![Родом из 90-х: кто и как превращает Челябинск в рынок Киоски в миллионном городе мало чем отличаются от заштатных рынков | Источник: читатель 74.ru](https://n1s1.hsmedia.ru/16/aa/1b/16aa1b213d085a3f2803dcca61e9f2ad/656x492_1:5723_c8a8a946e62f9450b9b1306fef42572b@960x720_0x8hLm3qum_9706049498127802457.jpg.webp)
Челябинск прирастает и прорастает киосками. Власти из года в год рапортуют о неравной борьбе с незаконными торговыми точками, придумывают электронные торги и дизайн-коды, а также обещают расправиться с ларьками к саммитам ШОС и БРИКС. Но киоски размножаются быстрее тараканов, а столица Южного Урала напоминает базар-вокзал из 90-х годов прошлого века. Почему малая торговля далека от цивилизованных западных образцов, разбирался 74.ru.
Имя им легион
Коммерческие палатки и киоски появились в Челябинске в 90-х. Они символизировали свободу торговли. От них веяло обжигающим дыханием капитализма, с которым столкнулись неизбалованные советские люди. Торговали в «комках» всем подряд — от шоколадных батончиков «Сникерс», «Марс» и «Баунти», кока-колы, «Инвайта» и сигарет поштучно до ликера «Амаретто», коньяка «Наполеон», видеокассет, вареных джинсов и китайских пуховиков.
![Торговые ларьки ставят где придется | Источник: читатель 74.ru](https://n1s1.hsmedia.ru/26/8c/75/268c75288b538a8ff1af25c08a308635/656x486_1:5723_080469560c7ee04a8a0520be2f1545be@745x551_0xF7Tf50MO_2550979159947084852.jpg.webp)
Многие из первых владельцев киосков позже стали преуспевающими бизнесменами, открыли свои магазины или арендовали отделы в крупных торгово-развлекательных центрах. Ларьки пережили несколько реинкарнаций. Часть из них обрела современный вид и законное право на существование, владельцы других предпочитали неформально решать проблемы. Тем более что власти сами не знали, что делать с такой торговлей и постоянно меняли правила игры. И кажется, до сих пор не знают.
Только с начала этого года с челябинских улиц, по данным гордумы, принудительно убрали более 400 некапитальных строений. А в 2019-м планируют зачистить еще тысячу киосков. Это гораздо больше цифры, озвученной летом начальником управления по торговле и услугам Сергеем Березуевым.
— Сегодня в городе незаконно работают 338 киосков. Все они будут демонтированы до 1 января 2020 года, — докладывал в июле на аппаратном совещании Сергей Березуев.
Остальные торговые объекты, по его словам, приведут в единый вид, чтобы улицы города выглядели красивыми и благоустроенными.
![Пешеходам приходится протискиваться сквозь самодельные торговые места | Источник: Илья Бархатов](https://n1s1.hsmedia.ru/52/b8/df/52b8df53ffbdb4edb953adce40ac0fc8/656x438_1:5723_7f8ba13af3abd5d540f740712ccba4f9@1920x1280_0xPIwrLgi4_1324035094670965183.jpg.webp)
Но пока борьба с незаконными ларьками в Челябинске идёт с переменным успехом. Ликвидированные киоски, как нарыв, спустя некоторое время появляются вновь. Иногда ларьки возникают в самых неожиданных местах. Точка по продаже фастфуда, к примеру, открылась возле памятника Курчатову. В Госкомитете охраны объектов культурного наследия заявили, что торговый павильон в охранной зоне монумента вне закона и потребовали его убрать. А на проспекте Победы у дома № 386б торговцы установили киоск с фруктами прямо на газоне.
![Памятник так и норовят «украсить» чем-то торговым | Источник: Юрий Латышев](https://n1s1.hsmedia.ru/bb/7e/f0/bb7ef00322b742a8e9c9a89cdcb9f5a7/656x399_1_9d354b0fae25e020136ae3ca8c42c0f7@745x452_0xp4w0bjtd_9671244453051688636.jpg.webp)
В июне депутаты гордумы утвердили новый документ — разрешили без предупреждения убирать ларьки торговцев-рецидивистов. Говорят, демонтируют чуть ли не по 200 киосков в месяц. Казалось бы, проблема решена? Но читатели 74.ru продолжают бомбардировать нас сообщениями о том, что торговых точек меньше не становится.
В декабре губернатор Борис Дубровский подписал постановление, ужесточающее требования к размещению торговых ларьков вдоль гостевых маршрутов.
— Теперь основанием для отказа может стать наличие решения органов власти о комплексном благоустройстве территории или изъятии земельного участка под государственные или муниципальные нужды, — пояснили в областном правительстве.
