RU74
Погода

Сейчас-3°C

Сейчас в Челябинске
Погода-3°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -10

0 м/c,

729мм 74%
Подробнее
0 Пробки
USD 103,27
EUR 108,56
Культура репортаж «Почему тушка-то расслабленная?». Что происходит в закулисье челябинского театра оперы и балета

«Почему тушка-то расслабленная?». Что происходит в закулисье челябинского театра оперы и балета

Мы узнали, как артисты и другие сотрудники готовятся к грандиозной премьере в честь юбилея

Подготовка к спектаклям начинается задолго до того, как их увидят зрители
Источник:

К юбилею там сейчас готовят постановку «Бал-маскарад». Мы сходили на репетицию спектакля, пообщались с сотрудниками цехов, в которых делают костюмы и декорации, а также посмотрели, что происходит в столовой и балетных залах. Все подробности из-за кулис — в репортаже 74.RU.

В конце сентября театр оперы и балета празднует 65 лет
Источник:

— Атмосфера здесь питерская! — восклицает наш фоторепортер Дарья Пона.

Мы — во внутреннем дворике челябинского оперного, попасть куда можно только через специальный пункт пропуска с турникетом. Обычно вход сюда для всех, кроме сотрудников, заказан, но перед днем рождения в театре согласились провести экскурсию по закулисью для журналистов 74.RU.

Это — внутренний дворик
Источник:

Нас встречает пресс-секретарь театра Анастасия Черкас. Мы порываемся сразу же отправиться на репетицию новой оперы «Бал-маскарад», но она предлагает другой план:

— Туда мы еще успеем — артисты будут на сцене до часу, давайте сначала пройдемся по цехам.

«Художник всё диктовал, а я себе галочки ставила»


И вот мы идем к двухэтажному зданию из красного кирпича, которое выходит на улицу Цвиллинга. Здесь расположены мастерские, где делают костюмы для постановок. Коридоры заставлены большими коробками с нарядами, оставшимися от старых спектаклей.

В коридорах подсобных помещений стоят ящики, в которых хранятся костюмы от старых спектаклей
Источник:

И первый цех, в который мы попадаем, — обувной. Здесь на полках стоят десятки колодок, строчат швейные машины, стучат молотки, лязгают ножницы — идет подготовка к «Балу-маскараду». Заведующая мастерской Светлана Ухова рассказывает, что к новой постановке они должны сделать почти 80 пар обуви.

В театре работает собственная обувная мастерская
Источник:

— У нас работа начинается за несколько месяцев до премьеры, — объясняет она. — Как только приказ подписан, все артисты утверждены, начинаем работать: смотрим эскизы, составляем заявки, подбираем кожу под цвет костюмов, потом отрисовываем модели, делаем выкройки, шьем, затягиваем и даем готовой обуви отстояться.

К каждой премьере здесь шьют десятки пар
Источник:

К каждому спектаклю в театре оперы и балета шьют новую коллекцию. Часто даже перед одной постановкой для ведущих артистов приходится делать несколько пар — под каждый костюм. На вопрос о том, нужно ли читать сюжет и знать героя, чтобы изготовить для него обувь, Светлана Ухова отвечает: это не так важно, главное — чтобы был эскиз.

Такой обуви в магазинах не найдешь
Источник:
По городу на такой жесткой подошве ходить неудобно, а вот для сцены это в самый раз
Источник:

— Я редко хожу в театр и редко смотрю спектакли, — признается заведующая мастерской. — Мне нужно, чтоб эскиз нарисовали — он делается для каждого актера индивидуально. Измеряются и пальчики, и подъемы, и косые проходы, и узкое место на ножке, и край. По его меркам строится работа.

У каждого артиста — своя колодка
Источник:

Сколько времени уходит на пошив одной пары обуви, в цехе не засекали, но говорят, что за пару часов этого точно не сделаешь. Как минимум — обувь должна выстояться на колодках, ее нельзя снимать сразу.

Все сотрудники цеха — профессионалы с большим опытом
Источник:

— Наверное, как у всех творческих людей, когда сидишь рисуешь, появляется вдохновение, настрой какой-то. Садишься и творишь, — делится Светлана Ухова. — На этот спектакль нам эскизы не рисовали. Художник не приехал в Челябинск, поэтому мы с ним общались по телефону. Он объяснял, какие сапоги надо, какой должен быть цвет, материал, отворот. Художник всё диктовал, а я себе галочки, пометочки ставила.

Часть обуви к «Балу-маскараду» уже готова
Источник:
Спектакль покажут 2 октября
Источник:

«Пришла и поняла, что я попала!»

В цехе по пошиву женской одежды услышав, что пришли журналисты, смеются:

— Вы лучше зайдите к нам перед премьерой! У нас в это время такой аврал!

— Почему? Артисты приходят, требуют, чтобы им что-то перешили? — интересуемся в ответ.

— Хотя бы дошили! — восклицают сотрудницы. — Бывает, не успеваем. Торопимся. Ну, иногда кому-то что-то где-то давит, жмет, приходится переделывать.

Театр оперы и балета — отдельное государство, и пошивочный цех — лишь малая его часть
Источник:

К премьере им нужно сшить две сотни костюмов. На такой объем работы — всего 15 пар рук — вместе с красильщицей, цехом росписи и художницей.

Закройщик Татьяна пришла в театр больше трех лет назад — из ателье. Говорит, там стало скучно. А здесь работа — в удовольствие. Можно и задержаться допоздна, и выйти в выходной день.

В таком костюме на сцену выйдет Ульрика-гадалка
Источник:

— А как вы сюда попали? — спрашиваем мы.

— Пришла и поняла, что я попала! Мне тут сразу понравилось, — улыбается Татьяна.

Специалист признается, что артисты в оперном требовательные, но не больше, чем заказчики в ателье.

— Сейчас вот балерина была у нас на примерке. Уже костюм готов, а чуть-чуть тут, чуть-чуть там надо подправить, вытачка не так сделана. Со сцены никто никогда не увидит, а артистке неудобно, ее полнит.

Работа над таким платьем занимает не один день
Источник:

Костюмы для главных героев «Бала-маскарада» уже готовы. Наша команда просит сотрудников показать тот, который нравится им больше всего.

— Мы их тут все не любим! И устали очень от них, — отшучиваются женщины.

Как там говорится — театр начинается с вешалки?
Источник:

Кстати, ткани для нарядов сотрудники тоже подбирают сами. Когда приходят эскизы, заведующая цехом садится в машину и отправляется по магазинам — искать подходящий материал.

— Мы и на прогоны, и на премьеру пойдем, — добавляют сотрудники. — Интересно ведь, как наши костюмы со сцены смотрятся!

На заднем плане — календарь, напоминающий о том, что все костюмы нужно успеть сделать вовремя
Источник:

«Это мой спектакль!»

Но в цехе по пошиву одежды работа над костюмами не заканчивается. Последние штрихи добавляют в мастерской по росписи тканей. Здесь мы встречаем Римму Кириллову — старожила Челябинского театра оперы и балета.

Римма Николаевна в оперном со дня его открытия
Источник:

— Я с самого открытия тут работаю! Мне 80 лет, девочки! — объявляет она. — Я на гастроли ездила всегда с театром. Мы полмира проехали. Где только не были! Интересно очень. У меня жизнь вот такая прошла — творческая!

Все мелкие детали на костюмах — ее рук дело
Источник:

Римма Николаевна вспоминает, что, когда она еще училась в школе, их класс повели в драматический театр. Маленькая девочка посмотрела спектакль и решила: «Всё, я буду работать только в театре!». В итоге в 1955 году, когда она пришла в оперный, ей не смогли отказать.

— Там была драма, а здесь опера, потому что меня всегда к музыке тянуло, — рассказывает женщина. — У меня сестра преподавала в школе музыку, я с ней ходила на симфонические концерты.

Когда любишь свою работу, каждый день — праздник
Источник:

Римма Николаевна и была администратором, и продавала билеты — соглашалась на любую работу, лишь бы поехать с театром на гастроли. В конце концов устроилась в цех росписи.

— А выставку видели на третьем этаже? Это моя выставка, — с гордостью произносит она. — Там костюмы со спектаклей, которые уже прошли, старые. Я реставрировала год их, чтобы показать. Но мне хотелось вспомнить всех художников, с кем я работала. Так много их приезжало!

Эту выставку Римма Кириллова сделала сама
Источник:
В витринах на третьем этаже главного корпуса — больше десятка костюмов разных лет
Источник:

Римма Николаевна, несмотря на возраст, работает каждый день — с утра и до вечера («Надо любить свое дело, тогда всё сможешь», — объясняет она). Говорит, раньше была шустрой, всё делала одна, сейчас стало посложнее — пришлось обзавестись помощницей.

Работа у художника-декоратора ювелирная
Источник:

В цехе стоит костюм главного героя оперы «Жизнь за царя». Этот спектакль шел в театре с 2012 года, сейчас его восстанавливают: обновляют декорации и наряды.

Иконы и крест на рясу к одной из постановок в цехе пришивали сами
Источник:

— «За царя» — это тоже мой спектакль! — сообщает Римма Николаевна. — Мы с режиссером оставались вечерами и вышивали. Иконы и ткани — настоящие все, церковные. Он сам выбирал. Ну, спектакль отличный! Вообще, когда начинаются репетиции — я уже бегаю, смотрю. «Вот этот костюм мне верните, я его переделаю». Потому что одно дело — сделаешь, а когда со сцены смотришь: «Ой-ой, надо еще что-то добавить».

А эти костюмы вы могли видеть, если были на спектакле «Руслан и Людмила»
Источник:
Бисер, пайетки, кружева — всё это аккуратно хранится в коробках на полочках
Источник:

При чем тут распятия Христа?

Мы перемещаемся в новое здание театра, возведенное в прошлом году (из-за этой стройки возбуждали уголовное дело, но потом оно было прекращено). Недавно сюда переехал цех по изготовлению декораций, который раньше ютился в одном из небольших помещений рядом с репетиционными залами в главном корпусе.

Ну и какой театр может обойтись без занавеса?
Источник:

Художники с кисточками в руках работают над занавесом к «Балу-маскараду», расстеленном на полу. Мы шагами пытаемся измерить длину полотна — по нашим подсчетам, выходит больше 10 метров.

Декорации расписывают маленькими кисточками
Источник:
На эту работу ушло уже больше месяца
Источник:

Посреди мастерской на стене висит распятие Христа.

— Это от старого спектакля, — объясняет сотрудница цеха Юлия. — Нам его на реставрацию и покраску принесли, жалко было выкинуть — это же труд такой.

Добавьте еще золота!
Источник:

Помещение мастерской фактически состоит из двух этажей. Здесь установлена металлическая лестница, которая ведет на смотровую площадку. Забравшись туда, художники оценивают декорации издалека.

По лестнице можно подняться на второй этаж
Источник:
С высоты занавес выглядит совсем по-другому
Источник:

«Если хотите проверить артиста балета, попросите его пройтись по сцене»

Прежде чем попасть в основное здание театра, мы проходим через дезинфицирующий пост. Сначала прибор замеряет нашу температуру (всё в норме) и несколько секунд подвергает нас санитарной обработке в специальной кабинке, где установлена система распыления сухого тумана.

Кабинка дезинфекции расположена на служебном входе, и все сотрудники послушно обрабатываются
Источник:

Пока наша команда двигается по коридорам и отвечает на приветствия попадающихся навстречу людей (видимо, в театре принято со всеми здороваться), из-за закрытых дверей доносятся то звуки клавишных, то чье-то пение.

Театральный сезон еще не начался, поэтому в фойе пусто
Источник:

На главной сцене репетируют последнюю сцену «Бала-маскарада». В ней задействованы около 40 артистов.

