В Челябинске представители ресторанного бизнеса попросили власти умерить аппетиты популярных сервисов доставки — «Яндекс.Еда» и Delivery Club. Участники рынка направили письмо губернатору Алексею Текслеру, а также собирают подписи под коллективным обращением в антимонопольную службу. Какие претензии к агрегаторам выдвигают рестораторы и как на это отреагировали представители сервисов доставки еды и власти — в материале 74.RU.
Из-за пандемии коронавируса челябинские рестораторы вынуждены закрыть заведения. С 28 марта власти приостановили деятельность ресторанов, кафе, баров и прочих мест общепита, в которых есть залы с посадочными местами. Игроки рынка несут прямые убытки. Разрешена лишь работа в режиме самовывоза и доставки. Но она теряет всякий смысл из-за грабительских, по мнению челябинских предпринимателей, комиссий за доставку.
Владелец ресторана Redactor, авторской кондитерской Bonbon, ресторана Tortillas&Grill Татьяна Заславская выступила с открытым письмом к губернатору Челябинской области Алексею Текслеру.
— Просим помочь в снижении процентной ставки на доставку еды из ресторанов и кафе от агрегаторов «Яндекс.Еда» и Delivery Club. 30–35 процентов — это настоящий грабёж в условиях такой сложной ситуации. У ресторанов и кафе рентабельность — от 15 до 30%, а сейчас почти ноль, у кого-то меньше нуля… Расходы почти остались на том же уровне. Сейчас мы должны оплачивать продукты за март, недавно выдавали зарплату за март, коммунальные платежи никто не отменял и налоги. А те, кто не смог договориться с арендодателем, вынужден платить аренду. Если раньше мы мирились с таким процентом, то только потому, что доставка не является основным заработком в заведениях общепита, — говорится в обращении. — Конечно, у нас существует своя доставка, но в основе своей люди пользуются агрегатором. Поэтому снижение ставки хотя бы до 15% было бы ощутимой помощью. Возлагаем на вас большую надежду, что вы убедите эти коммерческие организации пойти навстречу ресторанам и кафе нашего города.
В СМИ агрегаторы демонстрируют лояльность ресторанам, но, по словам Татьяны Заславской, это не так.
— Delivery Club, обещая 0% с доставки до 1 июля, просто игнорирует подписание договоров. А «Яндекс.Еда» делает скидки ресторанам, открывшимся после 15 марта сего года, то есть не делает скидки никому, — утверждает известный ресторатор.
23 апреля игроки рынка общепита начали сбор подписей под коллективным обращением в челябинское УФАС (есть в распоряжении 74.RU. — Прим. ред.). Рестораторы заявили, что «Яндекс. Еда» и Delivery Club занимают доминирующее положение на рынке доставки продуктов питания, устанавливают и поддерживают монопольно высокие цены на свои услуги — от 20 до 35% от стоимости заказа. Рестораторы просят возбудить дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «Яндекс.Еда» и ООО «Деливери Клаб», пресечь действия по установлению монопольно высоких цен и в соответствии со статьей 39.1 закона «О защите конкуренции» выдать этим компаниям предупреждение о снижении цен на услуги по доставке продуктов питания потребителям из ресторанов и кафе до 10% от стоимости заказа потребителя.
Представители ресторанного бизнеса говорят, что просят содействия властей, потому что выполняли все предписания чиновников и теперь оказались на грани закрытия.
— Мы хотим, чтобы нас услышали. Агрегаторы, например «Яндекс.Еда», попали в перечень организаций, пострадавших от коронавирусной инфекции. Но при этом доходы от доставки у них явно выросли. Delivery Club недавно сообщал о рекорде — более одного миллиона заказов в неделю, причем речь шла именно о доставке еды из ресторанов, — указывает руководитель регионального представительства Федерации рестораторов и отельеров России Юрий Звонков. — Сейчас доставка для нас — возможность продолжать работать. Но если мы — партнеры, нужно идти друг другу навстречу, хотя бы в этот сложный для всех период.
В Челябинске не сформирована культура пользования услугами доставки так, как это выглядит в Москве или Санкт-Петербурге, считают эксперты.
— В столицах человек приезжает с работы поздно вечером, ему некогда идти в ресторан, остается только заказать еду. У нас же другая культура потребления, иной уровень дохода. Для челябинцев поход семьей в ресторан — это праздник, а не обычное времяпрепровождение. Мы не можем себе позволить массово заказывать еду в контейнерах из ресторанов, — отмечает Юрий Звонков. — Те, кто занимался доставкой самостоятельно, использовали это скорее как маркетинговый ход. Даже топовые столичные рестораторы признаются, что доход от доставки у них не более 10–15%. Если же говорить о среднестатистическом ресторане в Челябинске, то тут плюс к доходу будет 3–5%. И сейчас, когда рестораны вынуждены закрыть залы, доставка не решит всех проблем. Люди не покупают столько блюд, как раньше, а рестораны продолжают нести расходы по аренде, закупу продуктов, оплате сотрудников.
74.RU попросил сервисы доставки еды «Яндекс.Еда» и Delivery Club прокомментировать претензии и пожелания челябинских предпринимателей.
— Со своей стороны «Яндекс.Еда» уже представила программу поддержки независимых ресторанов и небольших сетей, имеющих до трёх заведений, и за три месяца потратит на нее до 50 миллионов рублей. Сервис сократил с семи дней до нескольких часов время подключения нового заведения к платформе. До 15 июня обнулили комиссии для новых ресторанов, которые доставляют самостоятельно, и доставляет за свой счёт первые 100 заказов для ресторанов, которые выбрали доставку силами наших партнеров, — рассказали 74.RU в пресс-службе «Яндекс.Еды». — Действующие партнёры в дополнение к доставке «Яндекс.Еды» могут в любой момент подключить доставку в расширенных зонах собственными курьерами, а также получать заказы от пользователей сервиса с нулевой комиссией.
Программой поддержки сервиса «Яндекс.Еды» в Челябинске уже воспользовался каждый пятый партнёр, сообщили представители агрегатора.
— В этот понедельник они получили первое возмещение по комиссии. Кроме того, наши партнёрские курьерские службы сейчас помогают с временной занятостью сотрудникам ресторанов на время вынужденного простоя залов, чтобы люди могли сохранить заработок, — добавили в «Яндекс.Еде».
Комиссия агрегатора напрямую зависит от тех расходов, которые он несёт при выполнении заказа, акцентировали представители Delivery Club.
— Одно из основных преимуществ работы с агрегатором — возможность дать своему клиенту технологичный сервис доставки. Конечно, ресторан может принимать заказы по телефону или через простое мобильное приложение. Но он едва ли будет инвестировать в создание полноценной ИТ-инфраструктуры. Работа сервиса обеспечивается сотнями специалистов, отвечающих за удобство мобильного приложения, платежи, поддержку пользователей и так далее. Если ресторан решает доставлять заказы с помощью курьеров Delivery Club, то к его комиссии добавляются логистические расходы, необходимые для оплаты труда курьеров, — рассказали 74.RU в пресс-службе Delivery Club. — Оценивать комиссию агрегаторов стоит с позиции того, во сколько обошлось бы ресторану создание своей логистической службы и достижение желаемого объема продаж. Судя по тому, что крупнейшие игроки рынка — McDonads, KFC, Burger King, Papa Johns, Dominos, «Тануки», «Якитория» и прочие — предпочли работать с агрегаторами, этот вариант выглядит более эффективным, чем организация доставки своими силами даже при наличии достаточных бюджетов на маркетинг.
Представители Delivery Club также считают, что информация об игнорировании подписания договоров не соответствует действительности.
— Все заявки на подключение обрабатываются в порядке поступления. После ухудшения эпидемиологической ситуации количество заявок от ресторанов выросло в три-четыре раза по сравнению с обычным временем. Обнуление комиссии привело к еще большему количеству желающих подключиться к сервису, — объяснили в пресс-службе Delivery Club. — Срок рассмотрения заявок в связи с этим может быть увеличен, но в любом случае все рестораны смогут подключиться к платформе по обозначенным нами в рамках программы поддержки условиям.
Как объяснили эксперты рынка, есть две модели онлайн-агрегаторов доставки еды. К первой прибегают заведения, у которых есть свои курьеры. Они подключаются к агрегатору, чтобы получить аудиторию. Исторически с этой бизнес-схемы начинал Delivery Club. Вторая модель — когда доставка обеспечивается силами агрегатора. Себестоимость такой услуги, соответственно, существенно выше. С этого начинал агрегатор «Яндекс.Еда».
—Те, кто когда-либо пробовал организовать доставку в ресторане, понимают, из чего складывается высокая себестоимость, — говорит один из экспертов. — Это обучение, форма, сумки, контроль, система дистрибуции, а сейчас еще и антисептики, маски и тому подобное.
По данным Data Insight, российские рестораторы назвали запуск или расширение сотрудничества с агрегаторами основным фактором роста бизнеса в прошлом году. В Москве и Санкт-Петербурге с агрегаторами работает больше ресторанов, чем доставляют заказы своими силами. По мнению экспертов, поддержка ресторанов, работающих с агрегаторами, вполне может быть расширена при участии государства. Такое решение уже приняло, например, правительство Москвы. В столице предприятиям малого и среднего бизнеса будут субсидировать до 50% расходов (не более 700 тысяч рублей до конца года. — Прим. ред.) на оплату услуг онлайн-сервисов по доставке еды.
Закрылись из-за коронавируса? Столкнулись с падением заказов, посещаемости и доходов? Нашли оригинальный выход из положения? Ждём ваши сообщения, фото и видео на почту редакции, в нашу группу во «ВКонтакте», а также в WhatsApp, Viber или Telegram по номеру +7 932 300–00–74. Телефон службы новостей 700–00–74.