23 февраля воскресенье
СЕЙЧАС -6°С

Русская челябинка приняла ислам и открыла магазин мусульманской одежды

Новая героиня проекта «Дело за малым» полюбила мусульманина. Это изменило её жизнь и гардероб

Поделиться

Все крупные магазины мусульманской одежды традиционно в Татарстане и Башкортостане, а вот в Челябинске купить наряды было почти невозможно, рассказывает Дарья Шамсутдинова

Все крупные магазины мусульманской одежды традиционно в Татарстане и Башкортостане, а вот в Челябинске купить наряды было почти невозможно, рассказывает Дарья Шамсутдинова

«Хватит работать на дядю», «Пора жить, а не горбатиться». Вам наверняка приходилось слышать эти фразы? Уйти из найма и открыть своё дело — в интернете или офлайне — сейчас тренд. Сколько денег нужно вложить в бизнес? Какую нишу выбрать? И за какое время выходишь в плюс? Об этом челябинцы, работающие в малом бизнесе, рассказывают в новом проекте 74.RU «Дело за малым». Героиня нового выпуска — хозяйка магазина мусульманской одежды «Арабика» Дарья Шамсутдинова.

Длина макси — вот вариант для верующих мусульманок

Длина макси — вот вариант для верующих мусульманок

Спокойный взгляд, минимум косметики, закрытая одежда. Дарья Шамсутдинова сразу приковывает к себе взгляд. Среди всеобщей пестроты она одета в чёрно-белые цвета и держится скромно, но с достоинством. Заплутав в торговом центре в поисках нужного магазина, я мгновенно и издалека узнаю саму Дарью. Именно она открыла первый полноценный отдел мусульманской одежды в Челябинске.

— Почему возник наш бизнес? Я начала приходить к религии и поняла, что у мусульман есть потребность в особой одежде, — объясняет хозяйка. — Длинных платьев на тот момент в городе практически не было. Очень большая проблема была с платками. Сейчас, допустим, есть разные — и те, что полностью закрывают, и частично. Раньше не было разновидностей, чисто платочки — и всё. Ну и платьев был дефицит. И в 2013 году мы решили этот бизнес в Челябинске организовать.

Сама история Дарьи необычна. По национальности она русская, родилась и выросла в христианской семье, а ислам начала исповедовать уже в сознательном возрасте.

— Я русская, муж у меня метис — наполовину татарин, наполовину башкир. Когда мы познакомились, я ходила в облегчённых юбочках и платьях или в джинсах. Супруг мечеть посещал, но очень религиозным — так, чтобы пост держать, постоянно молиться, — не был. И я в принципе такая же, только христианка — в церковь ходила, но никогда не постилась, — вспоминает Дарья. — Мы с ним были на одной волне, и мы начали общаться.

До знакомства с супругом Дарья совсем ничего не знала о традициях башкир и татар 

До знакомства с супругом Дарья совсем ничего не знала о традициях башкир и татар 

Поначалу вопрос религии пара не обсуждала. Желание принять ислам появилось у самой Дарьи после близкого знакомства с культурой мужа и его семьёй.

— Когда я увидела другую религию, другую нацию, меня это восхитило, — признаётся челябинка. — Я посмотрела, какой почёт идёт, какое уважение. Есть традиция, что в месяц Рамадан, когда все постятся, в мечетях накрывают столы для постящихся. И у моего [будущего на тот момент] супруга родители накрывали такой стол. И я, естественно, тоже пришла, меня позвали. Мы с мужем давно уже общались, но ещё не были женаты. Мы пришли, и я эту религию увидела. Меня поразил один момент. Я пришла без платка, так, как обычно тогда оделась — футболка, джинсы. Нас рассадили — мужчины отдельно, женщины отдельно. Они все в платках, а я как белая ворона. И всё равно я чувствовала себя спокойно, думала, что меня поймут, они ведь верующие люди, они должны понять. На самом деле так и получилось. Передо мной сидела женщина в возрасте. Она сидела, на меня смотрела и сказала: «Вообще-то так нехорошо». И она мне достала свой платок и дала, чтобы я покрыла голову. У бабушек же в основном не один платок, а два-три, они по-своему повязывают их, красиво. И это, конечно, до сих пор у меня в сердце. Я ещё больше расположилась, мне стало интересно узнать эту религию. Я начала узнавать и выбрала для себя её.

В исламе, рассказывает Дарья, её подкупило именно уважительное отношение к женщине.

