Бизнес Кризис-2024 расследование

Миллиарды под градусом. Кому принадлежат алкомаркеты Челябинска и сколько на них зарабатывают

Среди владельцев магазинов спиртного — бизнесмены из списка Forbes и известная певица

В Челябинске сократилось количество алкогольных сетей, но выросло число розничных точек

С каждым кризисом — экономическим, пандемийным или геополитическим — в Челябинске растет количество магазинов, торгующих алкоголем. При этом конкуренция обостряется. Крупные продовольственные сети — «Пятерочка», «Магнит», «Лента» и другие — усиливают горячительный сегмент на своих полках. А специализированные ритейлеры зачищают рынок. Рассказываем, кому принадлежат самые крупные в Челябинске сети, продающие алкогольные напитки (кроме пивных), и сколько денег крутится в этой сфере.

По данным 2ГИС на январь 2020 года, в Челябинске действовало 526 точек, торгующих алкогольными напитками (не считая пивных). В январе 2021 года их число увеличилось до 613, а в январе 2023 года выросло до 875.

«Красное&Белое»

Бесспорным лидером на ниве торговли алкогольными напитками является, конечно, сеть «Красное&Белое». Начинала она как местный ритейлер. Челябинский предприниматель Сергей Студенников занялся поставками различных товаров, среди которых потом появился алкоголь, еще в 1980-х годах. Первую розничную точку по торговле спиртным он открыл в 2006 году в Копейске.

Основателю «К&Б» Сергею Студенникову удалось создать непотопляемую бизнес-модель магазина

Ставку сделали на низкую маржу, закуп товара без рассрочки платежа (за что производители давали скидки) и максимальное снижение издержек (магазины в аренде). Через год насчитывалось уже более полусотни торговых точек. Так начался беспрецедентный рост сети «Красное&Белое» — ежемесячно открывалось по 150 магазинов небольшого формата.

В «К&Б» продавали спиртное, закуску, а также небольшой набор базовых продуктов — яйца, сыр, сосиски, молоко, хлеб, консервы, конфеты и так далее. Это дало возможность ритейлеру позиционировать себя сетью не алкомаркетов, а магазинов у дома.

В начале 2023 года в Челябинске действует, по данным 2ГИС, 317 магазинов «Красное и Белое». Большинство из них относится к компании «Лабиринт-Челябинск».

По данным базы данных «Контур.Фокус», «Лабиринт-Челябинск» зарегистрирован в Пензе, в штате — 1477 человек. Среди учредителей фирмы — 8 человек, это главные акционеры Сергей Студенников с женой, его бизнес-партнеры Игорь Кесаев и Сергей Кациев, а также Владимир Туганов, Игорь Дзуцев, Юрий Халтурин и Александр Кобзев. За 2021 год выручка «Лабиринт-Челябинск» выросла на 16%, до 11,9 миллиарда рублей, а чистая прибыль достигла 285 миллионов рублей.

До недавнего времени компания «Лабиринт-Челябинск» входила в холдинг Mercury Retail Group — это крупнейший продавец алкоголя в России с годовой выручкой 577 миллиардов рублей. Mercury Retail Group образовалась в результате слияния в 2019 году сетей «Красное&Белое», «Бристоль» и «Дикси», стала крупнейшим — 15 тысяч магазинов в 69 регионах — российским оператором компактных магазинов у дома и третьим по обороту продуктовым ритейлером в стране.

Летом 2021 года крупный ритейлер «Магнит» выкупил «Дикси», в которую на тот момент входило 2477 магазинов. Но даже это не слишком изменило позицию крупнейшего продавца алкоголя.

В октябре прошлого года из состава учредителей «Красное&Белое» и «Бристоль» вышла кипрская Mercury Retail Holding. Среди собственников компаний с миллиардными оборотами «Абсолют» и «Прометей», занимающихся оптовой торговлей алкогольными напитками, а также «Бристоль Ритейл Логистикс» и еще трех десятков организаций вновь появились физлица — Студенников, Кесаев, Кациев и другие акционеры.

«Красное&Белое» ушло в отрыв от конкурентов

А под конец 2022 года окончательно завершилась смена прописки — в Москве зарегистрировали ООО «Меркурий Ритейл Холдинг» с уставным капиталом 73,5 миллиарда рублей. Доли основных акционеров российской «Меркурий Ритейл Холдинг» распределены в том же соотношении, что ранее у кипрской Mercury Retail Holding. Сергею Студенникову и его жене Елене Соболевой принадлежит 45 и 4% уставного капитала, основным бизнес-партнерам Игорю Кесаеву и Сергею Кациеву — 37,2% и 7,7% соответственно. Оставшаяся часть зарегистрирована на четырех человек: Владимир Туганов — 3%, Игорь Дзуцев — 2%, Юрий Халтурин — 1%, Александр Кобзев — 0,1%. Таким образом в реальности никакой смены собственников не произошло, «красно-белыми» активами владеют всё те же хозяева.

