Гособвинение запросило реальные сроки в колонии общего режима для бывшего следователя отдела СК по Металлургическому району Дениса Гуламова и ещё троих подсудимых, обвиняемых в фабрикации уголовного дела на челябинского предпринимателя Тюлегена Сапарова. Об этом 74.RU рассказала прокурор отдела гособвинителей прокуратуры Челябинской области Ольга Кузьмина.
Вместе с экс-сотрудником СК на скамье подсудимых оказались бывшая жена владельца рыбоперерабатывающего производства Тамара, его дочь Айжан Лисовая и зять Валентин, которые пытались таким образом заполучить его бизнес. В прениях, которые прошли в Металлургическом райсуде, сторона обвинения просила признать всех четверых виновными в полном объёме.
— У экс-следователя это фальсификация доказательств, соединённая с обвинением лица в совершении особо тяжких преступлений, незаконное задержание и заключение под стражу, а также хищение огнестрельного оружия — травматического пистолета, который он изъял в ходе следствия, — рассказала Ольга Кузьмина. — Родственники предпринимателя по плану Гуламова инсценировали похищение его бывшей супруги. Я просила назначить Гуламову восемь лет лишения свободы в колонии общего режима, лишить его специального звания старшего лейтенанта юстиции и запретить занимать должности в правоохранительных органах сроком на три года. Зятю потерпевшего просила назначить семь лет лишения свободы в колонии общего режима, дочери — шесть лет лишения свободы, бывшей жене — пять лет в колонии общего режима.
История произошла в апреле 2016 года. Тогда бывшая жена бизнесмена Тамара Сапарова заявила в правоохранительные органы о том, что супруг якобы похитил её, вывез на берег реки Миасс и под угрозой ножом требовал от неё забрать заявления из Следственного комитета, в которых женщина и её дочь Айжан Лисовая обвиняли его в двух разбоях и угрозе убийством.
С места преступления Тамара Сапарова вызвала такси и доехала на нём до отдела полиции. В смывах из машины таксиста и автомобиля Тюлегена Сапарова эксперты обнаружили следы крови женщины. Как доказывала в суде сторона обвинения, её в образцы подмешали следователь Денис Гуламов и помощник следователя Алексей Батищев, дело в отношении которого сейчас выделено в отдельное производство из-за его розыска. По данным следствия, Тамара Сапарова сдала кровь в клинике, расположенной в доме дочери, и отдала пробирку следователям. Также женщина причинила себе телесные повреждения — в травмпункте у неё зафиксировали синяки и ссадины на руках и лице.
— Фактически этого преступления Сапаров не совершал. Как установлено по итогам судебного следствия, сразу после посещения следственного отдела он со своей сожительницей поехал к себе домой. Это подтверждается записями с камер видеонаблюдения, которые зафиксировали, как машина Сапарова проезжала по городу. В момент, когда его дочь позвонила на 112 и заявила о похищении матери, Сапаров был дома, — уточнила Ольга Кузьмина. — На экспертизы и берег реки Миасс Сапарову возил её зять. Он был в курсе происходящего и, как установило следствие, первым связался со следователем, чтобы помочь семье решить проблему с разделом имущества. Дочь позвонила в 112 и потом с матерью вместе давала объяснения.
Провернуть всё следователю помогли два оперативника отдела МВД «Металлургический». В июне 2019 года их приговорили к трём годам в колонии общего режима за то, что они нашли лжесвидетеля, который заявил, что видел, как Сапаров похищал свою супругу.
Суд над Гуламовым и родными Сапарова длился больше года. Вину экс-следователь и родня бизнесмена отрицали. Во время следствия Денис Гуламов сначала заключил досудебное соглашение, но позже отказался от него. Тамара Сапарова во время следствия во всём созналась, её дочь и зять хранили молчание.
Липовому уголовному делу в отношении предпринимателя предшествовали развод и раздел имущества. Вместе с рыбоперерабатывающим бизнесом семье предстояло поделить два коттеджа, квартиру в центре Челябинска, BMW X5 и BMW X6. В марте 2016 года Тюлеген Сапаров переписал часть имущества на дочь и внука и договорился с супругой, что после продажи одного из коттеджей заберёт деньги за него себе. Дом оценили примерно в 10 миллионов рублей. После этого супруга заявила, что предприниматель якобы угрозами отобрал эти деньги.
Чета Сапаровых вела совместный рыбный бизнес, который, по оценкам предпринимателя, ежемесячно приносил им несколько десятков миллионов рублей, но реальные доходы жена от него скрывала. Семья занималась оптовой и розничной торговлей в специализированных магазинах с 2003 года. В Копейске у них был собственный цех по переработке рыбы. После развода Тюлеген Сапаров предложил поделить бизнес пополам. Тогда-то, по версии следствия, у его бывшей жены, дочери и зятя появилась идея отправить его за решётку.
Тюлегена Сапарова задержали и четыре месяца продержали под стражей, пока его адвокат не добился проверки в прокуратуре Челябинской области. Она вскрыла многочисленные нарушения закона при возбуждении и расследовании уголовного дела. Все уголовные дела в отношении предпринимателя прекратили по реабилитирующим основаниям.
Следователя Гуламова обвинили по части 2 статьи 299 Уголовного кодекса (привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности с обвинением в совершении тяжкого и особо тяжкого преступлений), части 3 статьи 303 (фальсификация доказательств и результатов оперативно-разыскной деятельности), части 1 статьи 301 (заведомо незаконное задержание) и части 1 статьи 226 (хищение огнестрельного оружия). Санкция самой тяжёлой статьи из этого перечня предусматривает лишение свободы до десяти лет.
Родных Сапарова обвиняют в заведомо ложном доносе. Кроме того, экс-жена бизнесмена и её дочь ответят за фальсификацию доказательств, а зять — за заведомо ложные показания.
Получение взятки бывшему следователю не вменяется, но в уголовном деле прослеживается его материальная заинтересованность. Согласно представленным в суд материалам, зять предпринимателя оплатил помощнику следователя Батищеву ремонт машины на 100 тысяч рублей.
В прениях сторона защиты просила подсудимых оправдать. Никто из них не признал себя виновным. Во время суда Денис Гуламов утверждал, что Сапаров действительно совершил все преступления, в которых тот обвинялся, и заявлял, что просто помогал семье предпринимателя. От последнего слова все четверо подсудимых отказались.
В ходе исследования материалов дела в суде всплыл ещё один эпизод фальсификации в отношении другого челябинца — мужчину, который делил ребёнка с супругой, также незаконно поместили под стражу на восемь месяцев.
Тюлеген Сапаров заявил в суде гражданские иски о взыскании компенсации причинённого морального вреда на 8 миллионов рублей. Гособвинитель просила удовлетворить их частично.
Сейчас Денис Гуламов остаётся под стражей. Зять потерпевшего Валентин Лисовой — под домашним арестом. Его супруга Айжан Лисовая и тёща Тамара Сапарова — под залогом в 800 тысяч рублей. На имущество подсудимых наложен арест. У Дениса Гуламова арестовали 120 тысяч рублей, у Айжан Лисовой обнаружили в банковской ячейке 8 миллионов рублей.
Знаете ещё не опубликованные в СМИ подробности этой истории? Ждём ваши сообщения, фото и видео на почту редакции, в нашу группу во «ВКонтакте», а также в WhatsApp, Viber или Telegram по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.