Культура Ольга Селезнева, хормейстер Камерного хора ЧГКО: «Мы не уступаем столицам»

Ольга Селезнева, хормейстер Камерного хора ЧГКО: «Мы не уступаем столицам»

Камерный хор челябинской филармонии, который давно стал одним из культурных брендов Южного Урала, в новом концертном сезоне отметит юбилей, ему исполнится 40 лет. Красивая история этого коллектива подробно представлена в недавно вышедшей книге Татьяны Синецкой «Дом по имени «Камерный хор». Поэтому мы с хормейстером Ольгой Селезневой говорили о сегодняшнем дне замечательного коллектива.

Москву удивить сложно

Насколько важным событием для вас стала книга Татьяны Синецкой?

– Очень знаковое событие для нас! Мы подарили эту книгу всем, кто когда-либо пел в Камерном хоре. Знаю, что книга эта есть в библиотеках города и области, в наших вузах. Если кто-то вдруг пожелает исследовать творчество коллектива, они всегда смогут обратиться к этой книге. Думаю, не каждый творческий коллектив может похвастать тем, что о нем написан такой подробный исследовательский труд. И за это наше большое спасибо Татьяне Михайловне Синецкой и филармонии.

– Весь новый концертный сезон пройдет под знаком юбилея?

– 40 лет мы будем отмечать 14 марта, а 5 апреля – день рождения создателя Камерного хора и художественного руководителя коллектива Валерия Васильевича Михальченко. В промежутке между этими датами мы, скорее всего, запланируем юбилейный концерт. Конечно же, этой дате будет посвящен ряд концертов в Челябинске и области. Также надеемся, что состоятся юбилейные гастроли хора. Возможно, удастся съездить за рубеж.

– В Китай, например?

– (Улыбается.) Делегация из Шанхая, побывавшая на нашем концерте, восторженно отозвалась о Камерном хоре. Если поступит такое приглашение, то мы будем рады выступить в Китае. У нас есть для таких гастролей очень интересные программы. Когда мы были на гастролях во Франции, то там просто на ура шла русская духовная музыка, хоры из опер русских композиторов, народные песни.

– Будут ли гастроли по России?

– Есть огромное желание съездить в Москву, совершить юбилейный тур по городам центральной России. Мы были на гастролях по этим городам с программой произведений русских композиторов, и принимали Камерный хор просто великолепно. А в Москве исполняли «Симфонию псалмов» Игоря Стравинского с дирижером Вахтангом Кахидзе и оркестром Юрия Башмета. Сегодня также есть прекрасный повод для новых гастролей – хотелось бы сделать презентацию нашего диска «Литургия святого Иоанна Златоуста» Константина Варгина. Насколько мне известно, это произведение сегодня никто не исполняет. Валерий Васильевич увидел «Литургию святого Иоанна Златоуста» у одного из челябинских священников, сам набрал ноты. И Камерный хор стал первым коллективом, который исполнил эту замечательную духовную музыку. А теперь мы выпустили диск. Москву сложно удивить тем, что там уже исполнялось. А такое произведение будет интересно и искушенному столичному слушателю. Думаю, получилась бы серьезная премьера в столице. Но это пока только планы.

Вершина хорового искусства

– Насколько я знаю, вы очень долго работали над записью «Литургии святого Иоанна Златоуста».

– Да, начали записывать произведение еще в 2006 году. Что-то тогда Валерию Васильевичу Михальченко не понравилось, и работа на время прекратилась. Возобновили мы ее только в 2012 году. И 3 октября состоится презентация диска в Челябинске.

– Насколько сложен процесс записи для хора?

– Это очень длительный и кропотливый процесс. Стараемся в самом начале записать один большой кусок произведения, сделать несколько дублей. Затем запись прослушиваем, перезаписываем какие-то отдельные моменты, либо весь этот большой кусок. И так далее. Но самое сложное – монтаж, когда нужно сложить воедино все хорошо записанные куски и моменты. При монтаже «Литургии святого Иоанна Златоуста» присутствовал Валерий Васильевич, хотя чувствовал себя не очень хорошо. Но он очень трепетно относится к этому произведению. Диск с записью литургии Константина Варгина Валерий Васильевич посвятил своему другу, композитору Юлию Гальперину.

– Поклонники Камерного хора знают, что Валерий Васильевич болен, и желают ему выздоровления. Однако чувствуется, что внимание этого замечательного музыканта к своему коллективу ничуть не ослабевает все это время?