Продавцы прессы — сети «Роспечать» и «Вечерний Челябинск» уже давно бьют тревогу, опасаясь потерять места с наибольшим пешеходным и автомобильным трафиком. А вот над отдельными торговыми рядами, состоящими из тех же киосков и ларьков, время как будто не властно.
Лабиринты киосков
Перекрестки крупных магистралей, как и пять, десять, а кое-где и 20 лет назад, заставлены киосками. Их оккупировали даже не пара-тройка ларьков, а целые мини-рынки, состоящие из десятков киосков и павильонов. Мы прогулялись по самым популярным торговым точкам в разных районах города.
![А это Челябинск — декабрь 2018 года | Источник: читатель 74.ru](https://n1s1.hsmedia.ru/b4/bb/cc/b4bbcc321fb1e1a0be73812b5f81fe5b/656x492_1:5723_a05a56fa3985b8ee014452e00d8d6b84@960x720_0x6tsocFmc_1710637187932244955.jpg.webp)
Иногда казалось, что ты в машине времени и случайно попал в 90-е годы прошлого века. Неказистые железные будки со стеклянными витринами, составленные лабиринтом — так до сих пор выглядит рынок на перекрестке улицы Горького и проспекта Победы.
![То ли остановка, то ли рынок | Источник: Илья Бархатов](https://n1s1.hsmedia.ru/ff/3b/57/ff3b5754d28b59b9f16386f360a26228/656x438_1:5723_a2f24f0b065d05dedb9ecb1aa2b9efb4@1920x1280_0xc4H0iSDd_0117285939351071145.jpg.webp)
А торговля начинается уже на подходах к нему — прямо от остановок общественного транспорта. Люди проходят буквально сквозь строй столиков и поддонов с овощами, фруктами, рыбой, печеньем и всякой промтоварной мелочью.
![В центре города киоски попытались облагородить, но заступили на тротуар | Источник: Илья Бархатов](https://n1s1.hsmedia.ru/91/a5/bc/91a5bc428372c419f6fe141986f99352/656x438_1:5723_4af5eb386dc7c1d0812764159426d75d@1280x853_0xrXAibvdU_6761670952301402529.jpg.webp)
Торговые ряды на улицах Худякова — Воровского выглядят поновее, есть даже крыши из цветного поликарбоната. Но и тут торговцы используют подручный материал — столики из ящиков, а также норовят «откусить» чуть ли не полтротуара. Тут уж не до архитектурного облика Челябинска, под машину бы не угодить...
![Северо-запад так и остался спальным районом | Источник: Илья Бархатов](https://n1s1.hsmedia.ru/ec/80/38/ec803854305572e1f01ea1954dd05525/656x438_1:5723_8bc9512e33b52524d02da43256f0d90a@1920x1280_0x7myuNRLQ_3170817226174575312.jpg.webp)
Более жизнерадостным выглядит «киосковый рай» на перекрестке проспекта Победы и улицы Чичерина. Правда, прохожим всё время приходится идти вдоль заборов или толкаться между рядами, пытаясь побыстрее пробраться к своей многоэтажке.
![Садоводы соседствуют с малым бизнесом | Источник: Илья Бархатов](https://n1s1.hsmedia.ru/2d/06/c4/2d06c4d45f02e62d41697442c412def6/656x438_1:5723_598afdac27991e82db98e3c392c78dee@1280x853_0xvPlCdBfC_5805261721794586352.jpg.webp)
Примерно такие же лабиринты из ларьков старого типа и «еврокиосков» располагаются на перекрестке улиц Гагарина и Руставели в Ленинском районе. Здесь и продукты, и одежда, и промтовары, организованы даже места для садоводов.
![С некоторых пор здесь стало посвободнее. Надолго ли? | Источник: Илья Бархатов](https://n1s1.hsmedia.ru/fd/f6/8c/fdf68cf920b83d5488a89c266c711ecb/656x438_1:5723_dc3b8ce0a00de99957bc641a276da175@1280x853_0xylfWJIjJ_1305089370003448133.jpg.webp)
Гораздо вольготнее себя чувствуют потенциальные покупатели на островке улицы Молодогвардейцев и проспекта Победы. Скорее всего, место оставлено для машин, подъезжающих со стороны проспекта. Но хотя бы в зимнее время здесь можно спокойно разойтись пешеходам, идущим навстречу друг друга или везущим детей в колясках.
Сезонная ярмарка круглый год
Все видят, что на одних и тех же точках торгуют годами. Но по документам, как выяснил 74.ru, речь идет лишь о сезонной ярмарке.
Осенью, например, городские власти разрешили провести универсальную ярмарку по реализации продовольственных и промышленных товаров по улице Воровского, 40 — от Худякова до Образцова. В распоряжении, подписанном бывшим тогда главой города Евгением Тефтелевым, указаны четкие сроки — с 1 октября по 29 декабря 2018 года.
![Многолетние торговые ряды оказались временной ярмаркой | Источник: Yandex/maps](https://n1s1.hsmedia.ru/d7/2e/39/d72e394423fe00c9030fcee8884e2525/656x230_1_528bc4f908863bd77f28e7f4604ff74e@1482x519_0x7sEIeKCD_3554644988188081591.jpg.webp)
— Торговля с необорудованных мест, коробок, ящиков и прочих приспособлений на территории ярмарки запрещена, — говорится в документе. — Размещение торговых мест должно обеспечивать удобство торговли, свободный проход покупателей по территории, соблюдение санитарных и противопожарных правил.
Организатором ярмарки выступило МАУ «Привокзальная площадь». Это учреждение занимается содержанием территории у железнодорожного вокзала и памятника чехословацким легионерам, а также ярмаркой по улице Воровского. Главная ее цель, как сообщается на сайте МАУ, — предоставление торговых мест пенсионерам-садоводам, а также реализация населению города свежей, качественной продукции по ценам ниже рыночных.
![Ярмарка развлекает садоводов | Источник: cheladmin.ru](https://n1s1.hsmedia.ru/2f/32/29/2f322990103c6865093cab70aafafd43/656x463_1_1ac45a141904b212f065e20f02dc8c90@994x701_0xzvgVuxpT_2733339387597149891.jpg.webp)
Кроме того, МАУ «Привокзальная площадь» должно выполнить муниципальное задание — провести пять мероприятий за год: Масленицу, День Победы, День города, День народного единства и Новый год. Обычно устраивают чаепитие, конкурсы детских рисунков и музыкальную программу для пенсионеров. В этом году задание даже перевыполнили — во время выборов президента страны представители МАУ отчитались об организованном чаепитии для горожан, идущих на избирательные участки.
Судя по официальным распоряжениям городской администрации, Челябинск может смело претендовать на звание ярмарочной столицы. В перечне 2016 года значилось 134 тематических ярмарки. Сейчас большинство этих нестационарных торговых объектов вообще оказались в правовом вакууме — документов на них в открытых источниках найти не удалось. Но торговлю никто из них, естественно, не прекращал.
Под сезонные ярмарки маскируются и другие постоянно действующие рынки Челябинска. Например, компания «Тригор и К» получала разрешение на проведение таких мероприятий на улице Отрадной, 25. Чтобы не заморачиваться, здесь расписали график проведения сразу трех ярмарок с 1 ноября 2017 года по 30 июня 2018 года: осенне-зимняя, зимне-весенняя, весенне-летняя.
![В последние годы шаурма стала самым популярным товаром в ларьках | Источник: читатель 74.ru](https://n1s1.hsmedia.ru/e8/a1/ae/e8a1ae05b3d77a38472a9839f5c55496/656x438_1_9d92a777a7c7690a22002d50416bc8d3@839x559_0xBRZ2wWjq_5190475513351482777.jpg.webp)
На организацию ярмарок уже обращала пристальное внимание антимонопольная служба. Полтора года назад УФАС признало незаконной деятельность МАУ «Культурные традиции», связанную с выдачей разрешений на торговлю. В 2016 году городская администрация разрешила управлению культуры проводить тематические ярмарки «с целью сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов». Вести эту работу поручили МАУ «Культурные традиции», а МАУ передало полномочия — ООО «Метар-маркет». За 42 адреса общество заплатило 800 тысяч рублей (за пять месяцев).
— «Метар-маркет» предложил владельцам заключить с ним договор и оплачивать 8–12 тысяч рублей в месяц, либо демонтировать торговые объекты, расположенные на отведенной для ярмарки территории, — пояснили в УФАС. — В итоге компания получила возможность использовать не принадлежащую ей территорию в коммерческих целях и взимать денежные средства с владельцев нестационарных торговых объектов, в которых никакие ярмарки не организовывались.
В конце прошлого года МАУ «Культурные традиции» ликвидировали. Говорят, некоторые предприниматели еще долгое время считали, что все документы у них в порядке и продолжали кому-то платить.
Власти и предприниматели — в роли ждунов
Проблема размещения нестационарных торговых объектов — одна из самых острых и болезненных для южноуральских предпринимателей.
Неразумно совсем отказываться от малого торгового бизнеса, считает региональный координатор Ассоциации малоформатной торговли России Ирина Плещева.
— Киоски как форма торговли в шаговой доступности удобны и нужны жителям. Они создают конкуренцию сетям, платят налоги в бюджет и дают рабочие места, — говорит она. — Но сегодня малоформатная торговля поставлена в неравные условия, даже внутри одного региона. У предпринимателей Златоуста, Миасса и Магнитогорска, добросовестно исполнявших условия договора на размещение павильона, есть преимущественное право на его перезаключение без торгов, а у челябинцев нет. При этом у большинства владельцев киосков срок договоров уже закончился.
![Тысячи киосков и ларьков в Челябинске могут снести на законных основаниях | Источник: читатель 74.ru](https://n1s1.hsmedia.ru/4b/d4/64/4bd464bf3d0523cca4ececf7d8c33d06/656x438_1:5723_539f9e18b47f7d981ccc07e4f0c0155f@906x604_0x523jJe0c_0218599971684731833.jpg.webp)
— Еще три года назад мы разработали типовое положение о размещении НТО на Южном Урале, направили во все муниципалитеты. Но единообразной практики так и не сложилось, а федерального закона все еще нет, — отметил челябинский бизнес-омбудсмен Александр Гончаров. — В каждом городе и поселке устанавливают свои правила. Там сам черт ногу сломит.
Руководитель бюро по защите прав предпринимателей региональной «Опоры России» Юлия Пикельная рассказала, что представители бизнеса постоянно задают вопросы о разных требованиях к размещению киосков: почему в Копейске так, в Челябинске этак, а в других городах иначе.
— В законодательстве, регулирующем условия размещения объектов нестационарной торговли, сложилась правовая неопределенность, — признал вице-спикер Законодательного собрания Челябинской области Семен Мительман. — Судебная практика предоставляет право регулировать этот вопрос как на муниципальном, так и на региональном уровне. Чтобы устранить правовой пробел, мы вышли с законодательной инициативой в Госдуму РФ.
Проект закона «Об основах госрегулирования торговой деятельности в РФ» внесли в нижнюю палату российского парламента еще в мае. В нем полномочия по определению условий размещения НТО — порядок проведения торгов, размещение без торгов, размер платы, максимальные сроки — переданы субъекту РФ, то есть региональным властям. По последней информации, депутаты Госдумы рассмотрят законопроект в декабре.
![Местные депутаты решили подождать федеральных законов | Источник: Илья Бархатов](https://n1s1.hsmedia.ru/ad/71/a5/ad71a5f599d3c48affc359fbe25151a0/656x438_1:5723_080f66c16c5a78621c51ad9b4d196aab@1920x1280_0xDjDsn0WH_6379904915752436136.jpg.webp)
В то же время южноуральские депутаты считают необходимым разработать местный закон. Над ним трудятся уже два месяца, но по некоторым вопросам к общему мнению не пришли.
— Большую часть полномочий предлагается передать на местный уровень. Понятно, муниципалитеты хотят рулить. В то же время УФАС считает, что такие нормы должны быть регламентированы законом. Также нет единодушия по вопросу, в каких случаях размещать нестационарные объекты можно без конкурсных процедур, — сказал Семен Мительман. — Но федералы — правительство и ФАС — тоже подготовили поправки в законы о торговле и о местном самоуправлении. Поскольку там внесут изменения сразу в три-четыре закона, правильнее их дождаться, чтобы «не наломать дров» на региональном уровне.
В итоге участники экспертного совета при бизнес-омбудсмене Челябинской области отложили принятие регионального закона о размещении НТО. С одним условием — если Госдума опять затормозит с поправками, то в начале следующего года внесут местный закон в Заксобрание.
Ларёчек просто открывался
Осенью наш фотокорреспондент прогулялся по городу и подготовил репортаж о том, что Челябинск превратился в один огромный рынок.
К саммитам ШОС и БРИКС 2020 года власти намерены изменить Челябинск до неузнаваемости. Для этого город хотят не только очистить от незаконных киосков, но и избавить от рекламного хаоса. Для этого разработали инструкцию для бизнесменов, которым в ближайшее время за свой счёт придётся обновить вывески на заведениях, работающих в центре и на гостевых маршрутах. Теперь вне закона вывески на козырьках, оконных проёмах и глухих торцах домов, ближе метра к мемориальным табличкам, те, что закрывают указатели домов нависают над вывесками конкурентов. Чтобы объяснить компаниям, как работать по требованиям нового дизайн-кода, в администрации разработали специальную инструкцию.
Могут ли власти повлиять на владельцев заброшенных участков и почему киоски и ларьки «повисли в воздухе» — в интервью 74.ru рассказал председатель комитета по управлению имуществом и земельным отношениям (КУИЗО) Челябинска Сергей Чигинцев.
Если вы хотите поделиться информацией об интересном событии или проблеме, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы «Вконтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74. Не забывайте подписываться на наш канал в Telegram.