Украина ввела санкции против сотен предприятий, связанных с российским военно-промышленным компплексом. Указ опубликован на сайте главы государства Владимира Зеленского. В новом списке значатся два предприятия из Челябинской области: «ЧТЗ-Уралтрак» и НПО «Зюраткуль». Мы обсудили с экономистами, как антироссийские санкции скажутся на деятельности южноуральских компаний и могут ли в принципе быть эффективными такие ограничительные меры.
Что означают санкции
Санкции в отношении челябинского «ЧТЗ-Уралтрак» и саткинского НПО «Зюраткуль» введены сроком на 5 лет. Почему именно эти предприятия попали в список? И что, собственно, означают сами санкционные ограничения?
Власти Украины регулярно заявляют о вводе санкционных мер против различных граждан и организаций в России. По словам экспертов, основным критерием для включения в подобные списки, является отношение к ВПК или сотрудничество с Минобороны РФ. «ЧТЗ-Уралтрак» производит продукцию спецназначения в рамках гособоронзаказа — двигатели для бронетанковой техники. А в состав научно-производственного объединения «Зюраткуль» входит швейная фабрика, выпускающая военную экипировку.
Предполагается, что санкционным лицам или компаниям грозят блокировка активов, ограничение или полное прекращение торговых операций и перевозок грузов через территорию Украины, остановка обязательств по договорам, предотвращение выведения капиталов за пределы Украины, запрет передачи технологий, прав на объекты права интеллектуальной собственности.
Реакция ЧТЗ
Один из самых известных заводов Челябинска — ЧТЗ — недавно отметил 90-летие. В годы Великой Отечественной войны в столицу Южного Урала эвакуировали семь предприятий, в том числе Кировский завод из Ленинграда. На площадке ЧТЗ действовал Кировский завод наркомата танковой промышленности, который выпускал танки и самоходные артиллерийские установки. Потом предприятие производило бульдозеры, трубоукладчики, фронтальные погрузчики и комплектующие к спецтехнике.
Летом 2022 года «ЧТЗ-Уралтрак» передал часть производственных мощностей в новое предприятие, организованное совместно с концерном «Тракторные заводы», — ООО «ПК «Челябинский тракторный завод». Оно продолжило выпуск дорожно-строительной техники в Чебоксарах, а на челябинской площадке «ЧТЗ-Уралтрак» сосредоточилось на выпуске дизельных двигателей и запасных частей к ним.
ООО «ЧТЗ-Уралтрак» образовано в 2000 году. В составе АО «Концерн «Уралвагонзавод» входит в Госкорпорацию «Ростех». С августа 2022 года управляющей организацией является АО НПО «Электромашина». По данным сервиса «Контур.Фокус» за 2018 год (позже сведений нет), выручка составила 5,3 миллиарда рублей, чистый убыток — 1,7 миллиарда.
В настоящее время «ЧТЗ-Уралтрак» производит дизельные двигатели для бронетанковой техники. Ими оснащены танки Т-72, Т-90, Т-14, БМПТ «Терминатор» и артиллерийские самоходные установки. В этом году челябинский завод значительно увеличил количество выпускаемых двигателей.
— По итогам первого квартала объем ежемесячно выпускаемых модернизированных дизельных двигателей превысил на 12% показатели СССР периода холодной войны. Такие показатели были достигнуты впервые за новейшую историю ЧТЗ, — сообщил в мае этого года директор по особым поручениям АО «Концерн «Уралвагонзавод» Игорь Мешков в телеграм-канале УВЗ.
Санкции со стороны Украины не повлияют на работу «ЧТЗ-Уралтрак», заявил 74.RU представитель корпорации «Уралвагонзавод».
— УВЗ продолжает выполнение обязательств по гособоронзаказу и поручений президента Российской Федерации по диверсификации производства, увеличению доли высокотехнологичной продукции гражданского назначения, — отметили на «Уралвагонзаводе». — Реализуются и ранее начатые инвестиционные проекты.
До 2014 года у ЧТЗ на территории Украины работали четыре дилерские компании: три — в Киеве и одна — в Запорожье. В основном туда отгружались запасные части для тракторов.
