Все новости
Все новости

Кошмарный сон шопоголика: что будет с ТРК Челябинска после ухода западных брендов

Новый кризис ударит по арендаторам и покупателям, опасаются руководители комплексов и эксперты

Коридоры торговых комплексов пустеют, как в пандемию коронавируса

Коридоры торговых комплексов пустеют, как в пандемию коронавируса

Поделиться

Челябинские торгово-развлекательные комплексы заметно опустели из-за массового исхода западных брендов на фоне спецоперации на Украине. О временном закрытии магазинов в России на этой неделе объявили сотни международных компаний. Мы спросили представителей крупных ТРК и экспертов, как это сказалось на трафике и работе торговых предприятий, будет ли меняться наполнение комплексов и чего ждать в будущем.

«Что прогнозировать, когда доллар — 120 рублей?»


Пустые прилавки и коридоры, одинокие манекены и закрытые дверные жалюзи — в крупных челябинских ТРК один за другим прекращают работу магазины известных международных брендов. Уже закрылись магазины H&M, Mango, Massimo Dutti, Pull & Bear, Uterqüe, Oysho, Zara, Stradivarius, Bershka, Reserved, Adidas и многие другие.

С таким массовым исходом популярных брендов ни ритейлеры, ни покупатели еще не сталкивались. Управляющие челябинскими ТРК не видят смысла строить прогнозы даже на ближайшее будущее.

— Бесполезно что-то прогнозировать, очень много факторов ежедневно и ежечасно влияют на ситуацию, трафик, оборот и так далее, — отмахиваются они.

Каждый день появляются сообщения о приостановке работы того или иного модного магазина

Каждый день появляются сообщения о приостановке работы того или иного модного магазина

Поделиться

Руководство крупнейших торгово-развлекательных комплексов Челябинска — «Родник» и «Алмаз» — отказалось от подробных комментариев.

— Конкретики мало, — ответили 74.RU в управляющей компании «Родник» (развивает ТРК «Алмаз», «Родник» и «Урал». — Прим. ред.).

Популярные у молодежи магазины H&M работали в «Горках» — с 2013 года и «Алмазе» — с <nobr>2015-го</nobr>

Популярные у молодежи магазины H&M работали в «Горках» — с 2013 года и «Алмазе» — с 2015-го

Поделиться

Существенных изменений пока не произошло, сообщили в торгово-развлекательном комплексе «Горки».

— Среди наших арендаторов всего две компании, которые приостановили работу. Это H&M и Mango, — отметил представитель ТРК «Горки». — Пока рано строить какие-то прогнозы о том, что будет дальше.

Многие челябинцы надеются, что это действительно временное закрытие

Многие челябинцы надеются, что это действительно временное закрытие

Поделиться

В ТК «Космос» и «Кольцо» сообщили, что у них пока нет арендаторов, уведомивших о приостановке работы, сокращении или уходе. За исключением «Бургер Кинга», который по всей стране заявил об ограничении корпоративной поддержки франчайзинговой программы. При этом все точки общепита продолжают работать.

Но общее настроение у всех представителей ритейла остается тревожным.

— Ситуация плачевная. Что я могу прогнозировать при курсе доллара 120 рублей, и еще неизвестно, что будет дальше? — задается риторическими вопросами директор ТРК «Космос» и «Кольцо» Андрей Алексеев. — Не видим ничего позитивного. Следим за новостями, ужасаемся — а что еще остается?

Как дела с посещаемостью?


При первых же известиях об уходе модных брендов и переписывании ценников из-за подорожания доллара народ бросился в магазины. Во всех ТРК города шла стихийная спецоперация под лозунгом «Купи айфон или любимые джинсы в последний раз!».

Представители «Родника» отметили стабильный трафик в торговых комплексах.

— Поведение потребителя ровное. Потрясений в этом направлении нет, — добавили в УК «Родник».

Но на всякий случай все побежали за нарядами, пока отделы еще были открыты

Но на всякий случай все побежали за нарядами, пока отделы еще были открыты

Поделиться

В ТРК «Космос» и «Кольцо» зафиксировали наплыв покупателей, но кратковременный — лишь в первые дни после падения рубля.

По итогам 8–9-й недель 2022 года Mall Index (отражает количество посетителей на единицу площади торговых центров. — Прим. ред.) по Уральскому федеральному округу снизился на 8,1% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года и на 26,4% — по сравнению с 2019-м. Об этом 74.RU сообщили в компании Focus (разработчик IT-продуктов для анализа трафика и продаж).

Магазины техники Apple вновь распахнули двери, но большинство посетителей теперь только поглядывает на айфоны

Магазины техники Apple вновь распахнули двери, но большинство посетителей теперь только поглядывает на айфоны

Поделиться

— Это в целом сопоставимо с динамикой предшествующих недель 2022 года. Иными словами, общее количество посетителей ТЦ пока близко к типичному для уровня «обычных периодов». Дело в том, что на протяжении последнего времени наблюдались разнонаправленные тренды, компенсирующие друг друга, — объяснил руководитель направления исследований и консалтинга компании Focus Михаил Васильев. — С одной стороны, росла активность потребителей, связанная с ожиданием роста цен и закрытия ряда объектов сетевого ритейла. С другой стороны, собственно закрытие ряда объектов розницы, генерирующих посещаемость, а также переход потребителей в сберегательную модель поведения на фоне снижения покупательной способности.

Всё это привело в итоге к стагнации общих показателей посещаемости, добавил Михаил Васильев.