Догадайтесь по детали, к какому спектаклю здесь готовятся
Источник:

— Почему тушка-то такая расслабленная? Ну, тушку-то наверх надо! — дает наставления хореограф. — Вытянетесь, тогда не будете падать.

Зрительный зал пока пуст
Источник:

Репетиция идет уже несколько часов, но настроение, судя по вспышкам смеха, у всех задорное. Артистке, исполняющей главную роль, указывают, что для зрителей она должна изобразить состояние, которое называется «наклюкаться до чертиков».

По сценарию на балу в конце оперы главная героиня выпивает больше, чем положено
Источник:

— Если хотите проверить артиста балета, попросите его пройтись по сцене — это очень хорошо выдает уровень, — говорит хореограф и просит одну и девушек продемонстрировать, как это нужно делать. Гордо подняв голову, танцовщица показывает пример.

— Очень красиво, — улыбаются артисты хора.

Артистов балета видно по осанке
Источник:
Сначала на сцене репетирует основной состав, потом наступает очередь второго
Источник:
Отрабатывается каждое движение
Источник:

— Классическим танцем нужно заниматься хотя бы для того, чтобы понять собственное физическое несовершенство, — объявляет в ответ хореограф.

Репетиции идут под живую музыку, которая доносится из оркестровой ямы
Источник:
Режиссер-постановщик Иркин Габитов дает указания
Источник:

За процессом из зала следит режиссер Иркин Габитов. Проходя мимо, он бросает мужчине, устроившемуся в зрительском кресле:

— Паша, встал бы потанцевал! Телом владеть надо!

Кстати, знаете, как называется подставка для нот? Правильно — пюпитр!
Источник:
Итак, следите за руками
Источник:
Грация и легкость — то, что мы привыкли видеть на сцене
Источник:
В перерывах можно ответить на сообщения поклонников
Источник:
Артисты запаса пока отдыхают
Источник:

Дальше мы заглядываем в репетиционный зал, где идет отработка одного из старых спектаклей. Девушка на пуантах исполняет несколько балетных па и, получив замечание («Нужно, чтобы руки были выше!»), возмущается:

— Почему я должна делать, если мне это не нравится?

Многочасовые репетиции — то, о чем мы забываем, когда смотрим на балерин из зрительного зала
Источник:

Наша экскурсия заканчивается в театральной столовой. К часу дня здесь уже скапливается внушительная очередь. Перед кассой висит объявление: «Обслуживание и присутствие в театральных костюмах запрещено!». К своему удивлению, находим в меню и выпечку, и салаты с майонезом.

— А мы думали, у вас только диетические блюда, — признаемся сотруднице.

— Ну, у нас же не только артисты едят — каждый сам выбирает, что хочет, — отвечает она. — Балет всегда побольше белка, овощи берет, мучным редко там балуются.

Искусство искусством, а обед по расписанию
Источник:

Пока мы идем к столику с тарелками в руках, мужчина громко желает всем приятного аппетита — прямо как в загородном лагере. Что ж, таковы театральные обычаи.

Уже на выходе мы встречаем Нажию, которая работает в оперном театре всего несколько дней. Девушка пришла сюда из молодежного. Говорит, что предложили зарплату повыше
Источник:
Новая сотрудница вместе с коллегами готовит декорации к «Балу-маскараду». Вы же помните, что грандиозная премьера намечена на 2 октября? Большинство билетов уже раскуплены, но всё же еще есть шанс успеть
Источник:

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
59
ТОП 5
Мнение
«Тот самый S.T.A.L.K.E.R. с тупыми болванами». Журналист потратил более 30 часов на игру, которую все ждали 14 лет, — впечатления
Даниил Конин
журналист ИрСити
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Мнение
«Экраны и иллюминация тоже ослепляют»: журналист 74.RU вступилась за водителя, которого наказали за гирлянду на машине
Анонимное мнение
Мнение
Китайцы разрешают бензин АИ-92 для турбомоторов. Наш журналист считает это опасным популизмом
Анонимное мнение
Мнение
«Даем друг другу в долг»: как раздельный бюджет помогает не грызться с женой. Откровенный монолог мужа
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления