
На Южном Урале шьют одежду — от носков до деловых костюмов, но производства привязаны к курсу доллара и поставкам из-за рубежа
Коллаж: Полина Авдошина
Поделиться
Южноуральские производители одежды столкнулись с трудностями в поставках сырья из-за рубежа. Они связывают это с повышением курса валют, санкциями и усложнением логистики. Проблемы возникли одновременно с уходом из России европейских брендов: на этой неделе временно закрылись магазины H&M и Mango, а также Massimo Dutti,
«Одно на другое — и кошмар что будет»
Ткани, пряжу и фурнитуру на местные текстильные фабрики везут из-за границы — в основном, из Китая и Турции, не из Европы. Совсем без сырья производители не останутся, но вот сроки и себестоимость ввозимых товаров пока под вопросом. Скорее всего, возникнут перебои с импортом и цены поползут вверх.
— Первая проблема — в связи с повышением курса доллара вырастет стоимость сырья и, соответственно, стоимость конечной продукции. Это повлияет на цены через несколько месяцев, у некоторых фабрик, может быть, и сразу, — объясняет директор «Пеплоса» Валерий Захарчук. — Вторая проблема — логистика. Есть сложности с доставкой из Китая, они еще прошлой осенью вводили ограничения по ковиду, а сейчас еще вдобавок транспортные фирмы отказываются ввозить наши грузы из КНР в Петербург. Сейчас всё перехлестнется на Владивосток, и эта проблема еще усугубится. Одно на другое — и кошмар что будет! Получатся провалы в поставках. У нас запас есть, это какое-то время еще будет спасать, а дальше пока ничего неизвестно.

Европейские и американские марки одежды стремительно уходят с российского рынка
Фото: Леонид Меньшенин
Поделиться
В России нет своего хлопка или бамбука, поэтому ткани, пряжу, нити у нас не выпускают, рассказывает ведущий менеджер челябинской носочной фабрики «Эталон» Земфира Виноградова. Страна закупает сырье в Узбекистане, готовую продукцию поставляет на заводы, в спортшколы, размещают на маркетплейсах. Но скоро закупочные цены перестанут устраивать заказчиков.
— Счета нам всегда выставляют в долларах. То есть, если бы мы заказали пряжу два месяца назад, оплачиваем мы ее по сегодняшнему курсу. Крупные поставщики покупают сырье в Узбекистане, Китае, Турции вагонами, дробят и продают небольшими партиями таким фабрикам, как наша, — объясняет Земфира Виноградова. — В основном мы вяжем на заказ. Но если в закупе раньше наши носки могли стоить 35–45 рублей, то сейчас мы уже поставили цены не меньше 60 рублей. Мы стараемся брать только натуральный хлопок, чтобы носки были качественными.
На южноуральских фабриках «Кыштымский трикотаж» и «Силуэт» комментировать положение дел не стали, но по телефону заверили, что никаких изменений на себе пока не ощутили, работают в обычном режиме, цены не поднимают.

Заменять зарубежную одежду придется отечественной, но выбор невелик
Фото: Леонид Меньшенин
Поделиться
«У людей не будет выбора»
Уход зарубежных гигантов не восполнить отечественными производителями, считают экономисты. Число локальных марок стремительно росло в последние годы, но их аудитория зачастую нишевая, да и объемы далеко не те.
— По объему местные производители, конечно, не смогут возместить уход европейских магазинов. Нельзя взять из ниоткуда эту отрасль, вероятно, быстрее пустоту заполнят Китай и Турция. Возможно, нас ждет появление подделок под какие-то популярные бренды, — считает кандидат экономических наук, преподаватель РАНХиГС Александр Победин. — Насколько потери будут восполнимы в плане качества, каждый сам решает, но я думаю, что не всех устроит, но у людей не будет выбора. Стопроцентное импортозамещение было бы возможно, притом что у населения существенно не снижаются доходы и активно привлекаются инвестиции, но с этим сейчас тоже проблема.