Иностранцы выжидают


Эксперты обращают внимание, что несмотря на агрессивную риторику в СМИ, иностранные компании пока осторожны в своих решениях.

Об окончательном уходе из России бренды пока предпочитают не говорить

Об окончательном уходе из России бренды пока предпочитают не говорить

Поделиться

Региональный директор департамента торговой недвижимости Knight Frank Евгения Хакбердиева обращает внимание на то, что сейчас речь идет о приостановке работы ритейлеров.

— В целом пандемия привела к тому, что многие бренды испытывали сложности с поставкой товаров в магазины. Теперь процесс стал еще сложнее, поэтому многие приостановили работу, в том числе в связи с ограниченным количеством продукции, — рассказала Евгения Хакбердиева. — Из всего числа компаний, объявивших о временном закрытии, только небольшая часть делает это с полными складами. Те, у кого бесперебойные поставки и поставщики из России, продолжают работать без ограничений.

Самолеты за границу не летают, импортных брендов все меньше

Самолеты за границу не летают, импортных брендов все меньше

Поделиться

В том, что уход зарубежных компаний негативно скажется на работе ТРК, сходятся все опрошенные нами эксперты.

— В большинстве эти компании были точками, формирующими трафик покупателей, где-то — якорными арендаторами. Трафик снизится, хотя саму динамику оценивать не возьмусь, это индивидуально и зависит от конкретного ТРК и торговой марки, — отметила партнер агентства M. A. Research, руководитель направления «Ритейл» Анна Синявская. — В текущей ситуации владельцы торговых центров, скорее всего, подождут какое-то время, поскольку зарубежные компании в большинстве своем объявили о временном прекращении работы в России. Но параллельно начнут или уже начали поиск новых арендаторов среди российских компаний или зарубежных из стран, не присоединившихся к санкциям.

Сейчас зачастую слышны «шапкозакидательские» выкрики, мол, пусть валят — никто не расстроится. Но на самом деле наличие трафикообразующих арендаторов влияет на продажи всех арендаторов ТРК, указала аналитик финансовой группы «Финам» Анна Буйлакова.

Магазины получают доступ не только ко своей целевой аудитории, которая генерирует для фирм основную часть выручки, или тех, кто целенаправленно пришел в магазин с определенным списком покупок, но и к «залетным» покупателям. Ритейлер мог бы их пропустить, будь он отдельно стоящей торговой точкой. При длительном отсутствии знакомых на слух крупных ритейлеров в торговых центрах продажи оставшихся арендаторов могут снизиться, — объяснила Анна Буйлакова.

Удастся ли заместить популярные европейские бренды на равноценные — сложный вопрос

Удастся ли заместить популярные европейские бренды на равноценные — сложный вопрос

Поделиться

В итоге владельцам, возможно, придется пересмотреть ставку аренды в сторону снижения, отмечают эксперты.

— Снижение трафика и продаж ритейлеров может поставить под удар стабильность внесения арендных платежей. Далее падение спроса на аренду торговых точек в ТК может привести к снижению арендных плат, что также негативно скажется на финансовых показателях управляющих компаний, — добавила аналитик финансовой группы «Финам».

Шопоголиков станет меньше


Падение посещаемости заставит владельцев торговых комплексов менять товарные категории и функционал объектов, а также снижать требования к арендаторам, указывают эксперты.

— С этим проблемы — большинство экономистов считают, что экономика России в этом году снизится примерно на 8%. Луч надежды состоит в том, что многие современные ТРК могут легко пройти перепрофилирование. К примеру, в Москве во время вспышки COVID-19 в 2020 году многие ТРК были перепрофилированы в госпитали. Как правило, в современных ТРК есть много помещений, не связанных с классическим ритейлом. Например, фитнес-центры, автомойки, химчистки и большой развлекательный сегмент. Подобные ТРК, расположенные в центральных локациях, в случае ухода ритейл-арендодателей легко перепрофилировать, — объяснил руководитель департамента инвестиционного анализа и обучения ИК «УНИВЕР Капитал» Андрей Верников.

Торговым комплексам в отдаленных районах выжить будет труднее

Торговым комплексам в отдаленных районах выжить будет труднее

Поделиться

А вот судьба торговых комплексов на окраинах гораздо хуже, считает эксперт.

— Шопоголиков в ближайшие два года больше явно не станет. Примерно 30% ТРК в стране морально устарели и не интересны арендодателям, их придется перестраивать, — добавил Артем Верников.

новость из сюжета

Подпишитесь на важные новости о спецоперации на Украине

В четверг, 10 марта, Российский совет торговых центров обратился к правительству и Центробанку с просьбой расширить меры господдержки для ТЦ и арендаторов. Речь идет о снижении коммуналки, отмены налога на имущество и земельного налога для торговых центров во всех регионах до конца года, заморозке процентных ставок по текущим кредитам для компаний — собственников торговой недвижимости. Но, по словам представителей торговых комплексов, особых иллюзий по этому поводу они не питают.

— Мы много таких писем писали во время пандемии. И все они остались без ответа. Так что надежда на то, что сейчас как-то отреагируют, призрачна, — заключил Андрей Алексеев.

Мы составили список брендов, которые объявили о приостановке своей деятельности, и будем обновлять его по мере поступления новой информации.

Что еще почитать об экономической ситуации


Дорогие читатели, мы вынуждены закрыть комментарии в материалах, касающихся темы спецоперации на Украине и ее последствий. Это мера вынужденная, но надеемся, что временная. Спасибо за понимание!

По теме

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter