19 февраля вторник
СЕЙЧАС -5°С
  • 12 декабря 2018

    Ура, мы обновили 74.RU

    Если вы видите это сообщение, значит, вы попали в число тех, кому мы рады показать новый 74.RU. Пока мы только тестируем его, не сердитесь, если будут появляться небольшие ошибки. Поделитесь своими впечатлениями, это важно для нас!  

    Еще

Родом из 90-х: кто и как превращает Челябинск в рынок

Власти одной рукой борются с киосками, а другой — даруют им новую жизнь

Поделиться

Киоски в миллионном городе мало чем отличаются от заштатных рынков

Фото: читатель 74.ru

Челябинск прирастает и прорастает киосками. Власти из года в год рапортуют о неравной борьбе с незаконными торговыми точками, придумывают электронные торги и дизайн-коды, а также обещают расправиться с ларьками к саммитам ШОС и БРИКС. Но киоски размножаются быстрее тараканов, а столица Южного Урала напоминает базар-вокзал из 90-х годов прошлого века. Почему малая торговля далека от цивилизованных западных образцов, разбирался 74.ru.

Имя им легион

Коммерческие палатки и киоски появились в Челябинске в 90-х. Они символизировали свободу торговли. От них веяло обжигающим дыханием капитализма, с которым столкнулись неизбалованные советские люди. Торговали в «комках» всем подряд — от шоколадных батончиков «Сникерс», «Марс» и «Баунти», кока-колы, «Инвайта» и сигарет поштучно до ликера «Амаретто», коньяка «Наполеон», видеокассет, вареных джинсов и китайских пуховиков.

Торговые ларьки ставят где придется 

Фото: читатель 74.ru

Многие из первых владельцев киосков позже стали преуспевающими бизнесменами, открыли свои магазины или арендовали отделы в крупных торгово-развлекательных центрах. Ларьки пережили несколько реинкарнаций. Часть из них обрела современный вид и законное право на существование, владельцы других предпочитали неформально решать проблемы. Тем более что власти сами не знали, что делать с такой торговлей и постоянно меняли правила игры. И кажется, до сих пор не знают.

Только с начала этого года с челябинских улиц, по данным гордумы, принудительно убрали более 400 некапитальных строений. А в 2019-м планируют зачистить еще тысячу киосков. Это гораздо больше цифры, озвученной летом начальником управления по торговле и услугам Сергеем Березуевым.

— Сегодня в городе незаконно работают 338 киосков. Все они будут демонтированы до 1 января 2020 года, — докладывал в июле на аппаратном совещании Сергей Березуев.

Остальные торговые объекты, по его словам, приведут в единый вид, чтобы улицы города выглядели красивыми и благоустроенными.

Пешеходам приходится протискиваться сквозь самодельные торговые места 

Фото: Илья Бархатов

Но пока борьба с незаконными ларьками в Челябинске идёт с переменным успехом. Ликвидированные киоски, как нарыв, спустя некоторое время появляются вновь. Иногда ларьки возникают в самых неожиданных местах. Точка по продаже фастфуда, к примеру, открылась возле памятника Курчатову. В Госкомитете охраны объектов культурного наследия заявили, что торговый павильон в охранной зоне монумента вне закона и потребовали его убрать. А на проспекте Победы у дома № 386б торговцы установили киоск с фруктами прямо на газоне.

Памятник так и норовят «украсить» чем-то торговым 

Фото: Юрий Латышев

В июне депутаты гордумы утвердили новый документ — разрешили без предупреждения убирать ларьки торговцев-рецидивистов. Говорят, демонтируют чуть ли не по 200 киосков в месяц. Казалось бы, проблема решена? Но читатели 74.ru продолжают бомбардировать нас сообщениями о том, что торговых точек меньше не становится

В декабре губернатор Борис Дубровский подписал постановление, ужесточающее требования к размещению торговых ларьков вдоль гостевых маршрутов.

— Теперь основанием для отказа может стать наличие решения органов власти о комплексном благоустройстве территории или изъятии земельного участка под государственные или муниципальные нужды, — пояснили в областном правительстве. 

Продавцы прессы — сети «Роспечать» и «Вечерний Челябинск» уже давно бьют тревогу, опасаясь потерять места с наибольшим пешеходным и автомобильным трафиком. А вот над отдельными торговыми рядами, состоящими из тех же киосков и ларьков, время как будто не властно.

Лабиринты киосков

Перекрестки крупных магистралей, как и пять, десять, а кое-где и 20 лет назад, заставлены киосками. Их оккупировали даже не пара-тройка ларьков, а целые мини-рынки, состоящие из десятков киосков и павильонов. Мы прогулялись по самым популярным торговым точкам в разных районах города.

А это Челябинск — декабрь 2018 года

Фото: читатель 74.ru

Иногда казалось, что ты в машине времени и случайно попал в 90-е годы прошлого века. Неказистые железные будки со стеклянными витринами, составленные лабиринтом — так до сих пор выглядит рынок на перекрестке улицы Горького и проспекта Победы. 

То ли остановка, то ли рынок

Фото: Илья Бархатов

А торговля начинается уже на подходах к нему — прямо от остановок общественного транспорта. Люди проходят буквально сквозь строй столиков и поддонов с овощами, фруктами, рыбой, печеньем и всякой промтоварной мелочью.

В центре города киоски попытались облагородить, но заступили на тротуар 

Фото: Илья Бархатов

Торговые ряды на улицах Худякова — Воровского выглядят поновее, есть даже крыши из цветного поликарбоната. Но и тут торговцы используют подручный материал — столики из ящиков, а также норовят «откусить» чуть ли не полтротуара. Тут уж не до архитектурного облика Челябинска, под машину бы не угодить...

Северо-запад так и остался спальным районом

Фото: Илья Бархатов

Более жизнерадостным выглядит «киосковый рай» на перекрестке проспекта Победы и улицы Чичерина. Правда, прохожим всё время приходится идти вдоль заборов или толкаться между рядами, пытаясь побыстрее пробраться к своей многоэтажке.

Садоводы соседствуют с малым бизнесом

Фото: Илья Бархатов

Примерно такие же лабиринты из ларьков старого типа и «еврокиосков» располагаются на перекрестке улиц Гагарина и Руставели в Ленинском районе. Здесь и продукты, и одежда, и промтовары, организованы даже места для садоводов.

С некоторых пор здесь стало посвободнее. Надолго ли? 

Фото: Илья Бархатов

Гораздо вольготнее себя чувствуют потенциальные покупатели на островке улицы Молодогвардейцев и проспекта Победы. Скорее всего, место оставлено для машин, подъезжающих со стороны проспекта. Но хотя бы в зимнее время здесь можно спокойно разойтись пешеходам, идущим навстречу друг друга или везущим детей в колясках.

Сезонная ярмарка круглый год

Все видят, что на одних и тех же точках торгуют годами. Но по документам, как выяснил 74.ru, речь идет лишь о сезонной ярмарке. 

Осенью, например, городские власти разрешили провести универсальную ярмарку по реализации продовольственных и промышленных товаров по улице Воровского, 40 — от Худякова до Образцова. В распоряжении, подписанном бывшим тогда главой города Евгением Тефтелевым, указаны четкие сроки — с 1 октября по 29 декабря 2018 года. 

Многолетние торговые ряды оказались временной ярмаркой

Фото: Yandex/maps

— Торговля с необорудованных мест, коробок, ящиков и прочих приспособлений на территории ярмарки запрещена, — говорится в документе. — Размещение торговых мест должно обеспечивать удобство торговли, свободный проход покупателей по территории, соблюдение санитарных и противопожарных правил. 

Организатором ярмарки выступило МАУ «Привокзальная площадь». Это учреждение занимается содержанием территории у железнодорожного вокзала и памятника чехословацким легионерам, а также ярмаркой по улице Воровского. Главная ее цель, как сообщается на сайте МАУ, — предоставление торговых мест пенсионерам-садоводам, а также реализация населению города свежей, качественной продукции по ценам ниже рыночных. 

Ярмарка развлекает садоводов

Фото: cheladmin.ru

Кроме того, МАУ «Привокзальная площадь» должно выполнить муниципальное задание — провести пять мероприятий за год: Масленицу, День Победы, День города, День народного единства и Новый год. Обычно устраивают чаепитие, конкурсы детских рисунков и музыкальную программу для пенсионеров. В этом году задание даже перевыполнили — во время выборов президента страны представители МАУ отчитались об организованном чаепитии для горожан, идущих на избирательные участки. 

Судя по официальным распоряжениям городской администрации, Челябинск может смело претендовать на звание ярмарочной столицы. В перечне 2016 года значилось 134 тематических ярмарки. Сейчас большинство этих нестационарных торговых объектов вообще оказались в правовом вакууме — документов на них в открытых источниках найти не удалось. Но торговлю никто из них, естественно, не прекращал.

Под сезонные ярмарки маскируются и другие постоянно действующие рынки Челябинска. Например, компания «Тригор и К» получала разрешение на проведение таких мероприятий на улице Отрадной, 25. Чтобы не заморачиваться, здесь расписали график проведения сразу трех ярмарок с 1 ноября 2017 года по 30 июня 2018 года: осенне-зимняя, зимне-весенняя, весенне-летняя. 

В последние годы шаурма стала самым популярным товаром в ларьках

Фото: читатель 74.ru

На организацию ярмарок уже обращала пристальное внимание антимонопольная служба. Полтора года назад УФАС признало незаконной деятельность МАУ «Культурные традиции», связанную с выдачей разрешений на торговлю. В 2016 году городская администрация разрешила управлению культуры проводить тематические ярмарки «с целью сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов». Вести эту работу поручили МАУ «Культурные традиции», а МАУ передало полномочия — ООО «Метар-маркет». За 42 адреса общество заплатило 800 тысяч рублей (за пять месяцев).

