Уральская сеть супермаркетов «Жизньмарт» продолжила активную экспансию в Челябинскую область. Завтра откроется новый магазин в Ленинском районе, а всего до конца года заработает еще 10 супермаркетов большого формата, один из них в Магнитогорске, и 10 мини в столице Южного Урала. Об этом 74.RU сообщили в сети «Жизньмарт». Почему, несмотря на постоянное падение доходов, востребован этот формат, насколько приживется магазин без кассиров и за что готовы платить челябинские покупатели.
«Ни Монетка, ни Пятерочка»
В Челябинске всё чаще попадаются на глаза баннеры с интригующей надписью «Ни Монетка, ни Пятерочка, ни Магнит...». Речь идет о новой сети из Екатеринбурга — «Жизньмарт». Над ее открытием на Южном Урале работают сразу несколько предпринимателей. Как выяснил 74.RU, весной магазины планируют запускать практически каждый месяц.
В марте должны заработать супермаркеты в «рабочем» Ленинском районе на ул. Гагарина, 26 и в центре — на ул. Свободы, 151а и ул. Труда, 176. В конце апреля намерены открыть магазин на ул. Братьев Кашириных, 156, в середине мая — на пр. Ленина, 73 и ул. Сони Кривой, 41. Это точки, где уже идет ремонт помещений. Обычно от подписания договора до открытия магазина проходит несколько месяцев.
«Жизньмарт» позиционирует себя как сеть магазинов полезной еды с доставкой. Первая точка ООО «Кушать надо вкусно и полезно, а не как сейчас в магазинах» (юрлицо бренда) открылась в Екатеринбурге в марте 2019 года. Основателем и основным акционером является Иван Зайченко — 70,72%, его партнеры Зафар Джалилов — 16,58%, Евгения Грамотеева — 6,69% и Эля Халили — 3,01%. Сеть развивается по франшизе, сейчас действует 101 магазин в 8 городах. По данным сервиса «Контур.Фокус», за 2021 год выручка составила 122,3 миллиона, убыток — 255 тысяч рублей. В самой компании выручку за 2022 год оценили уже в 2,9 миллиарда рублей.
Супермаркеты представляют собой небольшие магазины обязательно с кофейней и акцентом на полуфабрикаты и готовую еду — салаты, сэндвичи, суши, супы, вторые блюда и десерты. Все товары продают под брендом сети, но выпускают их разные производители. Под собственной маркой «Жизньмарт» продают более 1500 товаров, около 60 процентов ассортимента — местного производства. В каждой категории предлагают по одному товару, чтобы покупатели не тратили время на выбор. Кстати, алкоголя нет вообще — и это на родине «К&Б».
Нет у сети и своего производства — полуфабрикаты и готовую еду делают партнеры, это около 20 фабрик-кухонь. В магазины продукцию доставляют ежедневно. При этом в Челябинске есть отдельный поставщик японской кухни — суши и роллов.
— Возможно, в будущем будем сотрудничать с местными фабриками-кухнями. Но тут нужен строгий контроль за качеством продукции. Мы в этом плане очень щепетильные и дотошные — постоянно всех проверяем, — утверждают представители «Жизньмарта».
Еще одна особенность сети — тут нет кассиров, покупатели сканируют и оплачивают товары на кассах самообслуживания. Порой это вводит в ступор новых посетителей. Они растерянно оглядываются в поиске сотрудников, пока им не подскажут, что надо делать. Впрочем, с наличкой никого не выгонят — работники магазина помогут всё оплатить.
Сейчас в Челябинске действуют три магазина под брендом «Жизньмарт». В августе заработали два супермаркета большого формата — в ЖК «Ньютон» и в центре рядом с «Белым рынком», а в декабре открылся мини-формат — на площади Революции.
— Удивительно. Челябинск у «Жизньмарта» большого формата полностью распродан. Больше там договоры на открытие не заключаются, — сообщил в декабре прошлого года основатель сети — бизнесмен из Екатеринбурга Иван Зайченко.
Это значит, что емкость большого формата для Челябинска рассчитана на 11 магазинов, объяснил 74.RU руководитель отдела подбора партнеров сети Евгений Сергеев. Но всё будет зависеть от итогов работы партнеров — показателей по выручке. По его словам, в этом году «Жизньмарт» заходит в область — уже подписан договор об открытии магазина в Магнитогорске. Партнеры прошли обучение и занимаются подбором локации. По словам Евгения Сергеева, сеть также прорабатывает запуск новых точек в Миассе, Златоусте и Копейске.
Доставка рулит
Франчайзи, открывшие первые челябинские магазины, решили не ограничиваться ими. Так, Иван Никитин (супермаркет на ул. Сони Кривой) планирует запустить еще два магазина большого формата и один мини. Он успел взять франшизы по старым условиям.
— У нас основные посетители — студенты и офисные сотрудники, их устраивает этот формат. Пользуется спросом готовая еда. Сначала мы привозили ее три раза в неделю, сейчас идет ежедневная отгрузка, — рассказал Иван Никитин. — В целом супермаркеты в Челябинске неплохо себя показывают, выручка растет. Активно развивается доставка — она занимает уже более 30% от всех покупок.
Поначалу были большие опасения по поводу потерь с учетом работы без кассиров, признался предприниматель. Но, оказалось, что всё не так страшно.
— «Забывчивых» покупателей немного, а инвентаризацию мы проводим ежедневно, легко всё отследить. К тому же в магазинах работают камеры, и успешно зарекомендовала себя система предотвращения потерь, — отметил Иван Никитин.
