В Челябинске откроют семейный парк активного отдыха «Джунгли Сити». Он разместится в ТРК «Горки». С федеральным оператором развлечений уже подписали договор. В администрации сети «Джунгли Сити» назвали срок запуска парка — через полгода. Разбираем, почему развлечения стали заменой шопинга, будут ли семейные парки мощным генератором трафика и сколько зарабатывают на детском досуге.
«Джунгли Сити» заменит «Мадагаскар»
Семейный парк активного отдыха «Джунгли Сити» разместится на втором этаже комплекса и станет ещё одним якорным арендатором ТРК. Ранее эту площадку занимал салон «Рембыттехники», а в последний год — гипермаркет «Омега Планет».
— На площади более 3500 квадратных метров расположится огромное количество аттракционов, большая игровая площадка для малышей, домики для празднования детского дня рождения, веревочный парк, VR-арена и семейный ресторанчик, — рассказали 74.RU в пресс-службе ТРК «Горки».
Между тем сейчас на втором этаже ТРК, в районе фуд-корта, действует детский центр «Мадагаскар». Он рассчитан на ту же аудиторию, а значит столкнется с прямой конкуренцией со стороны нового более мощного оператора и прекратит работу.
— Мы расширяем границы развлекательной зоны и останется только «Джунгли Сити», — подтвердили представители ТРК «Горки».
Федеральная сеть семейных парков активного отдыха «Джунгли Сити» представлена в пяти городах: Тула, Липецк, Нижний Новгород, Новосибирск и Орёл. Игровые пространства запускают в крупных ТРК на площадках от 2,8 тысячи квадратных метров. Парки оснащены большим количеством аттракционов — от 30 до 60 (в зависимости от площади). Среди них спортивные батуты, горки, лабиринты, полосы препятствий, скалодромы, прыгательные подушки и аттракционы для самых маленьких — детей от одного года. Также в парках есть «волшебные комнаты» с красочным дизайном для проведения праздников и семейный ресторан.
Парки активного отдыха работают по единому детскому билету (безлимит от 590 до 990 рублей — в зависимости от дня недели), для взрослого сопровождающего вход бесплатный.
Сеть семейных парков активного отдыха «Джунгли Сити» развивает ООО «Активити парк плюс» («АПП»). Компания зарегистрирована в 2019 году в Туле. По данным «Контур.Фокус», владельцами «АПП» являются 6 человек: Антон Игнатов — 24,59%, Сергей Тхор (директор) — 16,68%, Дмитрий Голуб и Дмитрий Соболев — по 16,66%, Светлана Жоричева — 14,73% и Василий Купцов — 10,68%. За 2022 год выручка компании выросла на 23% до 16,6 млн рублей, чистая прибыль в плюсе на 302% — до 1,3 млн рублей.
Парк активного отдыха привлекает клиентов целыми семьями, с детьми от 1 до 18 лет и их друзьями, а также большие группы детей. Основная идея — дать возможность родителям интересно и активно провести время с детьми. По словам представителей сети «Джунгли Сити», площадка образует устойчивый трафик от 200 000 посетителей в год.
В последнее время сеть начала активную экспансию в регионы. Парки открываются по франшизе, оформленной на индивидуальных предпринимателей. В планах на 2023 год значилось открытие двух точек — в Орле и Челябинске. Летом заработал парк в городе Орёл.
— В Челябинске парк уже строится, запустим через полгода, — сообщили 74.RU в сети «Джунгли Сити».
Подробнее рассказать о новом проекте представители сети посчитали преждевременным.
«На детей денег не жалеют»
Владельцы торговых комплексов начали развивать так называемый «шопинг впечатлений» ещё до пандемии коронавируса. Главное, что развлекательная индустрия дает арендодателям, — это рост трафика и увеличение длительности пребывания гостей в ТРК.
В Челябинске самым крупным игроком на рынке детских развлекательных центров считается холдинг «Мегаполис», парки развлечений «Мегалэнд» которого расположены в ТРК «Алмаз», «Родник», «Фокус» и «Мегаполис». Также сегмент крытых детских комплексов представлен детскими центрами «Хлоп-топ» — на улице Артиллерийской и в ТК «Космос», развлекательным центром Nikaland в ТК «Гагарин Парк», семейным парком развлечений «Всюду Чудо Парк» в ТК «Кольцо». Долгое время в ТРК «Куба» работал семейный парк развлечений «Планета Смайлс», но сейчас он закрыт.
Обычно центры семейных развлечений размещаются в ТРК, но есть примеры их работы в отдельно стоящих зданиях. Это уже упомянутый «Хлоп-топ» на Артиллерийской, семейное пространство «Акула-Парк» на ЧТЗ, «Пандора» на Комсомольском проспекте.
— В нашем городе достаточно развит рынок парков и развлечений для семей с детьми, и появление конкурентов, конечно, не очень радует, — призналась управляющая детским парком «Хлоп-топ» в ТК «Космос» Марина Шаманец. — Новое всегда привлекает внимание. В «Горки» в первую очередь поедут те, кому ближе территориально — жители Ленинского, Тракторозаводского и Центрального районов, частично из Советского, из Копейска. Но все зависит от предлагаемых услуг и качества обслуживания.
