20 мая в Челябинске откроется фестиваль «Дни Австрии на Южном Урале». Всего три концерта – в Челябинске, Сатке и Миассе – обещают слушателям обилие эмоций и открытий. Австрийские музыканты раскроют южноуральцам секреты Штрауса и Моцарта, произведения которых буквально пропитаны национальным фольклором.
Музыкальные корни
«Фестиваль станет продолжением давнего совместного проекта Челябинской филармонии и австрийского продюсера Вольфганга Казича, – рассказал один из инициаторов проекта, заслуженный артист России Адик Абдурахманов. – Уже три концертных сезона подряд австрийские музыканты приезжают на Южный Урал, как правило, это происходит весной. А оркестр "Классика" отправляется на гастроли в Австрию осенью. Кстати, в этом году у нас будет обмен еще и детскими оркестрами. Наш оркестр "Молодая классика" выступит в Австрии, а в Челябинск приедет детский оркестр из Штирии».
В этом году гостями фестиваля в Челябинске станут известная австрийская пианистка Мартина Падингер и еще один уникальный фольклорный оркестр из Австрии, который одинаково виртуозно исполняет фольклорную музыку и шедевры Штрауса.
«С Мартиной Падингер мы уже не раз выступали на австрийской сцене, – говорит Адик Абдурахманов. – Прекрасная пианистка, работать с которой интересно и легко, она не только талантлива, но и педантична во всем. Здесь мы с Мартиной будем исполнять Двадцать седьмой концерт Моцарта. А с уникальным фольклорным оркестром – музыку Штрауса».
В народном оркестре из Айсбаха – семь музыкантов с очень колоритной внешностью. Семь мужчин – Хаймо Хан, Гюнтер Хиден, Маркус Яанчер, Франц Книпайс, Гельмут Ниг, Эвальд Шахерль и Зигфрид Шали – очень эмоционально исполняют на духовых инструментах фольклорную музыку своей страны, любимые в Австрии марши, польки, а также хиты Штрауса.
«Мы с ними как раз будем играть известные и любимые многими произведения Штрауса, – уточняет Адик Абдурахманов. – Уверен, это вновь произведет огромное впечатление на наших слушателей. В прошлом году Вольфганг Казич, который стремится знакомить нас не только с австрийской классикой, но и с народной музыкой своей страны, привозил к нам другой великолепный фольклорный ансамбль. Музыканты так эмоционально играли, с такой любовью, что зал был просто в восторге. Мы хорошо знаем европейскую классическую музыку, но корни ее начинаешь понимать только тогда, когда знакомишься с фольклором той страны, где родился тот или иной композитор. Потому что многие музыкальные темы в произведениях композиторов произрастают из народных мелодий.
Я не устаю рассказывать историю, которая произошла с одним из моих учеников, когда он поступал в музыкальный вуз в Швейцарии: когда он сыграл Баха, экзаменационная комиссия единодушно высказалась: "очень хорошо"; сыграл Гайдна – "очень хорошо". Но когда он начал играть Чайковского, все стали говорить: "Ну это просто гениально!" Почему? Да потому, что так чувствовать музыку Чайковского может только россиянин, выросший на родном фольклоре. Все корни классической музыки – в национальной музыке, поэтому так важно услышать музыку австрийских композиторов в исполнении австрийских музыкантов. И Казич прав, стремясь знакомить нас с народной австрийской музыкой».
Трилогия завершилась «Классикой»
20 мая, перед началом фестивального концерта в Челябинске, состоится еще одно событие – презентация книги о камерном оркестре «Классика».
«Это заключительная книга трилогии об истории Челябинской филармонии, – говорит музыкальный критик, автор книги Татьяна Синецкая. – Первая часть трилогии стала обобщением концертной жизни Челябинска и области за 70 лет, она называлась "Филармония: люди и время", вторая книга была посвящена камерному хору и его руководителю Валерию Михальченко. И вот третья – о камерном оркестре "Классика", коллективе, который рос на моих глазах. Сегодня "Классика" – олицетворение лучшего, что есть в музыкальных традициях нашего края. И в определенной степени это коллектив, который может позволить себе эталонное исполнение музыки».
О таланте и работоспособности художественного руководителя этого коллектива Адика Абдурахманова и его музыкантов в Челябинске уже ходят легенды. Сегодня в репертуаре оркестра более 600 произведений классической музыки разных стилей и жанров. Много лестных слов в адрес «Классики» и ее дирижера сказано ведущими музыкантами России и мира. Их высказывания вошли в книгу. В ней также много живых разговоров автора с музыкантами оркестра и с Адиком Абдурахмановым.
«Мне показалось правильным сделать творческий мини-портрет каждого музыканта, – подчеркнула Татьяна Синецкая. – В результате книга получилась многоголосной, я сохранила манеру каждого из рассказчиков. Поэтому текст можно тоже назвать своего рода симфоническим оркестром. Для меня же было открытием, что путь многих оркестрантов в музыку не был прямым, в нем обилие зигзагов, препятствий, внутренних сомнений. Но все музыканты оркестра, несмотря ни на что, осознанно пришли в профессию. И сегодня Адик Аскарович не дает им заскучать, они об этом говорят постоянно: что он все время придумывает новое, что все время тащит за собой, что в коллективе всегда прекрасная атмосфера... Все это важно для роста, для самосовершенствования».
Большое внимание автор книги уделила анализу исполняемой «Классикой» музыки: «Естественно я делала акцент на музыку, о которой почти ничего нигде не написано, которая впервые прозвучала в исполнении "Классики". И, конечно же, уделено внимание всем крупным проектам оркестра, его уникальным концертам с известными музыкантами».
День презентации книги о камерном оркестре «Классика» выбран не случайно. Австрийские гости тоже стали героями этой истории и, естественно, скажут свое слово об оркестре и его дирижере.
20 мая книга будет в продаже, ее можно будет купить в антракте фестивального концерта «Дни Австрии на Южном Урале» в филармоническом зале имени Сергея Прокофьева. Начало концерта в 18:30. Билеты уже в продаже.
Фото: Фото Светланы Яковлевой и из архива Челябинской филармонии