К тому же многие российские производители сильно зависят от импорта
Фото: Леонид Меньшенин
Поделиться
Локальные популярные челябинские бренды стараются пока жить одним днем и не строить далеких планов. Сейчас это самая верная стратегия, считает создательница марки одежды LUSALUT Люцина Мухутдинова.
— Возможно, наша аудитория будет расширяться, но пока мы всерьез об этом не думали. Я почти уверена, что основной массмаркет вернется. У них могут измениться цены, уменьшится количество магазинов, но совсем они не закроются. Мы действуем, исходя из событий сегодняшнего дня, в режиме 24/7 придумываем, как быть дальше. У нас уже голова заточена под то, чтобы к чему-то новому адаптироваться, — сказала Люцина.

Локальные южноуральские бренды не в силах заменить гигантов по объемам производства
Фото: Леонид Меньшенин
Поделиться
«Главное — не уйти за точку невозврата»
При этом многие эксперты уверены, что H&M, Mango, Zara и другие ушли не из-за своих политических взглядов, а из-за холодных экономических расчетов.
— Дело не в том, что эти компании пытаются наказать россиян за те трагические события, которые разгораются на Украине. Основная причина, на мой взгляд, в том, что компании боятся: если они останутся в России, их товары начнут бойкотировать потребители других стран, — рассуждает генеральный директор INFOLine Иван Федяков. — Этот риск перекрывает возможности, которые есть здесь, на российском рынке. К тому же никто не будет делать большие покупки, потому что покупательская способность тоже сейчас упадет.
Ожидается, что в ближайшее время реальные доходы людей будут падать, неизбежны перебои поставок, всё это может привести к самым неприятным последствиям, продолжает Иван Федяков.
— Это чудовищный эксперимент. Таких экспериментов не было не то что в российской, в мировой практике никогда не было. Хочется верить, что стороны скоро сядут за стол и начнут договариваться. Это произойдет, но вопрос только когда. Насколько за это время мы оторвемся от цивилизованного европейского мира, — говорит Иван Федяков. — И здесь главное — не уйти за точку невозврата. Нас в любом случае ждут уменьшение количества товаров, оскудение ассортимента.

Экономисты уверены, что список брендов, которые покинули Россию, будет расти
Фото: Леонид Меньшенин
Поделиться
Насколько мы зависимы от зарубежных компаний, наглядно показывает ситуация с IKEA, считает экономист.
новость из сюжета
Подпишитесь на важные новости о спецоперации на Украине
— В 2021 году несколько крупных глобальных брендов заявили, что они ограничат закупки хлопка из одного региона Китая, потому что там, по их мнению, притесняют китайских мусульман. Китайские потребители стали бойкотировать активно H&M, Adidas, Burberry. А они только попытались. Компании тут же закрыли эту тему, и продажи восстановились, — привел пример Иван Федяков. — У нас происходит ровным счетом наоборот: когда IKEA заявила, что уходит с российского рынка, были дикие очереди и столкновения между покупателями. Ни о каком потребительском патриотизме речи не идет. Вот китайцы его проявили, а россияне встали в очередь в магазине той компании, которая приняла по отношению к нам меганелояльное решение. Это показывает то, насколько мы заинтересованы в европейском рынке.
Магазины одежды, которые приостановили работу в РФ по состоянию на 5 марта:
- Mango;
- H&M;
- Zara;
- Bershka;
- Pull & Bear;
- Oysho;
- Massimo Dutti;
- Stradivarius;
- Asos;
- Nike;
- Hermes;
- Группа компаний Kering (бренды Gucci, Balenciaga и Yves Saint Lauren);
- Louis Vuitton
- Cartier;
- Swarovski;
- Chanel;
- Marks & Spencer.
Что еще почитать об экономической ситуации
- В «Леруа Мерлен» ввели новые условия покупки товаров;
- как изменится работа стоматологий из-за санкций;
- в магазинах ограничили продажу сахара и подняли цену на него;
- ГРЦ имени Макеева попал под санкции США;
- крупные алкогольные бренды заявили об уходе с российского рынка;
- Виктор Рашников вывел 80% акций ММК с Кипра в Россию;
- H&M приостановил работу маркетов в РФ;
- IKEA закрывает магазины в России;
- в магазинах начинается постоянный мониторинг наличия продуктов и их цен;
- что будет с ипотекой после обвала рубля;
- автодилеры приостановили работу и взвинтили цены;
- стоит ли сейчас покупать квартиру;
- в аптеках резко подорожали лекарства;
- что такое SWIFT и чем грозит его отключение для россиян;
- как оформить карту «Мир».