Практика показывает, что к обычным коммерческим рискам внезапно могут добавиться медицинские и геополитические. Так, самый сильный удар сфера детских развлечений получила во время пандемии коронавируса. Тогда на полгода закрылись кинотеатры, бассейны, детские и развлекательные заведения. В некоторых регионах парки активного отдыха не работали еще больше — аж до весны 2022-го.
В последние два года ситуация выправилась — посещаемость детских парков значительно выросла. Но с каждым годом увеличиваются и расходы на эксплуатацию семейных центров развлечений.
— За прошлый год продукты подорожали на 50%, хозяйственные расходы — на 40–60%. Например, один рулон туалетной бумаги, которую мы покупаем, стоит 2000 рублей. Четыре туалета, в день используется далеко не один рулон. И это только одна позиция из хозрасходов. При большом потоке посетителей парки очень быстро изнашиваются, требуют регулярного ремонта, обновления. Тем более это дети, они могут снести все на своем пути. А мы же не можем постоянно поднимать цены на вход или в кафе, — отметила Марина Шаманец.
Гендиректор холдинга «Мегаполис» Александр Одольский затруднился с комментарием. По его словам, сначала нужно посмотреть на реализацию.
— Детские развлечения — всегда востребованная услуга. Если сделают хороший проект, то будет пользоваться спросом. Какие бы не были времена — легкие, сложные, трудные, родители всегда тратят деньги на детей. На образовательные, развлекательные услуги и так далее. На детей денег не жалеют, — акцентировал Одольский.
Запуск парка активного отдыха привлечёт в ТРК поток новых посетителей — детей и их родителей, единодушны игроки рынка и эксперты.
— Успешность таких форматов сильно точечная. Тут нужно смотреть конкуренцию в городе, трафик и наличие целевой аудитории в конкретном месте открытия, — отметила руководитель каталога франшиз Franshiza.ru Анна Рождественская. — Но если говорить в целом, открытие детского парка развлечений, а тем более семейного, — всегда здорово и хорошо. Это не очередной пивбар или тому подобное, а площадка для проведения семейного досуга. Поэтому в любом случае такая инфраструктура полезна для города.
Небыстрые деньги
По словам экспертов, тренд на увеличение доли арендаторов сегмента развлечений в составе торговых центров появился почти 10 лет назад — в 2014 году. Активная экспансия различных форматов развлечений началась с Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов России.
— Сегодня этот тренд продолжает развиваться благодаря увеличению количества операторов в данном сегменте и товарной категории. Торговые центры становятся местом, куда посетители приходят для социализации, проведения досуга с семьей и друзьями и так далее. Семейный парк активного отдыха «Джунгли Сити» отвечает всем этим параметрам. Он выступает центром притяжения трафика посетителей как в свое пространство, так и в ТРК в целом, — отметила региональный директор департамента торговой недвижимости NF Group Евгения Хакбердиева. — Площадки развлечения здесь представлены в виде спортивных зон, что соответствует современному тренду на здоровый образ жизни. Отличительной чертой этого парка является бесплатный вход для взрослых, что позволяет сопровождать детей в парк развлечений и, в свою очередь, увеличить время пребывания всей семьи внутри площадки арендатора.
Директор по развитию региональных сервисов, со-директор ритейл-департамента CORE.XP Михаил Рогожин на вопрос об окупаемости ответил присказкой: «Знал бы прикуп, жил бы в Сочи».
— Сеть «Джунгли Сити» открывает свои парки не в самых богатых городах нашей страны. Действительно, тенденция прослеживается: все начинают смотреть в сторону развлечений — и сами торговые центры, и их посетители. Все-таки мы движемся от фэшн-шопинга, когда люди просто приходят за одеждой, обувью, косметикой и бытовыми товарами, к объектам, где посетителям хочется проводить время. Это то, что связано с едой и развлечениями, — отметил Михаил Рогожин. — Да, семейные парки могут быть разными по размеру, имиджу, уровню. Не обязательно «Вау!», достаточно сделать добротный парк без звезд с неба, которые стоят много денег. В ТРК центры развлечений занимают большие территории, освободившиеся ввиду слабости фэшн-сегмента и сокращению денег у населения. Развлечения становятся более доступным видом шопинга. Востребованность таких объектов все выше.
Срок окупаемости зависит от размера инвестиций, подчеркнули эксперты.
— Если открывается центр развлечений с небольшой квадратурой и вложениями 5–6 млн рублей, то это года полтора. Если речь идет о больших развлекательных парках с инвестициями более 20 млн рублей, то в среднем для окупаемости нужно не меньше трех лет, — добавила Анна Рождественская.
И это еще оптимистичный срок, отметили местные игроки.
— С учетом того, как у нас резко меняется стоимость продуктов, хозяйственные расходы, коммунальные платежи, стоимость аренды, сложно говорить о быстрой окупаемости. Думаю, это возможно не ранее, чем через четыре года, — считает управляющая детским парком «Хлоп-топ» в ТК «Космос» Марина Шаманец.
По словам экспертов, новый оператор вполне может сыграть на нехватке денег у горожан, желающих посещать семейные центры активного отдыха. По крайней мере, ценовая политика аналогичных парков в Липецке и Нижнем Новгороде достаточно демократична.