Спокойствие «Зюраткуля»
Расположенное в Сатке НПО «Зюраткуль» среди прочих видов деятельности занимается изготовлением военной экипировки. На сайте предприятия сообщение о работе по заказу Министерства обороны РФ значится на самом видном месте. Здесь изготавливают бронежилеты, сумки, ремни для ношения стрелкового оружия, армейские палатки и так далее.
НПО «Зюраткуль» создано в Сатке в 2005 году. Владелец — предприниматель Юрий Китов. По данным «Контур.Фокус» за 2022 год, выручка составила 433,7 миллиона рублей, прибыль — 48,1 миллиона рублей.
— Санкции никак не повлияют на нашу работу, — таким заявлением ограничились представители НПО «Зюраткуль» в разговоре с корреспондентом 74.RU.
Много шума и ничего
По мнению экономистов, объявленные Украиной очередные санкции не несут никакой реальной угрозы для работы южноуральских предприятий.
— ЧТЗ уже давно никак не работает с Украиной, так что еë санкции на него не могут повлиять. Сейчас уже ЕС не может новых санкций придумать, что уж об Украине говорить, — отметил эксперт инвестиционной группы «ИВА Партнерс» Артëм Клюкин.
«Это обычная пропагандистская шумиха»
Сегодня фактически все российские предприятия, выпускающие продукцию двойного назначения, находятся под санкциями и ограничениями со стороны США и ЕС, напомнили эксперты.
— Включение в санкционный список двух южноуральских предприятий со стороны украинских властей больше носит информационный вред для российской экономики, нежели причинение им крупного ущерба, — отметил экономист, директор по коммуникациям BitRiver Андрей Лобода. — Водораздел по сотрудничеству России с западными странами в военно-промышленном комплексе установлен практически после Второй мировой войны. Страны НАТО по умолчанию могут принудительно покупать только американские вооружения.
При этом Россия продолжает занимать второе место в мире по экспорту вооружений, доля поставок в «незападные» страны немного сокращается из-за неприкрытого давления США и стремления Индии и Китая производить вооружение собственными силами, добавил эксперт.
— Эти санкции — как жужжание мухи над ухом у слона. Никак не отразятся. Потому что ЧТЗ не поставляет ничего на Украину и никаких взаимосвязей, контрагентов с ней не имеет. Поэтому ничего не произойдет, — заявил промышленный эксперт Леонид Хазанов. — Почему Украина постоянно объявляет всё новые и новые санкции в отношении различных российских предприятий и компаний? Очень просто. Выпендриться, показать свою крутизну. Но сколько не показывай искусственный лайк, никого это не пугает. Если до 2014 года у ЧТЗ и были поставки на Украину, то они занимали небольшую долю в общем объеме, особого значения не имели.
«Никаких активов не осталось. Это больше игра на публику»
В краткосрочном периоде попадание в украинские санкционные списки едва ли расстроит предприятия, единодушны эксперты.
— Про долгосрочный период сказать определенно сложнее. Теоретически возможно, что эти списки будут принимать во внимание какие-то третьи страны, куда предприятия захотят в будущем экспортировать свою продукцию, — предположила руководитель аналитического агентства So invest Анастасия Кузьминова. — Но это, повторюсь, чисто теоретически.
В то же время у нынешних санкций могут быть далеко идущие последствия, обратили внимание эксперты.
«Украинский список — базовый. Те, кто туда попал, рано или поздно точно попадут под санкции США и ЕС»
— Но для ЧТЗ и «Зюраткуля» это ничего не меняет — они и так на внешний рынок не работают. А оборудование для ЧТЗ и сейчас возить нельзя, — отметил глава группы компаний «Авуар» Алексей Овакимян.
По данным Южно-Уральской торгово-промышленной палаты за 2013 год, 113 местных предприятий Челябинской области экспортировали продукцию в Украину. Во внешнеторговом обороте региона Украина была на 4 месте, ее доля составляла 8,2%. Товарооборот между Челябинской областью и Украиной в 2013 году достигал 464,2 миллиона долларов, причем экспорт в два раза превосходил импорт.
«Уралвагонзавод», в состав которого входит ЧТЗ, попал в санкционные списки Евросоюза и Великобритании еще весной 2022 года.
Ранее в санкционный список Украины были включены другие предприятия Челябинской области. Среди них ЧКПЗ, «Станкомаш», Ашинский метзавод. Также в списке оказалась компания «Либерти», связанная с бизнесом семьи Вайнштейн.