– Да, за что я ему очень и очень благодарна. Мы постоянно созваниваемся с Валерием Васильевичем. Но по телефону всего не обговоришь, поэтому еду к нему, и уже подробно все обсуждаем. Всех нас радует, что он стремится быть в курсе событий, репетиций, что, как всегда, обуреваем идеями. Недавно, например, хор получил новые костюмы – это тоже идея Валерия Васильевича. Он хотел немного отойти от академичности, нужны нам были более яркие и фантазийные в плане дизайна костюмы, потому что помимо классических произведений и духовной музыки, которая требует академичности во всем, мы сегодня исполняем много программ популярной и современной музыки.

– По словам Татьяны Синецкой, Валерий Васильевич давно искал преемника, последователя. Людей с той же группой крови он увидел в вас и в Александре Матушкине. Как состоялся ваш приход в Камерный хор?

– Я окончила академию культуры, и через год меня пригласили в ЧГАКИ преподавать. А Валерий Васильевич уже работал на хоровом классе. Спустя год я стала хормейстером хорового класса, и мы год с Валерием Васильевичем работали вместе. В 2001 году он предложил мне стать хормейстером Камерного хора. Я, конечно же, испугалась. Ужасно испугалась! Потому что Валерий Михальченко для меня всегда был недосягаемой вершиной! На концертах Камерного хора я не уставала поражаться тому, как Валерий Васильевич выделяется на звуковом фоне хора. Я глаз не могла оторвать от его рук – таких гениальных, таких говорящих, таких понятных артистам хора, невероятно выразительных и красивых. Валерий Васильевич, несомненно, одна из вершин российского хорового искусства. Конечно же, мне было приятно, что сам Михальченко приглашает меня работать хормейстером в созданном им коллективе. Но я сильно трусила – как проявлю себя, смогу ли соответствовать?! Это было трудное решение.

– Сложно сегодня удержать коллектив на том высочайшем уровне, на который поднял Камерный хор Валерий Михальченко?

– Невероятно сложно. Хотя работают в хоре замечательные профессионалы, это коллектив с определенными традициями. Всегда ответственно и сложно работать с такими талантами, как Валерий Михальченко. Тяжело соответствовать его уровню и держать высоту, заданную им. Но мы с Александром Матушкиным стараемся.

– Коллектив хорошо вас принял?

– Я к тому времени уже многих знала из Камерного хора. И меня знали, потому что я пела в Свято-Троицком храме и некоторые артисты Камерного хора тоже там работали. Кроме того, я преподавала в воскресной школе Свято-Симеоновского храма, где также работали артисты хора, поэтому я вошла в коллектив достаточно мягко.

– Как скоро Валерий Васильевич доверил вам самостоятельно подготовить концертную программу?

– Не сразу. В основном я работала с хором над теми произведениями, которые уже были в программе коллектива. Моя задача была также разучивать новые произведения, а затем Валерий Васильевич шлифовал разученную программу, доводил ее до концертной готовности. Но он поручал мне самостоятельно готовить программы, которые выносились на детскую аудиторию, – мы всегда много выступали в школах, в вузах. Этими концертами дирижировала я. Объем таких программ был большой, и эта работа, конечно же, была очень важна для моего профессионального роста. А первой моей премьерой на большой сцене стал триптих для смешанного хора «Пушкин» Валерия Калистратова и несколько частей из хоровой симфонии «Перезвоны» Валерия Гаврилина. Валерий Васильевич Михальченко, правда, заходил ко мне на репетиции, давал советы, но в трактовку уже не вмешивался.

События и планы

– Прошедший сезон у Камерного хора был очень насыщен событиями – поездками с концертами по Южному Уралу, премьерами...

– Да. Большим событием для коллектива стала новая программа «Американский спиричуэлс». Она была с огромным интересом встречена слушателями, и мы ее трижды спели в сезоне. На всех концертах был аншлаг. Премьерной стала также программа произведений Модеста Мусоргского, которую подготовил с коллективом хормейстер Александр Матушкин. А начало прошедшего сезона связано с фестивалем «Дни высокой музыки на Южном Урале». В программу этого фестиваля был включен наш концерт с народным артистом России Александром Филиппенко. Мы исполнили «Поэму памяти Сергея Есенина» Георгия Свиридова.

– Которая также очень любима слушателем, и эта программа у вас тоже есть в записи?

– Да, выпущен диск: музыкальная поэма Георгия Свиридова и стихотворениями Сергея Есенина, которые читает Александр Филиппенко.

– Сколько всего вышло дисков Камерного хора?

– Диск духовной музыки, альбом с двумя мессами – Messa brevis Видмантаса Бартулиса и Креольской мессой Ариэля Рамиреса, затем диск Георгия Свиридова «Поэма памяти Сергея Есенина» с Александром Филиппенко, и вот теперь мы записали «Литургию святого Иоанна Златоуста» Константина Варгина.

