За год средняя стоимость одного похода в магазин снизилась на 7 процентов — до 518 рублей. Такой вывод сделали эксперты, проанализировав электронные чеки по всей стране. Чем меньше мы тратим денег в ресторанах, кафе, магазинах и ночных клубах, тем короче жизнь таких заведений. Влияние потребительских настроений хорошо видно на примере Челябинска. О том, какие магазины, рестораны и прочие знаковые для города заведения и торговые точки закрылись в 2019 году, — в обзоре 74.RU.
Ресторанам не до жиру
Даже в Москве и Питере всё больше людей предпочитают обедать и ужинать дома, а счет закрытых кафе и ресторанов перешел на сотни. Что уж говорить о региональных рынках, которые копируют столичные тенденции с опозданием в несколько месяцев, а то и лет.
Минувший год не пережил один из ярких новичков — европейская пекарня «Трдельник». Здесь пекли популярные в Чехии цилиндрические булочки с начинкой. Кафе расположилось в проходимом месте — на проспекте Ленина, недалеко от нескольких вузов. Но, несмотря на то, что многие челябинцы любят Прагу и отдых в Чехии, трдельник так и не стал привычным лакомством. Инициатор проекта Анастасия Завьялова призналась 74.RU, что заведение не нашло свою аудиторию. Владелец «Трдельника» собиралась скорректировать меню и осенью продолжить работу в другом месте, например, на площадке гастрономического пространства «Белый рынок». Но вывеску с непривычным названием мы больше так нигде и не увидели.
Массовый ресторанопад начался весной, в канун майских праздников. Неожиданно для многих закрыл двери ресторан восточной кухни Nar&Sharab (в переводе с азербайджанского — «гранатовое вино»). Он проработал на Северо-Западе три с лишним года, зимой к заведению даже сделали пристрой, в котором разместили бар «Летник». Представители Nar&Sharab сообщили 74.RU, что ресторан закрыт в связи с реконструкцией помещения и обновлением интерьера. Поначалу речь шла о приостановке работы на пару-тройку месяцев. В итоге на этом месте появилось новое заведение «Камон в Кардамон». Теперь здесь представлена не одна, а три различных кухни: азиатская, европейская и кавказская.
С начала мая прекратил работу и начал распродавать оборудование грузинский ресторан Alazani на Тополиной аллее. Директор заведения Мария Костина откровенно рассказала о причинах закрытия заведения.
— Ни я, ни мой муж так и не смогли найти в себе и раскрыть этот редкий талант — умение управлять рестораном. Потрачено огромное количество энергии, времени, сил и эмоций. Еще больше было потрачено денег… Моему мужу понадобится несколько месяцев для того, чтобы собраться с силами и написать об этом книгу. Под названием, например, «Берегите рестораторов!» или просто «Выжившие», — сообщила Мария Костина на своей странице в Facebook.
Около полугода помещение пустовало, а в октябре место занял ресторан «ПОЧесноку». Горожан он удивил тем, что здесь берут плату за вход. Заведение работает по франшизе сетевого предпринимателя из Казани Михаила Клопоуха. Задумка в том, блюда и напитки в этом заведении подают фактически по себестоимости. Обещают, что трапеза в итоге обойдётся раза в два дешевле, чем в других заведениях. Челябинцы активно обсуждали в комментариях такой подход и даже возмущались: что, мол, за бред? Но, судя по всему, пока ресторан на посещаемость не жалуется.
Еще одно заведение, чье закрытие опечалило многих горожан, — ресторан сербской кухни «Балкан Гриль». Заведение размещалось на первом этаже особняка в историческом центре Челябинска. Здесь предлагали блюда балканской кухни, шеф-повар и официанты были родом из Сербии. Средний чек равнялся примерно 1500 рублям, но знатоки отдавали должное аутентичной кухне. «Балкан Гриль» открылся в конце 2011 года. Он принадлежал семье известных местных предпринимателей Александра и Марины Карелиных (по версии 74.RU 2016 года, они входили в топ-100 самых богатых челябинцев).
Весной Александр Карелин говорил, что заведение закрывается на период реконструкции здания и смены интерьера. Предполагалось, что ресторан заработает осенью. Но пока подвижек нет. По данным 74.RU, на месте сербского ресторана заработает заведение с иной концепцией. Причем им займется один из известных челябинских рестораторов.
До середины июня принимал гостей первый и, прямо скажем, нетипичный для нашего города бар морской кухни. В двух аквариумах плавали устрицы, гребешки, мидии, лобстеры, крабы и морские ежи. Mizoysters Seafood Вar заработал в конце 2017 года на Северо-Западе в ЖК «Александровский». Спустя полтора года владелец бара Татьяна Мизюрина призналась, что не угадали с локацией. Похоже, к ресторану рядом с домом Челябинск по-прежнему не готов. Собираясь приятно провести время в качественном заведении, горожане едут в центр города. Представители холдинга Showrest Group не исключали, что в будущем откроют бар морепродуктов на новом месте. Но до реализации этой идеи дело так и не дошло.