В пресс-службе сети «Красное&Белое» сообщили о завершении реорганизации компании. По мнению экспертов, перерегистрация связана с деофшоризацией российской экономики.

В 2018 году Сергей Студенников стал новым российским долларовым миллиардером по версии Bloomberg Billionaires Index.

По итогам 2020 года совладелец «Красного&Белого» Сергей Студенников вошел в топ-200 богатейших бизнесменов России по версии Forbes — под номером 78. Составители рейтинга оценили его состояние в $1,8 миллиарда.

А осенью прошлого года совладелец сети «Красное&Белое» Сергей Студенников вместе с женой оформил инвестиционное гражданство Черногории. Иностранец получал такой статус, если он инвестировал в экономику страны от 450 тысяч евро, или примерно 34 миллиона рублей.

«Бристоль»

Торговая сеть «Бристоль» родом из Нижнего Новгорода. С 2012 года ее развивает компания «Альбион-2002», через год магазины начали открывать в других регионах. Сеть во многом шла по следам «К&Б» — здесь также торгуют алкоголем, сигаретами, консервацией, сухариками, чипсами и другими продуктами. «Бристоль» — детище бизнесменов Игоря Кесаева и Сергея Кациева, нынешних партнеров Сергея Студенникова.

Магазины «Бристоль» очень похожи на «К&Б»

Несколько лет назад они приезжали в Челябинск — изучали магазины «Красное&Белое» и вели первые переговоры с владельцем «К&Б» Сергеем Студенниковым. В начале 2017 года сеть «Бристоль» сообщала о планах зайти на челябинский рынок. Весной 2018-го компания «Альбион-2002», работающая под брендом «Бристоль», жаловалась на «К&Б» в Челябинское УФАС. Речь шла о нарушениях в сфере торговли сигаретами. То есть «Бристоль» явно видела в «К&Б» своего конкурента.

Но только в начале 2019 года завершилась давно задуманная сделка — объединение «Дикси», «Бристоля» и «Красное&Белое». А предшествовала этому бизнес-событию предновогодняя акция силовиков, наделавшая много шума. В конце декабря 2018 года в головном офисе «К&Б» и на складах в Челябинске, Подмосковье, Екатеринбурге, Самаре, Казани, Уфе и Воронеже одновременно ФСБ провела масштабные обыски. В проверках участвовали сотрудники Федеральной налоговой службы и Росалкогольрегулирования. Споры о том, как «поздравление» ФСБ повлияло на будущее слияние компаний, не утихают до сих пор.

Российский табачный король Игорь Кесаев давно приглядывался к челябинскому «К&Б»

Ранее главным активом Кесаева и Кациева была компания «Мегаполис» — эксклюзивный поставщик табачной продукции Japan Tobacco International, Philip Morris International и Imperial Tobacco Group. Также табачный король Кесаев владел DIXY Group.

Сеть «Бристоль» развивается под юрлицом «Альбион-2002». Выручка компании в 2021 году выросла на 31% — до 177,9 миллиарда рублей, чистая прибыль подскочила на 55% и составила 7,4 миллиарда рублей.

В Челябинске «Бристолей» всегда было немного. Одно время торговые точки открывались на площадках «Дикси», но эксперимент продлился недолго. Сейчас в городе работает всего 6 «Бристолей». Челябинские магазины управляются материнской компанией «Альбион-2002», поэтому данных по их выручке и прибыли нет в открытом доступе.

Сергей Кациев стал одним из трех основных акционеров компании, поглотившей «Красное&Белое»

«Мавт»

Старейший алкогольный ритейлер на Южном Урале и один из крупных дистрибьюторов алкоголя в Челябинской области — компания «Мавт». Она стартовала с небольшого отдела в Торговом центре. Точнее, коллеги по НИИ Александр Сафронов и Андрей Зуев начали первые шаги в бизнесе с компьютеров. В 90-х годах они взяли в аренду секцию в Торговом центре и открыли отдел по продаже вычислительной техники и комплектующих. Но быстро поняли, что гораздо прибыльнее торговать алкоголем.

Старожил регионального алкорынка умудрился пережить всевозможные кризисы и смену властей

— К нам никто не заходит, а у отдела, где стоят красивые бутылки с импортным алкоголем, всегда многолюдно. Решили попробовать — заняли деньги, закупили спиртное. Первую машину с грузом заказали в столице: водка Smirnoff и Аmaretto неясного происхождения — 50 на 50, — вспоминал в интервью 74.RU один из основателей компании «Мавт» Александр Сафронов. — Мы считали, что настоящий мужчина разбирается в футболе, женщинах и алкоголе. Главное — дешево купить, дорого продать и не перепутать.

Челябинские инженеры сделали ставку на импорт и стали возить спиртные напитки, о которых только читали в книгах: ром, виски, текилу, кальвадос и прочие. Спрос превзошел ожидания. Вскоре количество отделов увеличилось до четырех. Потом «Мавт» купил первый магазин на улице Российской, затем второй — в Ленинском районе, занялся оптовой торговлей и расширением розничной сети. Причем предприниматели покупали недвижимость под торговые точки — сейчас в Челябинске их 32. А позже «Мавт» обзавелся собственными складами и распределительным центром.

Группа компаний «Мавт» работает с 1991 года, ее основали челябинцы Александр Сафронов (умер в сентябре 2009 года) и Андрей Зуев. Сейчас действуют две розничные сети: «МАВТ-Винотека» в Челябинской области, Тюмени и Кургане, «МАГНУМ-Винотека» в Екатеринбурге и Верхней Пышме. Всего в 13 городах работают 77 магазинов. Также компания выступает дистрибутором алкоголя, у нее есть распределительный центр на 13 тысяч квадратных метров.

В 2018 году «Мавт» купил у екатеринбургского предпринимателя Ильи Борзенкова сеть алкомаркетов «Магнум». Она состояла из 6 магазинов. Торговые точки получили новую вывеску «Магнум-Винотека».

Розничной сетью «Мавт» управляет компания «Мировые Вина» (ранее — «Мавт-ритейл плюс»), созданная в 2009 году. Она принадлежит одному из основателей, Андрею Зуеву, и Вячеславу Сафронову (гендиректор и сын второго основателя Александра Сафронова) — по 50%. В штате 130 человек. По данным «Контур.Фокуса», в 2021 году выручка выросла на 18% и достигла 1,4 миллиарда рублей, чистая прибыль составила 88 миллионов рублей.

Кроме того, Андрей Зуев и Вячеслав Сафронов в равных долях владеют екатеринбургскими фирмами «Магия вина», «Сплит», «Европродукт» и «Пикколо», тюменской «МВТ». Еще одна екатеринбургская компания, «Алкомагия», принадлежит Вячеславу Сафронову и Петру Зуеву (сыну Андрея Зуева).

При этом «Мавт» никогда не ориентировался на эконом-сегмент

С ноября 1991 года действует ООО «Фирма «МАВТ»», управляющая недвижимостью. Ее владельцами являются Андрей Зуев и Зоя Сафронова. Выручка «Фирмы «МАВТ»» в 2021 году составила 62,1 миллиона рублей, чистая прибыль — 14,3 миллиона рублей. Они же владеют челябинскими компаниями «Мвг», «Мво» и «Мавт-Транс», «Спирит», екатеринбургской «Про-Вайн» (оптовая торговля соками, минеральной водой и безалкогольными напитками). Про последнюю стоит сказать отдельно — за 2021 год выручка фирмы «Про-вайн» выросла аж на 1000% — до 1,1 миллиарда рублей, чистая прибыль составила 31 миллион рублей.

В 2008 году в Челябинске зарегистрирована «Торговая компания «Мавт»», которая занимается оптовой торговлей алкогольной продукцией. Здесь работают 97 человек. Владельцы компании — Андрей Зуев и Зоя Сафронова. По данным «Контур.Фокуса», в 2021 году выручка увеличилась на 7% — до 2,1 миллиарда рублей, чистая прибыль достигла 52,5 миллиона рублей.

«Торговая компания «Мавт»» активно участвует в госзакупках, за время работы заключила более 30 контрактов на общую сумму 45 миллионов рублей. В прошлом году «Мавт» победил на скандальных торгах, на которых ОГКУ «Комбинат общественного питания» закупало премиальные вина Montecelli Bardolino на 99 тысячи рублей, Шато Пей Ля Тур Бордо на 139 тысяч рублей. Ранее «Мавт» также не раз (в 2018, 2019 и 2021 годах) выступал поставщиком алкоголя по результатам госзакупок, проводимых управделами губернатора.

Также у совладельцев группы компаний «Мавт» Андрея Зуева и Зои Сафроновой есть общий бизнес с известным бизнесменом и депутатом гордумы Виталием Рыльских — компания «Стройград-плюс». Предприятие действует с 2009 года, занимается венчурным инвестированием. Виталию Павловичу принадлежит 33,4%, а Зуеву с Сафроновой — по 33,3%. За 2021 год компания получила выручку 2 миллиона рублей, чистую прибыль — 1,1 миллиона рублей.

