В четверг, 21 июня, в Центральном районном суде Челябинска с неожиданностей началось рассмотрение уголовного дела в отношении бывшего старшего следователя по особо важным делам следственного управления СК региона Александра Козлова, которого обвиняют в получении взятки в три миллиона рублей через адвокатов фигуранта. Судья Елизавета Котлярова приняла решение провести заседание в закрытом режиме — без журналистов и близких Козлова.
Поддержать содержащегося в СИЗО Александра Козлова в суд пришли родители, сестра и полдюжины друзей. Подсудимый, которого завёл конвой, встретил их улыбкой. Пока не началось заседание, Козлов шутил с друзьями по поводу своей короткой «летней» причёски, а сестра передавала приветы от всех, кто не смог прийти.
Бывший следователь категорически отрицает причастность ко взятке и намерен до последнего доказывать свою невиновность. Его отец Константин Козлов допущен к процессу в качестве общественного защитника и будет активно участвовать в судебных заседаниях. К слову, оба родителя Александра Козлова много лет отработали в полиции (ранее милиции) Миасса, они юридически грамотны и говорят о многочисленных нарушениях в деле.
Процесс начался не с оглашения обвинительного заключения, как это обычно бывает, а с ходатайства адвокатов Козлова об ознакомлении с вещественными доказательствами — записями разговоров, детализациями и прочим.
— По окончании следствия мы только начали знакомиться с материалами дела, которое в восьми томах, как через два дня следователь вышел в суд для ограничения нас в сроках, — объяснила позже адвокат Ольга Бережная. — Суд предоставил нам всего пять рабочих дней. Каждый день в условиях следственного изолятора у нас получалось работать не более четырёх часов. С вещественными доказательствами мы просто не успели ознакомиться, например, на изучение одной детализации звонков там может уйти пять дней.
Гособвинитель Алёна Байдина неожиданно заявила, что ознакомление с вещдоками должно проходить в закрытом судебном заседании. Адвокаты Козлова ответили, что обычно эта процедура проходит вообще в перерыве, поскольку защитникам необходимо плотно взаимодействовать с подсудимым при анализе материалов, проработке акцентов. Сам Козлов поддержал своих адвокатов.
— А если в заседании, то открытом или закрытом? — уточнила судья.
На это Козлов процитировал из Уголовно-процессуального кодекса перечень причин, по которым могут закрыть судебное заседание. Это гостайна, сексуальные посягательства и преступления, касающиеся детей. Ничего из перечисленного в деле Козлова нет.
Судья удалилась в совещательную комнату на полтора часа, после чего огласила решение: провести ознакомление с вещественными доказательствами в закрытом судебном заседании. Оснований для этого Елизавета Котлярова не озвучила. После оглашения постановления судья попросила всех слушателей покинуть зал заседаний.
Мама подсудимого Екатерина Козлова рассказала, что эта же судья закрыла судебное заседание по избранию меры пресечения, которое должно проходить в открытом режиме.
— То заседание длилось семь часов с постоянными перерывами. Судья огласила решение только к десяти часам вечера, — описала Екатерина Козлова. — Нам объявили, что заседание будет проходить в закрытом режиме, так как закончилось рабочее время суда. Но такого основания в Уголовно-процессуальном кодексе нет.
На том заседании Александру Козлову продлили меру пресечения до октября. Произошло это неожиданно для всех, потому что месяцем ранее его отпустили под домашний арест, поскольку расследование было окончено, и он даже при желании никак не мог на него повлиять. Но областной суд отменил это решение, поскольку его вынесла судья, которая на следующем заседании взяла самоотвод — она была замужем за одним из следователей, работавшим по уголовному делу Козлова. Повторное рассмотрение вопроса о том, где будет находиться подсудимый до приговора, вылилось в то самое семичасовое заседание и новое заключение под стражу. Таким образом Александр Козлов уже год находится в следственном изоляторе. Причём, по словам родных, всё это время его держат в одиночной камере.
— До самого Нового года нам не разрешали передать ему ни телевизор, ни книги, принимали только продукты, — рассказала мать обвиняемого. — Саша говорил, что раз в две недели приносили книги из их библиотеки. Он каждую читал по три-четыре раза, просто чтобы не сойти с ума.
В деле Козлова обвинение построено на показаниях адвокатов Елены Пешковой и Аллы Брагиной, дело которых по непонятным причинам выделили в отдельное производство, и его сейчас рассматривает другой судья. Именно этих защитников задержали при получении трёх миллионов рублей. Брагина сразу заявила, что деньги предназначались для сотрудника ФСБ, а Пешкова сказала — для Козлова за «нужные» решения по делу «Ростелекома», которое он тогда расследовал. 10 июля прошлого года следователя по особо важным делам задержали.
Дело в отношении бывшего замдиректора челябинского филиала ПАО «Ростелеком» Василия Прокопенко возбудили в августе 2016 года. Вместе с ним арестовали и директора коммерческой организации, которому следствие вменило посредничество в преступлении. Расследованием нашумевшего дела занимался следователь Козлов. 11 апреля топ-менеджера телекоммуникационной компании приговорили к пяти годам колонии строгого режима.
Пешковой и Брагиной предъявлено обвинение в посредничестве при передаче взятки. Обе признали вину. Им грозит не только штраф до 240 миллионов рублей (восьмидесятикратный размер от суммы взятки) и срок в колонии до 12 лет, но и лишение адвокатского статуса.
Если вам стало известно о каком-либо преступлении, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7-93-23-0000-74. Телефон службы новостей 7-0000-74. У нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем главные новости Челябинска и региона. Хотите первым читать наши материалы? Подписывайтесь: https://t-do.ru/news_74ru