает количество посетителей на единицу площади торговых центров. — Прим. ред.) по Челябинску снизился на 14% по сравнению с сентябрем 2021 года. А во второй половине сентября этот показатель упал еще ниже — на 17% к уровню прошлого года. Об этом 74.RU сообщили в компании Focus Technologies (разработчик IT-продуктов для анализа трафика и продаж).
«В первую очередь сокращают траты на товары и услуги, которые не относятся к категории первой необходимости»
— Иными словами, события второй половины сентября ожидаемо оказали некоторое влияние на поведение потенциальных потребителей. Коррекции происходят в любые значимые периоды или времена неопределенности, что, в свою очередь, связано с особенностями психологии потребления, — объяснил Михаил Васильев.
Однако в первой половине октября (40–41-я недели) Mall Index сократил отставание и был уже на 15% ниже аналогичного периода 2021 года.
— Таким образом, мы видим, как рынок уже в первой половине октября начал постепенно отыгрывать локальное снижение, которое наблюдалось месяцем ранее. Иными словами, воздействие событий второй половины сентября на посещаемость объектов было достаточно краткосрочным, — считает аналитик.
Ориентир на экономсегмент
Представители челябинских ТРК подтвердили снижение трафика в минувшем месяце.
— Да, в целом падение примерно в таких пределах. В ТК «Кольцо» снижение было процентов на 20, особенно в первые дни после объявления частичной мобилизации. В «Космосе» поменьше, 10–15%. Но мы фиксируем общий трафик торговых комплексов, не разделяя на тот или иной сегмент. Наверное, арендаторы могут дать более конкретную и детальную картину по товарным группам, — рассказал 74.RU директор ТРК «Космос» и «Кольцо» Андрей Алексеев.
Эксперты обратили внимание на одновременное уменьшение потребительского спроса и предложения потребительских товаров и услуг. На это, в частности, указал Центробанк в информационно-аналитическом отчете «О чём говорят тренды».
— Торговые центры получили двойной удар. Помимо ухода международных брендов и сужения ассортимента, потребители, испытав очередной шок, стали больше экономить, — отметил директор по стратегии ИК «Финам» Ярослав Кабаков. — Смена арендаторов на более экономный сегмент усиливается.
«Торговые центры превращаются в барахолки»
С начала года полтора десятка иностранных брендов заявили об уходе из России, более 180 приостановили деятельность в стране. Некоторые крупные игроки уже начали освобождать площадки в торговых комплексах. Причем в такой ситуации оказались самые крупные ТРК.
В торговых комплексах районного масштаба новых громких уходов глобальных игроков пока нет, отметили эксперты.
— Мы стараемся договариваться с арендаторами, чтобы их оставить. Пока никто из крупных партнеров не ушел. Хотя есть сложные моменты, ведем переговоры по некоторым арендаторам, — добавил Андрей Алексеев. — Какая-то ротация есть, но это обычный процесс.
Тенденция на падение посещаемости ТРК продолжилась в октябре. В торговых комплексах Челябинска сейчас трафик ниже, чем в прошлом году.
Сдача бизнеса
Как и в других городах-миллионниках, в Челябинске еще в марте закрылись магазины популярных брендов H&M, Massimo Dutti, Pull & Bear, Uterqüe, Oysho, Zara, Stradivarius, Bershka, Adidas и так далее. Крупные ТРК заметно опустели и выглядели как в фильмах про глобальные катастрофы.
В мае после временного закрытия возобновили работу магазины LPP Group (Reserved, Cropp, House, Mohito и Sinsay). Российский бизнес польского концерна перешел китайскому консорциуму. Но права на использование товарных знаков и брендов LPP новые владельцы не получили, поэтому должны сменить вывески. Известно, что Cropp превратится в CR, Reserved — в RE, House — в XC, Sinsay — в СИН. Пока часть торговых точек в Челябинске работает под привычными брендами.