— Уважение друг к другу, к старшим. Мать у нас в религии особенно почитается. Пророк Мухаммад (алейхиссалям) тоже об этом говорил. У него спрашивали, кому поклониться помимо Господа, он говорил: «Поклонитесь матери». У него ещё раз спрашивали, кому же поклониться после Господа. Он опять ответил: «Поклонитесь матери». И только на четвёртый раз он сказал: «Поклонитесь отцу», — объясняет челябинка. — И я это увидела, что на самом деле мать в таком большом почёте. А мы с вами женщины, будущие матери — и моё сердце растаяло.

Можно одеваться стильно и соблюдать правила, уверена Дарья

Можно одеваться стильно и соблюдать правила, уверена Дарья

Правда, принятие новой религии потребовало больших изменений — и внутренних, и внешних. Одеваться в джинсы и лёгкие платья стало непозволительным, и Дарья всерьёз занялась изменением гардероба. Но даже наряд на никах (в исламском семейном праве так называют брак между мужчиной и женщиной) найти оказалось непросто.

— Платье мы шили сами, потому что не было варианта его купить — негде. Заказывать его онлайн в магазине я не стала, потому что не знала, каким оно придёт. И мы решили шить на заказ, — вспоминает челябинка. — Мы сшили его за два дня. Супруг в среду сделал предложение, а в субботу был никах. Тогда я поняла, что есть дефицит платьев, мне негде их выбрать. Я человек, который ходил в джинсах, а теперь надо ходить в других вещах, и я не могу нигде их купить. Ещё же хочется сочетать платья, чтобы платок подходил, чтобы сумочка подходила, чтобы обувь была красивая.

Тогда и появилась идея самой наладить поставки подходящей одежды в Челябинск. Муж-предприниматель инициативу супруги поддержал, и первую закупку они вместе делали в Турции, совместив отдых и работу.

— Мы полетели в Стамбул. Посмотрели, какие там есть модели, изучили дизайнеров. В общем, посмотрели рынок, взяли контакты партнёров и сделали небольшую закупку, — улыбается Дарья. — На вещи мы потратили тысяч 30–40, это если не брать в расчёт путёвку. Муж у меня нагрузился этими сумками, потому что транспортная компания — это же дорого, а мы ещё и первый раз едем, не знаем, как груз дойдёт, с этим никогда не сталкивались. Из Стамбула мы как челночники в 1990-х ехали! Муж тогда привёз 40 килограммов вещей. Я, конечно, просто с дамской сумочкой рядом шла.

Сейчас Дарья помогает собраться на никах своим клиенткам

Сейчас Дарья помогает собраться на никах своим клиенткам

Многие платья выглядят очень скромными, их украшает в основном вышивка

Многие платья выглядят очень скромными, их украшает в основном вышивка

Первыми клиентками, рассказывает челябинка, стали родственницы и подруги. Продажу вещей тогда организовали на дому, и разошлись они достаточно быстро. Во второй раз за мусульманской одеждой супруги отправились уже в Киргизию.

— Потому что эти две страны [Турция и Киргизия] — торговые, — объясняет Дарья. — Китай, во-первых, далеко, во-вторых, там тяжело искать мусульманские вещи. А Турция и Киргизия верующим людям более близки. В Киргизии мы тоже установили свои контакты и начали сотрудничать с поставщиками.

Партию одежды челябинка начала заказывать знакомым поставщикам или через интернет, потом, по прибытии, показывала первым клиентам. Дела шли неплохо, но через какое-то время зарождающийся микробизнес пришлось свернуть. Дарья забеременела, и развивать торговлю стало некогда. К идее наладить поставки мусульманской одежды в Челябинск вернулись только несколько лет назад — благодаря подруге.

— Она меня спрашивает: «Даша, а почему ты перестала заниматься одеждой? У тебя же есть все контакты, а ты от этого отошла». И я решила возобновить работу, — вспоминает Дарья. — Начала тоже с дома, а потом мы начали раскручиваться, тем более сейчас у нас есть такие платформы для продвижения, как Instagram, «Контакт». Реклама, продвижение, таргетинг — и вперёд. Мы начали продвигаться, и дошло до того, что я поняла — надо найти место для магазина.

Платочков и хиджабов у модных мусульманок может быть много — под разные образы и сезоны

Платочков и хиджабов у модных мусульманок может быть много — под разные образы и сезоны

Место челябинка нашла в Металлургическом районе, рядом с автовокзалом. Для начала выбрала небольшое помещение — на 16 квадратных метров.