— «Метар-маркет» предложил владельцам заключить с ним договор и оплачивать 8–12 тысяч рублей в месяц, либо демонтировать торговые объекты, расположенные на отведенной для ярмарки территории, — пояснили в УФАС. — В итоге компания получила возможность использовать не принадлежащую ей территорию в коммерческих целях и взимать денежные средства с владельцев нестационарных торговых объектов, в которых никакие ярмарки не организовывались.

В конце прошлого года МАУ «Культурные традиции» ликвидировали. Говорят, некоторые предприниматели еще долгое время считали, что все документы у них в порядке и продолжали кому-то платить.

Власти и предприниматели — в роли ждунов

Проблема размещения нестационарных торговых объектов — одна из самых острых и болезненных для южноуральских предпринимателей.

Неразумно совсем отказываться от малого торгового бизнеса, считает региональный координатор Ассоциации малоформатной торговли России Ирина Плещева.

— Киоски как форма торговли в шаговой доступности удобны и нужны жителям. Они создают конкуренцию сетям, платят налоги в бюджет и дают рабочие места, — говорит она. — Но сегодня малоформатная торговля поставлена в неравные условия, даже внутри одного региона. У предпринимателей Златоуста, Миасса и Магнитогорска, добросовестно исполнявших условия договора на размещение павильона, есть преимущественное право на его перезаключение без торгов, а у челябинцев нет. При этом у большинства владельцев киосков срок договоров уже закончился. 

Тысячи киосков и ларьков в Челябинске могут снести на законных основаниях 

Фото: читатель 74.ru

— Еще три года назад мы разработали типовое положение о размещении НТО на Южном Урале, направили во все муниципалитеты. Но единообразной практики так и не сложилось, а федерального закона все еще нет, — отметил челябинский бизнес-омбудсмен Александр Гончаров. — В каждом городе и поселке устанавливают свои правила. Там сам черт ногу сломит.

Руководитель бюро по защите прав предпринимателей региональной «Опоры России» Юлия Пикельная рассказала, что представители бизнеса постоянно задают вопросы о разных требованиях к размещению киосков: почему в Копейске так, в Челябинске этак, а в других городах иначе.

— В законодательстве, регулирующем условия размещения объектов нестационарной торговли, сложилась правовая неопределенность, — признал вице-спикер Законодательного собрания Челябинской области Семен Мительман. — Судебная практика предоставляет право регулировать этот вопрос как на муниципальном, так и на региональном уровне. Чтобы устранить правовой пробел, мы вышли с законодательной инициативой в Госдуму РФ.

Проект закона «Об основах госрегулирования торговой деятельности в РФ» внесли в нижнюю палату российского парламента еще в мае. В нем полномочия по определению условий размещения НТО — порядок проведения торгов, размещение без торгов, размер платы, максимальные сроки — переданы субъекту РФ, то есть региональным властям. По последней информации, депутаты Госдумы рассмотрят законопроект в декабре.

Местные депутаты решили подождать федеральных законов

Фото: Илья Бархатов

В то же время южноуральские депутаты считают необходимым разработать местный закон. Над ним трудятся уже два месяца, но по некоторым вопросам к общему мнению не пришли.

— Большую часть полномочий предлагается передать на местный уровень. Понятно, муниципалитеты хотят рулить. В то же время УФАС считает, что такие нормы должны быть регламентированы законом. Также нет единодушия по вопросу, в каких случаях размещать нестационарные объекты можно без конкурсных процедур, — сказал Семен Мительман. — Но федералы — правительство и ФАС — тоже подготовили поправки в законы о торговле и о местном самоуправлении. Поскольку там внесут изменения сразу в три-четыре закона, правильнее их дождаться, чтобы «не наломать дров» на региональном уровне.

В итоге участники экспертного совета при бизнес-омбудсмене Челябинской области отложили принятие регионального закона о размещении НТО. С одним условием — если Госдума опять затормозит с поправками, то в начале следующего года внесут местный закон в Заксобрание.

Ларёчек просто открывался 

Осенью наш фотокорреспондент прогулялся по городу и подготовил репортаж о том, что Челябинск превратился в один огромный рынок.

К саммитам ШОС и БРИКС 2020 года власти намерены изменить Челябинск до неузнаваемости. Для этого город хотят не только очистить от незаконных киосков, но и избавить от рекламного хаоса. Для этого разработали инструкцию для бизнесменов, которым в ближайшее время за свой счёт придётся обновить вывески на заведениях, работающих в центре и на гостевых маршрутах. Теперь вне закона вывески на козырьках, оконных проёмах и глухих торцах домов, ближе метра к мемориальным табличкам, те, что закрывают указатели домов нависают над вывесками конкурентов. Чтобы объяснить компаниям, как работать по требованиям нового дизайн-кода, в администрации разработали специальную инструкцию.

Могут ли власти повлиять на владельцев заброшенных участков и почему киоски и ларьки «повисли в воздухе» — в интервью 74.ru рассказал председатель комитета по управлению имуществом и земельным отношениям (КУИЗО) Челябинска Сергей Чигинцев.

Если вы хотите поделиться информацией об интересном событии или проблеме, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы «Вконтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74. Не забывайте подписываться на наш канал в Telegram.

Комментировать