В апреле прошлого года Дмитрий сдал свою двухкомнатную квартиру на Тополиной аллее. Арендатор, как полагается, заплатил за первые два месяца проживания, исправно скидывал показания счетчиков и выходил на связь. Но летом исчез, деньги не перечислял, телефон отключил, навестить его тоже не вышло — кто-то сменил замки. В итоге выяснилось, что квартира в Центральном районе теперь принадлежит не Дмитрию, а женщине, которая купила недвижимость у «собственника». В полиции мужчине сказали, что таких обманутых несколько. Разбираемся с экспертами, как всё это могло произойти и можно ли застраховаться от подобных махинаций.
Дмитрий подчеркнул, что в момент сделки его даже не было в Челябинской области.
— Я в последнее время живу и работаю в Тюмени, а раз здесь квартира стоит пустая, попросил родителей найти арендатора, — объяснил он. — Мать сдала квартиру молодому человеку. Каких-то подозрений тогда он не вызвал, общался нормально, сказал, что работает недалеко, на стройке в «Легионе» (строительная компания. — Прим. ред.), ему отсюда близко добираться, договор подписал, паспорт свой показал.
Дмитрий приобрел жилье в 2012 году, еще на этапе строительства дома, получил ключи в 2013-м, тогда же оформил все необходимые документы. Какое-то время жил в этой квартире, а в начале 2020-го из-за работы переехал в другой регион. Весной попросил родителей сдать «двушку» и в августе понял, что лишился ее.
— Мы оставляли записки в двери, чтобы понять, кто сейчас в квартире, просили выйти на связь, — рассказал молодой человек. — В итоге перезвонила женщина и заявила, что теперь она владеет квартирой. Купила ее за 2,4 миллиона, ее не смутило, что это ниже рыночной стоимости, сделку оформляла с продавцом в МФЦ, их сопровождал риелтор. Я даже представить себе такое не мог, думал, только в кино так бывает.
Мы позвонили нынешней владелице жилплощади, но та отказалась общаться. Оформить сделку ей и продавцу помогало агентство недвижимости «Дан-Инвест», но там подвоха не заметили, сообщили в организации.
— Нашим клиентом был сам мошенник, — вспомнила замдиректора «Дан-Инвест» Алёна Смирнова. — Но он подозрений не вызвал: у него паспорт был на руках, он его подделал, как выяснилось позже. Но ни мы, ни Росреестр этого не заметили, потому что он был сделан хорошо, к тому же имелись все документы на квартиру. Мы проверили: паспорт не был потерян, не аннулирован, не порван, серия и номер совпали. Мы сейчас сами работаем со следствием, в наших интересах, чтобы в полиции разобрались, как были совершены махинации. У нас даже опыта нет, как действовать в таких ситуациях, мы не знали, что такое может быть. После этого случая обучение специально проходили, как по внешнему виду паспорта распознать, настоящий он или нет. Мы больше не хотим надеяться на регистраторов Росреестра.
А вот как ситуацию объяснили в самом Росреестре.
Когда Дмитрий обратился в полицию, выяснилось, что подобных случаев в Челябинске уже несколько. В МВД рассказали: аферист снимал квартиры, подделывал паспорта собственников (при этом вклеивал в документы свои фотографии) и продавал под видом владельца ничего не подозревающим людям. Пока снимал квартиру, водил в нее потенциальных покупателей. Выбирал тех, кто готов внести всю сумму сразу, иначе при оформлении ипотечного займа в банке обман мог вскрыться.
— Ведется расследование уголовного дела, — сообщила пресс-секретарь городского управления МВД Любовь Гайнуллина. — В данный момент проводится комплекс следственных мероприятий, направленных на установление подозреваемого и привлечение виновных к ответственности. Кроме того, в отделе полиции «Центральный» одновременно расследуются несколько схожих преступлений.
Но сам Дмитрий считает, силовики намеренно затягивают сроки: с лета прошлого года ни разу не вызвали его для опроса, не провели ни одной экспертизы.
— Расследование отличается халатной неэффективностью, грубейшим нарушением разумных сроков, несвоевременным проведением следственных действий, — утверждает лишившийся квартиры челябинец.
На бездействие полиции он пожаловался в надзорное ведомство.
— В отделе полиции «Центральный» УМВД России по Челябинску в настоящее время расследуется уголовное дело, возбужденное в августе 2020 года по части 4 статьи 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере), — рассказали 74.RU в прокуратуре Челябинской области. — По результатам расследования уголовного дела следователем дважды выносились незаконные постановления о приостановлении предварительного следствия, которые отменялись, принимались меры прокурорского реагирования.
Юристы же, которым приходилось сталкиваться с подобными махинациями, сказали, что схема довольно распространенная: поддельный паспорт в даркнете (скрытая анонимная сеть, предоставляющая передачу данных в зашифрованном виде. — Прим. ред.) стоит 150 тысяч рублей. А те, кто оформляет сделки, часто не в состоянии отличить оригинал от фальшивки.
— В МФЦ сидит девочка, она получила высшее образование, но часто не юридическое, а какое-то другое, она не слушала курс криминалистики, — рассуждает адвокат по сделкам с недвижимостью Анатолий Малышев. — Она не знает правила нанесения реквизита на страницах паспорта, не знает, какие шрифты должны быть. Когда лицо предоставляло документы, оно указало номер телефона, а в МФЦ есть свои базы с телефонами. Если бы специалист задал вопрос, какой у него телефон, и если он поменялся, ничто не мешало позвонить по тому номеру, который изначально указан в их базе. Стоило поинтересоваться, действительно ли владелец продает квартиру. Сотрудника должно было насторожить, что номер оформлен недавно, что он неактивный, на нем нет соцсетей. В банках установлены инфракрасные датчики, чтобы проверять паспорта на действительность. В МФЦ нет возможности такие поставить в каждом окне, но несколько на весь зал поставить можно, они стоят 5–6 тысяч рублей.
Сейчас суд в рамках гражданского процесса разбирается, признавать договор купли-продажи действительным или нет. От этого зависит, вернут жилье бывшему владельцу или оставят в собственности новой хозяйки.
— По признанию договора недействительным бывали случаи такие в практике, когда возвращали квартиры, — прокомментировал юрист Павел Брусков. — В суде назначается почерковедческая экспертиза, чтобы узнать, кто подписал договор — сам собственник или другое лицо. Собственник сдает образцы подписи — ставит много подписей, штук сорок-пятьдесят. Эксперт их сканирует и делает вывод. На основе этой экспертизы выносится решение в суде, этого достаточно, чтобы аннулировать запись в Росреестре.
Застраховаться от недобросовестных арендаторов при сдаче жилья не так-то просто, считают юристы. Перед тем как пускать к себе, не помешает навести справки о потенциальном квартиросъемщике.
— Арендодатели должны были проверить телефон, когда он создан, давно или нет, проверить соцсети человека, убедиться, что они не фейковые, — предложил адвокат Малышев. — Их, конечно, можно быстро насоздавать, но так, чтобы кто-то заморачивался, покупал профиль, который ведется 5 лет, и начинал подменять контент, такое редко встречается. Если страница недавно создана, то это повод насторожиться. Да и лучше требовать нотариально заверенные документы, так вероятность мошенничества гораздо ниже.
В феврале этого года суд отправил в СИЗО полицейского, обвиняемого в крышевании черных риелторов.
Мошенничества с квартирами в Челябинске происходят регулярно: о том, как могут действовать преступники, читайте в нашем материале.
Нарваться на аферистов можно и тем, кто сам снимает квартиру. Сомнительные схемы подробно описаны в нашем обзоре.