— Первую точку решили открыть, посмотреть, пойдёт или не пойдёт. В итоге у нас пошло, как говорится, аль-хамду ли-Ллях. Когда я первый раз открыла магазин, то аренда, торговое оборудование, закуп вещей вытянули тысяч на 100, может быть, 80 тысяч. Дополнительно, конечно, реклама. А если все расходы считать, то это 150–200 тысяч, — делится Дарья. — Первый год мы проработали именно в маленьком отделе. Всё пошло, всё удачно, мы начали клиентскую базу нарабатывать. У нас ведь тут рядом есть рынок, и там тоже есть мусульманские вещи, но и мы начали раскручиваться, магазин утрамбовался, и мы решили: «Нет, не пойдёт, надо переезжать». И как раз по соседству было большое помещение, на 80 квадратов, и мы махнули туда. Красиво, просторно, но поняли, что тяжеловато с арендой. Поэтому решили найти что-то среднее. И в январе этого года переехали на новую площадку здесь же, в комплексе, на том же этаже, но площадь 50 квадратных метров. Это оптимальный вариант. Как наши клиенты ходили, так и приходят. Ассортимент мы тоже достаточно упаковали, он у нас весь вместился.

Летом закрытая одежда мусульманок смотрится ещё более непривычно, но лёгкие ткани и свободный покрой помогают пережить даже самую сильную жару

Летом закрытая одежда мусульманок смотрится ещё более непривычно, но лёгкие ткани и свободный покрой помогают пережить даже самую сильную жару

Пока мы разговариваем с Дарьей, в магазин заходят покупатели. Им помогает продавец — девушка в точно такой же скромной одежде, как у хозяйки. Заходят молодые люди с мамой — выбирают для девушки наряд на никах. Заглядывает покупательница в возрасте:

— А мы вас потеряли! — объявляет она громко и радостно и уходит перебирать одежду.

Декольте, короткие юбки и прозрачные ткани в этом магазине не найти. Только скромные и закрытые фасоны.

— У нас даже если есть где-то кружево, под него идёт ткань. Просвечивающие вещи в принципе не подходят. Покрываются волосы, ушки, шея — всё это должно быть закрыто. Остаются открытыми только кисти рук и лицо, а голова и тело у мусульманок должны быть закрытыми. На этом мы и делаем акцент. У нас комбинации туник с брюками либо блузок с юбками либо классические платья, — рассказывает Дарья. — К нам и христианки приходят, которые ходят в церковь. Они у нас берут свадебные платья, закрытые платья, потому что по канонам религии девушка должна покрывать своё тело. Уже не только чёрное платье Коко Шанель, но и наши длинные мусульманские платья тоже стали появляться в гардеробе.

Со временем часть одежды для магазина решили отшивать сами

Со временем часть одежды для магазина решили отшивать сами

Для этого у магазина есть небольшое ателье

Для этого у магазина есть небольшое ателье

Впрочем, основные покупатели — этнические татары и башкиры, гораздо реже заходят приезжие из дружественных республик.

— У них другой вкус. Если речь про никах, за три года платья у нас они брали всего раза три. У них свои модели, и наши им неинтересны. Повседневные вещи они берут, а свадебные нет, — рассказывает Дарья. — Платье на никах, естественно, должно быть красивым — с кружевом, стеклярусом, вышивкой, из приятного материала, в пастельных тонах. У нас очень любят и классические модели, их девушки потом сами дополняют. Берут или красивый платок, или корону, или вышивку в качестве декора, например, пояс украсить. По цветам всё тоже зависит от предпочтений. Кто-то хочет белое, кто-то бирюзовое. Бархатные платья бывают в холодное время года, потому что летом в нём будет некомфортно.

Современная мусульманская одежда может выглядеть очень стильно, уточняет челябинка. Главное — уметь сочетать между собой цвета, фасоны и фактуры.

— Мы сейчас ввели практику, что я занимаюсь повязыванием платка. Обучаю людей, сама повязываю девушкам на никах, потому что многие не умеют, не знают, как это сделать, но хотят научиться, — рассказывает хозяйка магазина. — Девочки, которые начинают покрываться, хотят что-то новое, интересное, учатся, как красиво это сделать. У нас большой выбор, и мы подбираем комплекты, чтобы и цвета подходили, и покрой к форме лица. Есть готовые платки с украшениями. Есть дизайнер Регина Гарипова из Челябинска, мы с ней сотрудничаем. Она уже около десяти лет этим занимается. У неё своя коллекция, у неё большой оборот, хороший спрос идёт на её модели. И мы решили, что будет интересно у нас выставить. Она раньше в Тюмень увозила, а теперь они живут в Челябинске, и мы решили, что будет интересно выставить здесь.

Вычурности в нарядах от Регины Гариповой нет

Вычурности в нарядах от Регины Гариповой нет

Фишка челябинского дизайнера — сдержанность и хорошие ткани

Фишка челябинского дизайнера — сдержанность и хорошие ткани

Платки и хиджабы в ассортименте тоже есть.

— Хиджаб — это такая интересная вещь, её все воспринимают по-разному. Смысл в том, что женщина покрытая, а как она покроется — это её выбор, — улыбается Дарья. — Она может красиво повязать платок, надеть платье. Также есть хиджаб как химар, он полностью закрывает верхнюю часть тела, как в Саудовской Аравии. Когда в паломничество девушки ходят, они закрывают голову, плечи — и покрывало вниз сходит. Химары тоже называют хиджабами. А бывает, платки просто девушки повяжут, как в Чечне, и для людей это тоже хиджаб. Очень модные сейчас стали абайи из арабских стран. Там целомудренность длинных вещей, и спрос на абайи тоже вырос. Это тоже интересно смотрится, это тоже один из способов разнообразить гардероб женщине. Есть и чалма, и шапочки, и тёплые снуды — всё по нормам религии.

Обделять вниманием не стали и мужчин. Для них тоже с самого начала стали завозить одежду.

— Поставщиков мы постоянно обновляем, с новыми начинаем работать. Постоянно следим за новинками, мониторим рынок. Сейчас, например, у нас появились повседневные костюмы на аяты — домашние национальные посиделки. Это рубашки, туники, брючные костюмы. Их и на повседневку можно взять, и дома ходить, — рассказывает Дарья. — Ещё у нас есть есть тюбетеи. Это традиционная мужская атрибутика при гостях, при никахе. Естественно, многие хотят мужские костюмы — в мечеть ходить, намаз читать, гостей встречать.

Аренда первого магазина обходилась Дарье в 16 тысяч в месяц, сейчас, когда площадь выросла больше чем в два раза, платить нужно уже 40 тысяч. Но бизнес идёт неплохо, и супруги даже задумались об открытии второй торговой точки.

— Прибыль через полгода я, наверное, получать начала. Сначала окупался магазин, реклама, аренда, мы нарабатывали клиентскую базу. Естественно, продавцы менялись. А спустя полгода вышли в плюс, — рассказывает Дарья. — Не сказать, что [идёт] прям гигантская прибыль, но, слава богу, на хлеб и на молоко хватает. В целом хватает себя содержать.

У вас — классный бизнес, и вы хотите о нём рассказать? Присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в нашу группу во «ВКонтакте», а также в WhatsApp, Viber или Telegram по номеру +7 93 23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74

оцените материал

  • ЛАЙК17
  • СМЕХ2
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ16
  • ПЕЧАЛЬ2

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Гость
3 фев 2020 в 08:59

Ваш муж не метис, это-первых. Во-вторых, хиджаб - это не национальный головной убор татар и башкир, а арабский, поэтому, мне, как татарке непонятно, почему вы носите хиджаб? Вы-не мусульманка, вы не татарка и не башкирка. Вы-жалкое подобие. Вы делаете акцент на том, что живёте с татариным. Уважающая себя татарка хиджаб не оденет, да и ни один нормальный татарин не заставит свою жену одеть хиджаб. Мой муж, а он - татарин, который тоже соблюдает религиозные праздники, против хиджабов. Вы держите в руках тюбетейку- головной убор татар и башкир, но на голове У вас хиджаб. Милая девушка, у вас в голове путаница, сначала прочитайте литературу и учебники по истории о татарах и башкирах. Не путайте национальность и религию. Да, мы - мусульмане, но никто из наших предков и современных сейчас (я подчеркну) настоящих чистокровных татарок и башкирок Не носит мусульманскую одежду, а тем более хиджабы. Я против такого магазина, открывайте такие магазины либо при мечетях, либо в мусульманских республиках.

Ашотка
3 фев 2020 в 08:06

А разве смена религии это не грех у христиан? Грех. Что мешало мужичку сменить религию, ах да аллах не велит, а на бабенку пофиг пусть грешит.

Оля
3 фев 2020 в 08:03

Мне лично нравятся белокурые, синеглазые рязанские парни, на башкиренка в жизни бы не посмотрела...бррр. Вот не понимаю я этих смешанных браков.