Под занавес года закрылось восточное «Baran-кафе», пять лет проработавшее на улице Свободы. Заведение в соответствии с названием специализировалось на восточной кухне. Рестораторы называли свое кафе «дворцом узбекской кухни с европейскими интерпретациями» со средним чеком 800 рублей. Сейчас на смену «Baran-кафе» пришел ресторан «Счастье не за горами». Владелец заведений остался прежним — холдинг «Рестостар», повара тоже из Узбекистана. Известный ресторанный холдинг давно следует традиции менять форматы раз в несколько лет, чтобы привлекать клиентов чем-то новеньким. Сейчас концепцию ресторана «Счастье не за горами» определяют как фьюжн популярных блюд и кухонь — Украины, Грузии, Узбекистана, Таиланда и России.
Очередным тревожным звоночком, характеризующим состояние городского общепита, стало закрытие пиццерии Papa John’s. По словам экспертов, местоположение у нее было безупречным — в центре города на проспекте Ленина, поблизости от нескольких вузов. Заведение, открытое по франшизе всемирно известного бренда — третьей по величине компании по доставке пиццы в мире, — проработало меньше года. Так что прорыв на рынке городского общепита обернулся провалом. Мало того, заведение еще и некрасиво ушло с рынка. Работникии пиццерии пожаловались, что им не выплатили зарплату и не внесли необходимые записи в трудовые книжки. Не смогли прояснить ситуацию и в московском офисе сети Papa John's.
В последние дни уходящего года стало известно о закрытии одного из старожилов челябинского рынка общепита — ресторана «Сова». Заведение, одним из владельцев которого был предприниматель Виктор Алистратов (зять экс-губернатора Петра Сумина. — Прим. ред.), проработало почти 22 года. Ресторан был местом встречи чиновников, депутатов, бизнесменов и прочих ВИП-персон. Средний чек составлял 1200 рублей. О причинах закрытия некогда популярного ресторана ни владельцы, ни руководство заведения не распространяются. Известно, что холдинг, в который входила «Сова», как раз недавно пополнился новым рестораном «Моменто» — он занял основную часть здания напротив памятника Курчатову.
Перестали клубиться
Рынок общепита и развлечений сжимается, по словам экспертов, уже несколько лет подряд. Этот год стал последним для знаковых челябинских клубов — Garage Underground и Bukowski bar. Первое заведение продали — собственник переехал в Краснодар.
— Я устал, я ухожу. 15 лет пропускал всё через свою душу. 1 июня клуб закрывается на реконструкцию, и на его месте будет другое заведение, — объяснил перемены управляющий старейшим ночным клубом Garage Underground Александр Сахнов.
По словам экспертов, рынок ночных заведений в Челябинске узкий, и уход известного бренда — чувствительный удар по этому сегменту. В то же время Garage Underground начал работу ещё в 1999 году. Сменились поколения, и обновление формата давно назрело.
Сейчас в помещении бывшего «Гаража» действует ночной клуб re:Hub. Инициаторы проекта, запустившегося в конце сентября, говорят, что он основан на разрушении стереотипов, любви к музыке и самовыражению. Клуб позиционируют как бар-танцплощадку.
Серьезной потерей для поклонников электронной музыки и представителей субкультур стал уход в небытие Bukowski bar. Почти шесть лет, с учетом нескольких ребрендингов, он проработал в подвале на пешеходной Кировке.
— «Гараж» продали, «Буку» закрывают, «Фунты» переделали. Конец андеграунду в Челике, — расстраивались завсегдатаи молодежных заведений.
Пару раз Bukowski bar пытались продать, главной причиной называли переезд в другой регион.
— Жалко расставаться с этим бизнесом, но уже пора. Есть проекты в другом городе, новые задачи, — объяснял 74.RU совладелец заведения Евгений Бачинин. — Мой компаньон уехал. Я тоже фактически живу на два города.
Без духов и стройматериалов
После Нового года из Челябинска уйдет один из лидеров российского рынка парфюмерно-косметической продукции «Иль де Ботэ». Еще год назад в городе было два бутика этой сети. Но весной прекратил работу отдельно стоящий магазин на Ленина, 48. А в ноябре стало известно, что закроют и последний фирменный салон в ТРК «Горки». Такое решение приняли в головном офисе в Москве и подтвердили 74.RU в челябинском бутике. При этом пока продолжает работать салон в Магнитогорске.
Сеть «Иль де Ботэ» входит в тройку продавцов парфюмерно-косметической продукции в России. Причины ухода одного из лидеров рынка, увы, банальны. Эксперты указывают на падение покупательской способности горожан, сужение спроса в премиум-сегменте и рост онлайн-продаж.
— Отрасль сейчас не в лучшем состоянии. Многие международные ритейлеры уходят из России. Продажи начинают сокращаться или смещаться в другую нишу — туда, где цены ниже, — отметил аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Коренев.
Проще говоря, у челябинцев не хватает денег на дорогую косметику. А те, у кого есть финансы, могут купить всё, что им надо, в Москве, Санкт-Петербурге и в соседнем Екатеринбурге.
Говорят, что в периоды кризисов люди меньше покупают жилье, зато чаще ремонтируют дома и квартиры. Но в начале лета из Челябинска окончательно ушла федеральная сеть магазинов строительных и отделочных материалов «Старт». Десять лет назад она была представлена двумя гипермаркетами, расположенными в торговых комплексах. В феврале 2017 года закрыл двери один магазин, в этом году настал черед второго.
Представители ритейлера отказались комментировать причины закрытия гипермаркета. Ранее ходили слухи, что планируется ребрендинг «Старта» — переделка в магазин товаров для дома «Домовой», который входит в тот же холдинг. Но в итоге всё кончилось закрытием магазина.
В этом году ушла с рынка челябинская аптечная сеть «Доктор Алвик». Компанию купил федеральный игрок «Фармленд». Через некоторое время аптечные пункты поменяли вывески. Ранее представители местного аптечного бизнеса жаловались властям и в антимонопольную службу на то, что федералы давят коллег в регионах за счет агрессивного демпинга.
— Засилье федеральных сетей на Южном Урале началось лет восемь назад, а сейчас оно дало ярко видимый эффект. Федеральные конкуренты, чтобы выжить местные компании с рынка, активно демпингуют. Настолько, что продают лекарственные препараты из топ-200 самых популярных позиций по ценам ниже закупочных, — говорил около двух лет назад гендиректор ООО «Алвик» Александр Куперберг. — На данном этапе выигрывают покупатели, но так продлится недолго. Местные аптечные сети вынуждены снижать цены вслед за федералами настолько, что работают в минус. Как только местные аптечные сети из-за убытков покинут рынок, федералы взвинтят цены гораздо выше, чем были до их выхода на местный рынок.
Кстати, на аптечном рынке Южного Урала долго не было федеральных сетей. Десять лет назад у нас работали такие заметные игроки, как «Классика» (по оценкам маркетологов, 35% рынка), «Гран» (10–12%) и «Алвик» (4–5%). Позже заметную роль стали играть «Областной аптечный склад» и «Рифарм». Судя по всему, владелец сети «Алвик» устал бороться. Зимой этого года он продал бизнес федералам. Теперь из местных игроков остался лишь «Областной аптечный склад».
По мнению экспертов, 2019 год не показал в целом каких-то выдающихся результатов в российской экономике, но в ритейле всё было относительно неплохо.
— Да, снизилась маржа практически всех точек пищевого, одежного ритейла, кафе, ресторанов, клубов. Да, пришлось снижать расходы и оптимизировать бизнес-процессы. Но рынок на месте не стоял: открывались новые торговые точки вместо ушедших с рынка игроков, строились новые заведения, улучшалось качество обслуживания, — объяснил аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Коренев. — Периоды кризиса — это всегда периоды очищения бизнеса от неэффективных предприятий и качественного улучшения бизнес-процессов.
Ритейл относится к тем сегментам экономики, которые даже в самые тяжелые времена существуют. Питаться и одеваться людям всё равно надо, несмотря на все кризисы, отмечают эксперты.
— Даже в те годы, когда большинство иных секторов национальной экономики откровенно стагнировали, ритейл, хоть и терпит сжатие маржи, активно экономит, улучшая эффективность работы и снижая издержки, сокращает персонал, но всё равно продолжает функционировать, — добавил Алексей Коренев. — Более того, именно в тяжелые времена многие наиболее сильные игроки этого рынка используют ослабление позиций конкурентов для того, чтобы стремительно расширяться. Пока цены на недвижимость невелики, противники слабы и есть возможность застолбить новые для себя регионы или направления.
Ярким примером, по мнению эксперта, является рост количества торговых точек у крупных федеральных ритейлеров, их активная экспансия в регионы и заметное расширение формата. Это те самые «Пятерочки» и «Магниты», которые мы видим на каждом углу. Почти все продуктовые ритейлеры в Челябинске в последнее время под своими брендами открывают отделы, торгующие лекарственными препаратами, бытовой химией и сопутствующими товарами.
Узнали об открытии нового заведения в Челябинске или закрытии старого? Присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в нашу группу во «ВКонтакте», а также в WhatsApp, Viber или Telegram по номеру +7 93 23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.