В начале лета вернулся немецкий бренд повседневной одежды Tom Tailor. А в августе в Челябинске вновь открылся H&M. Но это было временным явлением — компания распродавала товары, чтобы очистить склады. А в октябре H&M окончательно закрыл торговые точки.
В октябре в Челябинске после полугодовой паузы заработал отдел бренда Mango — пока только в одном ТРК «Горки».
Региональный директор департамента торговой недвижимости NF Group (ex. Knight Frank Russia) Евгения Хакбердиева считает, что в краткосрочной перспективе продолжится тенденция передачи бизнеса иностранными компаниями, приостановившими деятельность в России.
— Пока мы видим небольшое количество игроков, которые смогли это сделать, остальные еще находятся на стадии обсуждения. Безусловно, после этого начнется следующий этап развития ритейла. От этого будут зависеть основные индикаторы рынка: заполняемость ТЦ, выход новых брендов и форматов магазинов, пересмотр пустующих площадей, в том числе и сроки ввода новых ТЦ и других, — рассказала Евгения Хакбердиева. — Адаптация бизнеса происходит постепенно и обдуманно с текущим инфополем. На пустующие площадки привлекаются альтернативные игроки, которые могли бы быть потенциально интересны потребителям.
«Переговорный процесс с такими [зарубежными] брендами тоже небыстрый, у всех есть свои требования и ожидания»
Тем временем иностранные собственники продолжают продавать бизнес целиком или частично или передавать доли в доверительное управление локальным менеджерам.
Чего ждать?
За девять месяцев 2022 года на российский рынок вышло всего пять новых международных брендов. До конца года при благоприятном исходе число может увеличиться до 11, добавили в NF Group. В этом случае большая часть брендов будет из Турции. Также российским рынком активно интересуются операторы из Казахстана и Белоруссии.
— На пустующие площадки могут привлекаться бренды из стран СНГ, а также локальные игроки в формате монобутиков или в составе универмагов, для которых открываются дополнительные возможности для расширения аудитории и популяризации бренда. Помимо этого, наблюдается активное расширение форматов универмагов и мультибрендовых магазинов в составе торговых центров и аутлетов, — объяснила Евгения Хакбердиева.
По словам экспертов, в первой половине октября активность потребителей начала восстанавливаться.
— Люди постепенно возвращаются в ТЦ. В среднесрочной перспективе стоит ожидать дальнейшей трансформации торговых центров. Ставки аренды, вполне вероятно, будут и дальше снижаться, однако восстановление цепочек поставок и приход новых брендов поддержат отрасль, — предположил Ярослав Кабаков.
Между тем управляющие челябинскими ТРК предельно осторожны в оценках даже ближайшего будущего на рынке ритейла.
— Прогноз вообще дело неблагодарное. А в такой ситуации, когда всё кардинально меняется каждый месяц и даже день, трудно что-то спрогнозировать даже на ближайшее время. Честно говоря, позитивных трендов не прослеживается, — добавил Андрей Алексеев. — Всегда готовы рассматривать предложения о сотрудничестве. Хотя больших вакантных площадей сейчас нет, заполняемость хорошая — близка к 100%.
На вопрос о возможных новых арендаторах, которые могут занять освободившиеся места, директор торговых комплексов «Космос» и «Кольцо» Андрей Алексеев отреагировал коротко, но ёмко:
— Смешно!
Действительно, новых серьезных игроков на рынке челябинского ритейла пока не замечено. И вообще, большой вопрос, кто бы это мог быть, разводят руками местные арендодатели. В любом случае новые глобальные бренды начнут заходить на российский рынок через Москву. Лишь после успешного старта в столице они начнут рассматривать регионы для своего дальнейшего развития.
Ранее мы спрашивали представителей крупных ТРК и экспертов, как будет меняться наполнение комплексов и чего ждать в будущем. А также рассуждали с экспертами, смогут ли отечественные бренды заменить импортные.