Другой франчайзи Никита Тамаркин (супермаркет на пр. Героя России Родионова, 17) запускает еще четыре магазина большого формата. Три из них заработают в марте, кроме того, приступили к проектированию четвертого — в ЖК ALT на ул. Елькина, 91.
— Это нестандартный формат для Челябинска. Продуктовый магазин, в котором отобраны хорошие продукты, есть кофе и готовая еда. И, конечно, доставка — она очень популярна. Благодаря спросу на нее магазин в ЖК «Ньютон» перевели на круглосуточный режим работы. И сейчас это единственный «Жизньмарт» в Челябинске и один из немногих продуктовых в городе, где есть доставка 24 часа в сутки, — отметил представитель второго франчайзи, исполнительный директор компании «Фэмэли групп» Денис Стукалов.
Что касается режима работы в других магазинах, то вначале они будут открыты с 8 до 22 часов. Потом владельцы посмотрят на результат и примут решение, менять график или нет.
— Всё будет зависеть от покупательской активности и спроса. Был опыт увеличения времени работы до 23 часов. Возможно, в летнее время будет потенциал для круглосуточной работы магазина в ЖК «Манхеттен», — добавил Денис Стукалов. — Что касается меню, обновляется оно регулярно. Но главные критерии — интерес покупателей и творческий подход управляющей компании. Есть информационная система, которая показывает продаваемость в конкретном магазине, потребность в тех или иных товарах. В ритейле все ориентируются на оборачиваемость и продажи. Есть хиты, например, японская еда, морковный торт «Спросите кролика» и чизкейк «Нью-Йорк». Как бы не старались сбалансировать поставки, их разбирают в первую очередь.
Среди минусов действующие франчайзи отметили недостаточную пока узнаваемость бренда у челябинцев. Продвинутая молодежь и те, кто часто бывает в Екатеринбурге, уже знают, что это за магазин. В чатах можно встретить радостные возгласы, мол, наконец-то можно посещать этот супермаркет в родном городе, рядом с домом. Но большинству горожан бренд пока мало знаком.
По словам основателя сети Ивана Зайченко, один из магазинов в Челябинске вышел в прибыль уже на второй месяц работы. А сроки окупаемости снизились с 3,5 до двух лет. Впрочем, местные франчайзи проявили осторожность и предпочли не комментировать эти цифры.
Как эксперты оценили взрывной рост сети
«Жизньмарт» вышел за границы Свердловской области в прошлом году. Магазины начали появляться в других городах Урала, а также в Сибири, Санкт-Петербурге и так далее. Основатель проекта Иван Зайченко поставил задачу в ближайшие два-три года заполнить всю Россию.
Эксперты нашли общие черты у «ВкусВилла» и «Жизньмарта». При этом отметили, что последний доказал свою жизнеспособность.
— Полагаю, что концепция «Жизньмарта» хорошо проработана с учетом потребностей целевой аудитории. Их концепция похожа на «ВкусВилл», который сейчас тоже прекрасно развивается. Здоровый образ жизни и готовые блюда рассчитаны на занятых людей, которым некогда готовить, это сейчас очень востребовано, — считает руководитель направления «Ритейл», партнер агентства M.A.Research Анна Синявская. — Сеть развивается по франшизе, тоже плюс для компании, нет длинных цепочек в управлении магазином. Маленький и хорошо выверенный ассортимент, локальные товары на полках, фокус на ЗОЖ, хорошо выбранная ниша.
Сейчас востребованы покупателями не только дискаунтеры — просто у них самые высокие темпы роста, указали эксперты.
— Но покупатели не будут ходить только в дискаунтеры. Всегда будет нужно разнообразие форматов, — подчеркнула Анна Синявская.
Аналитики увидели в росте «Жизньмарта» три составляющие.
— В городах, где они открываются, есть спрос на подобную продукцию. То есть присутствует средний класс или близкие к нему люди, которые хотят получать хорошую качественную продукцию и готовы за это платить. Во-вторых, «Жизньмарт» вышел на рынок, который уже был серьезно раскачан «ВкусВиллом», — полагает руководитель каталога франшиз Franshiza.ru Анна Рождественская. — Предшественник много лет работал в этом сегменте и раскачал формат до того состояния, что он стал популярен и востребован у потребителей. При этом «ВкусВилл» не продает франшизу, а запросов на нее очень много. Поэтому среди тех, кто покупает франшизу «Жизньмарта», наверняка есть последователи идеологии «ВкусВилла». Третий момент — «Жизньмарт» завоевал авторитет и популярен именно как бренд. И, конечно, люди хотят присоединиться к этой истории.
Владелец «Жизньмарта» пошел по пути Фёдора Овчинникова из «Додо-пиццы» — создавал открытую компанию, публиковал очень много интересных материалов о становлении и развитии сети, напомнили специалисты в сфере ритейла.
— Такая true story о бизнесе привлекает к себе внимание тех людей, которые готовы открывать бизнес и инвестировать в него, — добавила Анна Рождественская.
В то же время модель «Жизньмарта» не так проста, как кажется. Сеть конкурирует одновременно и с сервисами доставки, и с кофейнями. Поэтому при быстром масштабировании, по словам экспертов, возможны болезни роста.
А вы покупаете продукты в магазинах новомодных форматов?
В Челябинске идет трансформация розничного продуктового рынка. В прошлом году закрылись магазины «Дикси». Резко сократил фирменные точки «Ариант». При этом в феврале о планах на Челябинск заявила уральская сеть «Жизньмарт». В марте в столицу Южного Урала зашла федеральная сеть «ВкусВилл». А в августе открылись сразу две точки «Жизньмарта».