– Как-то мы говорили с Валерием Васильевичем о великой важности солистов для любого хора.

– У нас сегодня прекрасные солисты – заслуженный артист РФ Николай Волков, который солирует в свиридовской программе, Наталья Пугачева, Юрий Никитин, заслуженная артистка РФ Людмила Гаранина. Конечно, солисты – лицо коллектива, его украшение. Они давно работают в Камерном хоре и любимы слушателями. Но сегодня подрастают и молодые солисты из числа артистов хора. Например, обладательница красивого сопрано Надежда Слепнева, которая в прошлом году окончила вокальное отделение Челябинского института музыки. Мы стараемся выводить ее с сольными номерами, весной Надежда Слепнева солировала в программе «Нам дороги эти позабыть нельзя», посвященной Дню Победы. А также исполнила соло в кантате Баха. Это произведение Камерный хор и органист Владимир Хомяков исполняли на фестивале в честь Иоганна Себастьяна Баха. Дирижировал Александр Матушкин. Надежда Слепнева отличается тем, что глубоко проживает музыку, поэтому ее исполнение наполнено богатыми эмоциями.

– Сохраняется в Камерном хоре кадровая проблема?

– Желание у выпускников хоровых отделений работать в нашем коллективе огромное. Хорошие ребята приходят прослушиваться. Но проблема номер один сегодня – уровень зарплаты. Оклад артиста хора, если не учитывать гранта, – около 5000 рублей, поэтому наши артисты вынуждены подрабатывать – в храмах, музыкальных школах...

– В советское время хоровому искусству уделялось достаточно много внимания, были фестивали, гастроли... Сейчас такие поездки – большой и редкостный праздник для коллектива?

– Действительно, в хоровом движении в последние годы мы наблюдали настоящий застой. Но в феврале 2013 года возродилось Российское хоровое общество, председателем которого стал Валерий Гергиев. Не так давно министр культуры Челябинской области Алексей Бетехтин собирал руководителей хоровых коллективов, директоров музыкальных школ, педагогов и был избран председатель хорового общества Челябинской области. Им стал Леонид Иванович Еремин. Сейчас идет речь о возрождении детского хорового образования. В общеобразовательных школах также будет возрождаться хоровое движение, много внимания будет уделено самодеятельным хоровым коллективам. Но как это скажется на развитии профессиональных коллективов – пока не знаю.

– Вообще-то хоровое искусство в Челябинске и области неплохо развито, могли бы фестивали свои проводить?

– Безусловно. Я в Челябинской области живу с 1993 года и таких фестивалей не помню. Но они вполне возможны, потому что много у нас хороших коллективов, прекрасных преподавателей, есть традиции. Когда-то Камерный хор активно участвовал во всероссийских фестивалях, что способствовало и профессиональному росту наших артистов. В 2011 году мы побывали на фестивале в Перми, дали там два концерта. И зритель очень хорошо принял программы нашего хора, любовь к хоровому искусству в России жива. Очень надеюсь, что фестивальное движение в стране возродится. По крайней мере об этом говорил Валерий Гергиев. Кроме того, речь шла об активизации гастролей. Правда, финансовая сторона таких поездок всегда остается под вопросом, а ведь это самое важное.

– Россия сегодня бледно выглядит на фоне тех стран, где хоровому искусству уделяется огромное внимание?

– Считаю, что в России уровень хорового искусства очень высок, мы не уступаем зарубежным хоровым коллективам ни в чем, кроме финансовой поддержки. Этим и обусловлено малое количество гастролей, невозможность участия в международных фестивалях. Столичные коллективы, конечно же, обеспечены лучше провинциальных, хотя так называемые провинциальные хоры не уступают по профессионализму столичным.

– И потому создается впечатление, что Россия бедна хоровыми коллективами?

– Скорее всего, так. Надеюсь, что все это переменится в скором времени.

– Чем откроете новый концертный сезон?

– Первый концерт Камерного хора в этом сезоне состоится 13 сентября. Он посвящен юбилею Джорджа Гершвина, мы будем исполнять номера из симфонической картины «Порги и Бесс». Сейчас мы с Владимиром Ошеровым готовим новую программу «Оперетта», в которой задействованы не только солисты хора, но и солисты филармонии. В октябре, как я уже говорила, состоится презентация диска «Литургия святого Иоанна Златоуста», в ноябре Камерный хор будет принимать участие в фестивале «Дни народной музыки», наша программа состоит из песен славянских народов. Также приглашаем слушателей на концерты из произведений Джузеппе Верди (в октябре) и Джакомо Пуччини (в декабре). Эти программы будут обновлены. А после нового года состоится премьера программы «Оперетта».

Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА и из архивов челябинской филармонии
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления