Бывшему руководителю авиапредприятия Андрею Осипову вменяют махинации со страховыми выплатами по ДТП. В среду, 13 октября, в Центральном районном суде начался допрос свидетелей обвинения. Эта часть заседания прошла в закрытом режиме. Экс-директор аэропорта и его адвокат впервые с начала расследования озвучили 74.RU свое отношение к уголовному делу.
— Позиция в этом процессе абсолютно ясная, четкая. То, что вменяется Андрею Борисовичу, лишено какого-либо фактического и правового основания, — сказала адвокат Осипова Анна Тарасова. — Указывается, что страховая компания была введена в заблуждение относительно обстоятельств получения повреждения автомобилем. А фактически, исходя из всех материалов, даже собранных обвинением, [это не так].
Поводом для разбирательств стали события декабря 2019 года — служебный Hyundai Equus авиапредприятия въехал в дорожный знак и оказался изрядно помят. Андрея Осипова обвиняют в том, что он управлял автомобилем, скрылся с места аварии, а затем инициировал фальсификацию документов о ДТП, в результате чего дорожно-транспортное происшествие задним числом оформили на водителя аэропорта и получили страховую выплату. Но защита настаивает, что у страховой компании с самого начала была полная информация об аварии.
— Аварийный комиссар говорит о том, что когда он прибыл на место, ему сообщили, что фактически ДТП произошло 21 декабря под управлением Осипова Андрея Борисовича. Он составил схему там, где находился автомобиль в момент его прибытия, указал в этой схеме, что фактически ДТП произошло в другое время, в другом месте, под управлением другого водителя. После этого составил рапорт о том, что 23 декабря у него был вызов по обстоятельствам ДТП, которое произошло 21 декабря, — объяснила Анна Тарасова. — Соответственно, вся эта информация была направлена им [аварийным комиссаром] на сервер страховой компании. Страховая компания в полном объеме имела возможность ознакомиться с документами, оценить их, сделать вывод о наличии или об отсутствии оснований для производства выплаты. Но по каким-то причинам все это не было сделано.
Само оформление ДТП спустя несколько дней защитник Андрея Осипова называет нормальным и законным.
— Изначальный посыл обвинения о том, что если водитель при наезде на препятствие без участия второго участника ДТП, без наличия пострадавших уезжает с места ДТП, а потом обращается в страховую компанию, то автоматически [при таких условиях] должен произойти отказ в страховой выплате, это абсолютно неверно. То есть сейчас из текста обвинительного заключения уже видно, что с нашей позицией обвинение согласилось, но они считают, что каким-то образом были нарушены законодательство, договор, который был заключен. Хотя напрямую в договоре было указано по поводу того, что имеется упрощенный порядок получения выплаты при тех обстоятельствах, которые реально были 21 декабря 2019 года. Там вопрос только о размере страховой выплаты, — подчеркнула адвокат экс-директора аэропорта. — То есть из всего этого очевидно, что тогда, когда Андрей Борисович дает указание своим подчиненным обратиться в страховую компанию и оформить ДТП, это совершенно законное указание. Никаких указаний о том, чтобы что-то инсценировать, получать мошенническим способом завышенную сумму страховой выплаты, речи не шло.
«Мы считаем, что в данном случае это просто вопрос о некой личной неприязни»
— Это стопроцентный наговор, — поддержал адвоката сам Андрей Осипов. — Личная мотивация сотрудника ФСБ, прикрепленного [к аэропорту, оговорить меня]. Все это легко доказывается. У человека была зарплата в 170 тысяч, стала — 12.
Претензии к Андрею Осипову со стороны силовиков возникли по прошествии более чем года после аварии — весной 2021-го. 3 марта руководителя задержали и доставили в управление ФСБ.
— Если бы кто-то усматривал в этой ситуации в принципе какие-то мошеннические действия, то, наверное, реакция происходила бы в декабре 2019-го. Все располагали полной информацией, — отметила Анна Тарасова.
— У них же, кстати, все телефонные переговоры есть в материалах дела, — добавил Андрей Осипов. — Меня записывали, прослушивали с 1 октября 2019 года.
— Основание — то, что вы можете располагать информацией о лицах, которые могут совершить преступление, — напомнила ему адвокат.
— И в этих разговорах я начальника службы конкретно спрашиваю: «Почему вы противотуманную фару меняете? Она целая». Он: «Да, решили поменять». То есть в телефонных переговорах видно, что он сам принимает решения, сам это все оформляет и решает, как ему поступать, — привел пример подсудимый, подчеркнув, что на подчиненных не оказывал давления. — У него задача была — идти в страховую компанию и с ней отработать. А теперь говорят, что кого-то заставили, угрожали уволить.
Андрей Осипов настаивает, что никакой личной выгоды от оформления страховки у него не было.
— Если мошенничество есть, надо же деньги получить как минимум. Должен же быть какой-то интерес — получить деньги, какую-то выплату. Но факт установлен, что я копейки не получил, — подчеркнул экс-директор аэропорта.
— Установлено, что деньги страховая компания выплатила ремонтной организации, а ремонтная организация произвела ремонт автомобиля, — уточнила Анна Тарасова. — Автомобиль принадлежит челябинскому авиапредприятию. Какой интерес у Осипова такую сложную схему создавать для того, чтобы отремонтировать служебный автомобиль? Запредельная история. Причем он сам принимает решения, исходя из его должностных функций, о применении взыскания с сотрудников челябинского авиапредприятия. Соответственно, кого, кроме себя, он мог опасаться, что к нему какая-то ответственность — материальная или дисциплинарная — [будет применена].
На время расследования уголовного дела и судебного разбирательства Андрей Осипов находился под домашним арестом. При этом несколько раз запрашивал разрешение на встречу с врачом.
— Я не один раз запрашивал, есть потребность в лечении, — подтвердил это Андрей Осипов. — Суд изначально определил, что можно обращаться за медицинской помощью. Таких [серьезных] проблем у меня нет, в основном стоматология. Было длительное лечение, имплантация и так далее.
Всё об этом уголовном деле — в материалах 74.RU.
В августе место гендиректора челябинского аэропорта занял Виталий Кашин, ранее руководивший аэропортом Кемерово. С губернатором новый топ-менеджер обсуждал увеличение пассажиропотока до трех миллионов человек в год — сейчас этот показатель составляет 2,5 миллиона.