јвтовокзальные войны в „ел€бинске

ѕервый переезд

ƒва автовокзала было в „ел€бинске еще с 1960-х годов. ќсновным считалс€ «ёжный» – в пристрое с левой стороны здани€ железнодорожного вокзала. «—еверный», работавший возле церкви на улице  ыштымской, выполн€л роль вспомогательного.  онкуренции между ними не было, да и быть не могло – оба объекта государственные, а вопрос рыночной эффективности тогда вообще не рассматривалс€. ѕо советским меркам автовокзалы считались вполне удобными, что вполне пон€тно: объемы пассажирских перевозок были в разы меньшими, чем сейчас, серьезные проблемы пассажиров при парковке личных авто тогда казались фантастикой, да и куда более скромными были потребительские претензии пассажиров.

ѕеремены начались в конце 2002 года, с запуска бизнесменом јртуром Ќикитиным торгового комплекса «—инегорье». »значально этот проект был рассчитан на то, что его €корным арендатором станет автовокзал, собственником которого на тот момент €вл€лась мэри€. —омневатьс€ в том, что так и произойдет, не приходилось – все-таки Ќикитина многие относили к «пулу» ¬€чеслава “арасова, занимавшего в то врем€ должность мэра города.

— запуском автовокзала в “  «—инегорье» вы€снилась одна недоработка проекта, котора€ принесла немало неудобств чел€бинцам и гост€м города – отсутствие вместительной парковки, предназначенной дл€ пассажиров. ≈е могли бы оборудовать в цокольном этаже “  «—инегорье», но там разместилс€ рынок. — точки зрени€ бизнеса – весьма выгодное решение. “ем более, если учитывать мощный людской поток, который муниципалитет создавал торговому комплексу на прот€жении дев€ти лет, исправно плат€ за аренду помещений под автовокзал. Ќо вот в плане перспектив инфраструктуры привокзальной площади с расчетом на развитие гигантского транспортного хаба отсутствие парковки выгл€дело самоубийственно.

ѕриезжающие и отъезжающие отмечали и другие недоработки комплекса. Ќапример, помещени€ дл€ касс и зала ожидани€ автовокзала разместились на высоком первом этаже «—инегорь€», куда вела крута€ и неудобна€ лестница. «а все врем€ работы комплекс так и не был оборудован ни пандусами дл€ инвалидов и пожилых людей, ни иными средствами доступной среды.

÷ентростремительное движение

—оздать новый автовокзал в центре „ел€бинска было решено в начале 2011 года – в поддержку этого высказалс€ глава горадминистрации —ергей ƒавыдов. »значально рассматривалс€ вариант с переносом автовокзала «—еверный» – из-за слишком далекого расположени€ от остановок общественного транспорта пользоватьс€ им было неудобно.

—пуст€ 2,5 года, в начале 2014 года, автовокзал «ёжный» в “  «—инегорье» восстановили. “ранзитным пассажирам, действительно, стало удобнее. ќднако большинство пассажиров продолжили разъезжать по городам области и ближайших регионов с «÷ентрального» автовокзала, который в народе привычно называют вокзалом у «ёности».

ћежду тем в марте этого года глава администрации „ел€бинска ≈вгений “ефтелев сообщил, что, исход€ из запросов жителей „ел€бинской области, сохран€€ автовокзал «÷ентральный», было бы неплохо также усилить работу автовокзала на привокзальной площади: оттуда логичнее отправл€ть маршруты в южном направлении.  роме того, така€ схема значительно облегчит жизнь той доли пассажиров, что проезжает через „ел€бинск транзитом на железнодорожном транспорте. ”же есть инвестор, который намерен открыть полноценный автовокзал, и не на переоборудованных торговых площад€х “  «—инегорье», а в построенном на муниципальной земле специализированном здании, изначально запланированном как транспортный пассажирский центр.

јвтовокзальные войны в „ел€бинске

јвтовокзал «÷ентральный» – город в плюсе

¬ отличие от автовокзала в “  «—инегорье», который на прот€жении дев€ти лет работы на той площадке был муниципальным и регул€рно требовал серьезных дотаций, автовокзал «÷ентральный» €вл€етс€ частным предпри€тием и ничего не стоит муниципальному бюджету. Ќапротив он регул€рно пополн€ет его налогами.

— момента открыти€ вокзала «÷ентральный» в 2011 году налоговые отчислени€ к 2014 году выросли с 5,3 млн до почти 22 млн рублей. ѕассажиропоток увеличилс€ с 2,6 млн человек в 2011 году до 3,5 млн человек в 2015 году. „исло рейсов со 132 тыс€ч доросло до 187,5 тыс€ч. јвтовокзал создал более сотни новых рабочих мест.

јвтовокзальные войны в „ел€бинске

«¬ плюсе город не только благодар€ налоговым отчислени€м, – рассказал директор автовокзала «÷ентральный» ¬италий √невышев. –   примеру, дворец спорта «ёность» стал нашим товарищем по развитию городской территории, хот€ вначале отношени€, признаюсь, были прохладными. Ќо, продав помещени€, которые иначе, как руинами, назвать тогда было нельз€, дворец спорта получил «под боком» полезного партнера. ƒело в том, что государство не содержит напр€мую ƒ— «ёность» – это ћ”ѕ, которое должно зарабатывать деньги самосто€тельно. —ущественный доход «ёность» получает за счет сдачи помещений арендаторам и проведени€ выставок. “ак вот, людской трафик, который обеспечивает автовокзал, повышает коммерческую привлекательность ƒ— «ёность» и обеспечивает его стабильный доход, позвол€€ не просто оказывать профильные услуги горожанам, но и улучшать их, развивать детский спорт. ј в нынешних сложных экономических услови€х лишатьс€ такого преимущества, как минимум, недальновидно».

√орожане помн€т и то, что до автовокзала на площади располагалс€ рынок с посто€нной антисанитарией, кучами мусора, дым€щими грузовиками и неизбежной в таких местах криминогенной средой. ¬ помещени€х, которые теперь занимает автовокзал «÷ентральный», размещались общественные туалеты, ночной клуб и питейное заведение, облюбованное национальными диаспорами. ѕо душе ли такое соседство дет€м и спортсменам «ёности», а также его арендаторам и посетител€м?

 стати, автовокзал выступил и крупнейшим спонсором дворца спорта за всю его историю, передав шесть миллионов рублей на новые машины дл€ заливки льда, без которых работа «ёности» была бы невозможна. ”же решен вопрос и о другом большом и важном совместном деле – приобретении ƒ— «ёность» собственного газогенератора. јвтовокзал дает часть стартового капитала и гарантии перед банками на остальные деньги.

«≈сли учесть, что сегодн€ банки кредиты по инвестпроектам практически не дают, а под муниципальные гарантии не кредитуют вообще, это и дл€ нас, и дл€ ƒ— «ёность» серьезный шаг, – делитс€ планами ¬италий √невышев. – ¬ итоге дворец спорта получит собственное электричество, что позволит сэкономить в год более 10 млн рублей. Ќе останетс€ внакладе и автовокзал – экономить на электричестве будем и мы. ј пока посто€нные инвестиции в бизнес позволили за три года создать современный транспортный узел, не уступающий аналогам в других мегаполисах –оссии. я помню, в каком состо€нии эти помещени€ были, а теперь здесь при€тно находитьс€: оборудованы перроны, большой зал ожидани€, несколько кафе, внедр€ютс€ электронные сервисы...».

Ћогистика и экологи€

ќдна из главных претензий к автовокзалу «÷ентральный» в том, что он €кобы активно дополн€ет регул€рную пробку на кольце улицы “руда и —вердловского проспекта, а автотранспорт, выезжающий с вокзала, загр€зн€ет атмосферу „ел€бинска.

«— этим сложно согласитьс€, если хоть раз лично проехать на автобусе: водители используют мост между улицами  расной и  аслинской, не выезжа€ на перекресток улицы “руда и —вердловского проспекта и не нагружа€ посто€нную пробку на кольце, – по€снил √невышев. – ≈динственное место, где наши автобусы могут «поймать» пробку – это перегон в районе лакокрасочного завода. јльтернативный маршрут проезда с севера города напр€мую через «ћеридиан» к «—инегорью» интересен, но не имеет заметных преимуществ из-за регул€рных пробок в районе ƒ— «»скра» и въезда в Ћенинский район. —корее это ухудшит транспортную доступность Ћенинского района и затруднит выезд на  опейское шоссе и “роицкий тракт, а пресловутую пробку на лакокрасочном автобус «словит» в любом случае».

≈жедневно с автовокзала «÷ентральный» отправл€етс€ около 400 рейсов и около 3,5 тыс€ч пассажиров, преимущественно в северном направлении. ¬рем€ проезда от автовокзала «÷ентральный» до выезда из города составл€ет в среднем полчаса. Ёто на полчаса быстрее, чем с «—инегорь€».

ќдин из колоссальных плюсов в том, что площади вокруг ƒ— «ёность» полностью удовлетвор€ют потребности пассажиров в парковочных местах. „его не скажешь о ситуации на привокзальной площади и прилегающей к ней территории – возможностей дл€ расширени€ зоны паркинга дл€ пассажиров практически нет, а мест уже катастрофически не хватает.

„то касаетс€ экологии, то стоит сопоставить такие цифры. ≈жедневно в „ел€бинске воздух загр€зн€ют около 400 тыс€ч единиц автотранспорта. ƒол€ автовокзала «÷ентральный» – около 400 машин, то есть 0,1 процента. ѕри этом старых автобусов, не соответствующих стандартам ≈вро-3, об€зательном в –оссии дл€ новых машин, на автовокзале «÷ентральный» – не более п€ти процентов, по€сн€ет ¬италий √невышев. ќсновна€ же масса техники у перевозчиков – новые машины стандартов ≈вро-4 и ≈вро-5, превышающие экологические требовани€ в –‘.

—уд€ же по замерам служб экологического мониторинга, загр€знение воздуха в районе поймы ћиасса около ƒ— «ёность» ничем принципиально не отличаетс€ от любой другой точки в центре „ел€бинска.

ѕеревозчики: работаем там, где удобно

–епутаци€ междугородних перевозчиков, как использующих в работе старую, давно отжившую технику, сложилась неспроста. ƒолгое врем€ так и было.

«¬ 2000-е годы перевозчик имел дело с монополистом в виде автовокзала у “  «—инегорье», который накручивал сверхприбыли, не дава€ транспортникам возможности развиватьс€. ј никаких иных вариантов дл€ работы просто не было, – рассказал руководитель јссоциации перевозчиков „ел€бинской области —танислав Ќовичихин. – —ейчас пассажир «голосует ногами» за самые удобные ему вокзалы, и автовокзал из хоз€ина положени€ превратилс€ в обыкновенного оператора пассажиропотока, не более того. —ложивша€с€ система не просто стабильна, но и позвол€ет развивать качество перевозок. —низились наши издержки, и за прошедшие три года мы нарастили инвестиции. ¬ итоге улучшилось качество подвижного состава – с чад€щих старых «»карусов» мы перешли на экологичные новые «’ендаи». ¬ыросли зарплаты водителей, увеличилось число рейсов, рабочих мест...».

“о, что пассажиры «голосуют ногами», подтверждает и статистика пассажиропотока по вокзалам за февраль 2015 года: «÷ентральный» (ƒ— «ёность») – 107 102 чел., «ёжные ворота» (“  «—инегорье») – 72 690 чел., «—еверные ворота» („ћ«) – 21 897 чел., автостанци€ «ёжна€» (облбольница) – 60 770 чел.

»нтересны оказались и результаты проведенного в марте опроса пассажиров междугороднего автотранспорта (1000 респондентов): 56 процентов выступили против закрыти€ и переноса автовокзала «÷ентральный». —реди жителей —еверо-«апада, „ћ« и центра города дол€ противников переноса достигает 60-70 процентов.

¬ проведенных интервью пассажиры также выступали резко против перспектив переноса северных маршрутов на автовокзал «—еверные ворота» („ћ«) – это далеко, долго, неудобно и дорого. ј как, например, с окраины города приехавшему поздним рейсом пассажиру добиратьс€ в ѕарковый или „урилово? ќчевидно, что из центра города сделать это гораздо проще, равно как и выйти по маршруту следовани€ до автовокзала «÷ентральный».

 стати, большинство пассажиров, выступивших за перенос автовокзала, не знало о том, что автовокзал на «—инегорье» работает уже около года.

Ѕудет ли третий переезд?

 онечно, сложивша€с€ на рынке перевозок ситуаци€ не всем нравитс€. ќднако если недовольные пассажиры оказываютс€ вполне удовлетворены перспективой расширени€ количества и номенклатуры рейсов с нового автовокзала «ёжный», возводимого на муниципальных площад€х, то активные «профессиональные протестующие» по-прежнему требуют от властей включить административный ресурс и «все закрыть, отобрать, поделить и вернуть». «акрыть предлагаетс€ все конкурирующие автовокзалы, а вернуть – всех перевозчиков обратно в «крепостное» состо€ние, на площади все так же принадлежащего јртуру Ќикитину “  «—инегорье».

“ак ждать ли чел€бинцам ликвидации вокзала на ставшей уже привычной площадке около дворца спорта «ёность»? –азумеетс€, нет. ’от€ бы по той очевидной причине, что государство не готово рубить голову курице, исправно несущей городской казне золотые €йца, не говор€ уже о том, что подобные решени€ попросту не относ€тс€ к пр€мой прерогативе исполнительной власти.

‘актически сегодн€ структуру междугородных пассажирских перевозок в „ел€бинске определ€ет рынок, чего никогда раньше не было. ¬се участники перевозок €вл€ютс€ частными структурами, отношени€ между которыми косвенно регулирует областное правительство. ѕеревозчики ориентируютс€ на востребованность автовокзалов, а каждый пассажир самосто€тельно выбирает удобный дл€ себ€ транспортный центр. —егодн€ в „ел€бинске четыре автовокзала – кто знает, возможно, через несколько лет их будет п€ть или семь? Ќаш город растет и развиваетс€, по€вл€ютс€ огромные новые жилые массивы, мен€ютс€ направлени€ трафика, плотность населени€, дорожна€ инфраструктура.

—тоит отметить, что дискусси€ о расположении автовокзалов проходила в большинстве российских мегаполисов, но только в „ел€бинске она привела к такой запутанной ситуации. ѕермь,  азань, ≈катеринбург,  расно€рск, ”фа – все пережили эту «детскую болезнь», и везде выбор был сделан в пользу сохранени€ автовокзала в центре города, дава€ возможность дл€ его спокойного уверенного роста не только как транспортного узла, но и центра экономической, социальной и культурной жизни, драйвера развити€ городской среды.