Millstream

Отечественные производители вина взялись за развитие фирменных магазинов в регионах. Так, осенью 2018 года в Челябинске открылся первый магазин винзавода Millstream — на Троицком тракте. Затем точки появились на улице Братьев Кашириных и в центре города, в бизнес-доме «Спиридонов». Представители винзавода продвигают формат магазинов-складов. Ставка сделана на низкие цены, что поначалу даже смущало посетителей. Сейчас в Челябинске действуют 4 магазина этой сети.

Кубанский винзавод решил зайти на родину «Арианта»

Винзавод «Мильстрим» расположен на Таманском полуострове Краснодарского края. Это старейшее виноградарское и винодельческое предприятие полуострова, действующее с 1936 года. В состав «АПК Мильстрим — Черноморские вина» входят винзавод, собственные виноградники площадью 1000 гектаров и сеть магазинов, насчитывающая более 360 торговых точек.

Владельцами «АПК Мильстрим — Черноморские вина» являются, по данным «Контур.Фокуса», компании «Порт-Импорт» (~98,9 %) и «Таманский Винодел» (1,1%). В свою очередь, «Порт-Импорт» принадлежит Елене Буйвидис (51%), Андрею Иванову (24,5%) и Олегу Варум (24,5%), двоюродному брату певицы Анжелики Варум. В 2021 году выручка «АПК Мильстрим — Черноморские вина» составила 824,6 миллиона рублей, чистая прибыль — 247 тысяч рублей.

Анжелика Варум до недавнего времени была тесно связана с брендом Millstream. СМИ она рассказывала, что у нее есть несколько гектаров виноградников и собственная линейка вин AV, которая продается только в сети «Мильстрим». По словам певицы, винный бизнес привлек ее как источник стабильного дохода.

Анжелика Варум еще в прошлом году выпускала именную линейку вин

В линейке «AV Анжелика Варум» выпускались красные, белые и розовые сухие вина, молодые игристые вина и шампанское брют. Правда, с прошлой осени именные напитки исчезли из продажи, как и упоминания о певице на официальном сайте предприятия.

О дальнейших планах по Челябинской области представители предприятия высказались обтекаемо.

— В Челябинске и области открыто несколько фирменных магазинов «Мильстрим», и вне зависимости от формы собственности у всех магазинов единый стандарт бренда — ассортимент, фирменное оформление, трейд-маркетинговые мероприятия, обслуживание, — сообщила 74.RU заместитель гендиректора по маркетингу сети магазинов винзавода Millstream Елена Уханова. — У нашего розничного формата существуют определенные требования для открытия новых магазинов и к их локации. В случаях, когда торговые площади, их локация соответствуют им, принимается решение об открытии фирменного магазина.

Как менялся рынок алкоголя в Челябинске

В конце 2014 года о намерении войти на челябинский рынок алкогольных напитков заявляла известная екатеринбургская сеть алкомаркетов «Семь пятниц». Но все планы остались на словах. А еще через несколько лет сеть обанкротилась, а ее собственники скрылись за границей.

Круглосуточные наливайки стремительно развивались и в таком же темпе закрылись

С 2018 года в Челябинске активно развивалась сеть круглосуточных алкомаркетов-буфетов «ОгоньВода». Предприниматели заняли площадки в самых трафиковых местах города, нашли законную лазейку (открывали бутылки перед продажей — как в кафе) и торговали крепкими напитками без каких-либо временных ограничений. Всего в разных районах действовало 10 точек. Бум «наливаек» стал настоящей проблемой для горожан. Но в прошлом году все точки сети «ОгоньВода» закрылись. Основное юрлицо — ООО «ОгоньВода» и аффилированные с ним компании («Феникс опт», «Алкотрестъ», «Феникс», «Феникс Алко-групп») находятся в стадии ликвидации.

Вместе с пандемией ушла и «ПьянЪ»

По такой же схеме работала еще одна сеть алкомаркетов — с характерным названием «ПьянЪ», которая начала формироваться в разгар пандемии коронавируса, в 2020 году. Впрочем, сейчас все ее точки закрыты.

Десять лет назад в Челябинске, кроме «Мавта» и «К&Б», было еще несколько сетей, торгующих вино-водочным ассортиментом. Например, «Винная карта» (8 магазинов), «Вина Кубани» (14 отделов), «Кристалл» (6 магазинов), а также множество бутиков и винных салонов. За эти годы ушли в небытие «Винная карта» и «Кристалл», сократилась до двух отделов и характерно скорректировала название сеть «Вина Кубани и продукты из Казахстана».

Хотите поделиться новой информацией о владельцах алкогольного бизнеса в Челябинске? Присылайте сообщения и фото.
Звоните круглосуточно8-93-23-0000-74
Мы в соцсетях
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления