![](https://n1s1.hsmedia.ru/74/38/f7/7438f701e5aa42f82d89532114a0c667/656x438_1:5723_cfed59cce6aaa32d0c4307f4a60bf386@1920x1280_0xWjbBtD35_9619391677670260385.jpg.webp)
К юбилею там сейчас готовят постановку «Бал-маскарад». Мы сходили на репетицию спектакля, пообщались с сотрудниками цехов, в которых делают костюмы и декорации, а также посмотрели, что происходит в столовой и балетных залах. Все подробности из-за кулис — в репортаже 74.RU.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/a8/c3/a6/a8c3a61a0aebe6e991ea2a2a5a393fe8/656x438_1:5723_f71d59d089bddd44325381284d871147@1920x1280_0xbLyOJE7V_0017883651176061488.jpg.webp)
— Атмосфера здесь питерская! — восклицает наш фоторепортер Дарья Пона.
Мы — во внутреннем дворике челябинского оперного, попасть куда можно только через специальный пункт пропуска с турникетом. Обычно вход сюда для всех, кроме сотрудников, заказан, но перед днем рождения в театре согласились провести экскурсию по закулисью для журналистов 74.RU.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/4b/00/d4/4b00d46d13d190222fe95808210af8f2/656x438_1:5723_4802d8a1504c700d401e42a7d6f5f91a@1920x1280_0xWKSdu2p5_0905546002752799561.jpg.webp)
Нас встречает пресс-секретарь театра Анастасия Черкас. Мы порываемся сразу же отправиться на репетицию новой оперы «Бал-маскарад», но она предлагает другой план:
— Туда мы еще успеем — артисты будут на сцене до часу, давайте сначала пройдемся по цехам.
«Художник всё диктовал, а я себе галочки ставила»
И вот мы идем к двухэтажному зданию из красного кирпича, которое выходит на улицу Цвиллинга. Здесь расположены мастерские, где делают костюмы для постановок. Коридоры заставлены большими коробками с нарядами, оставшимися от старых спектаклей.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/21/20/ff/2120ff3bff9c752ee809191bf73f6a16/656x438_1:5723_d3361d54d1d855425d4d657df61194c4@1920x1280_0x71YEocuV_8299725145565048034.jpg.webp)
И первый цех, в который мы попадаем, — обувной. Здесь на полках стоят десятки колодок, строчат швейные машины, стучат молотки, лязгают ножницы — идет подготовка к «Балу-маскараду». Заведующая мастерской Светлана Ухова рассказывает, что к новой постановке они должны сделать почти 80 пар обуви.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/0b/ab/34/0bab34c600f0576ca70fd0f34b4ffda3/656x438_1:5723_7af15e47959f90ca4d8d576e23d0e89f@1920x1280_0xMXdNKezF_4337878398263696035.jpg.webp)
— У нас работа начинается за несколько месяцев до премьеры, — объясняет она. — Как только приказ подписан, все артисты утверждены, начинаем работать: смотрим эскизы, составляем заявки, подбираем кожу под цвет костюмов, потом отрисовываем модели, делаем выкройки, шьем, затягиваем и даем готовой обуви отстояться.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/bd/d4/b7/bdd4b736ca8e42554dead880a4783515/656x438_1:5723_b7fb599722ab3e9afa06377b2044088f@1920x1280_0x1bw3HP27_7408873340166061491.jpg.webp)
К каждому спектаклю в театре оперы и балета шьют новую коллекцию. Часто даже перед одной постановкой для ведущих артистов приходится делать несколько пар — под каждый костюм. На вопрос о том, нужно ли читать сюжет и знать героя, чтобы изготовить для него обувь, Светлана Ухова отвечает: это не так важно, главное — чтобы был эскиз.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/5c/65/0e/5c650e8601696e8891cf4d9fc7230850/656x438_1:5723_9fc6cbb9e9732aebb7bbdbaef50a8c07@1920x1280_0xe26AiDYy_4984228977336520702.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/84/c6/42/84c642f2aa6d7fa15f2a2ff456e9a258/656x438_1:5723_1ad1de3330d7d68813d6f2e09a41f08e@1920x1280_0xj6kNJVpm_9219098105596361673.jpg.webp)
— Я редко хожу в театр и редко смотрю спектакли, — признается заведующая мастерской. — Мне нужно, чтоб эскиз нарисовали — он делается для каждого актера индивидуально. Измеряются и пальчики, и подъемы, и косые проходы, и узкое место на ножке, и край. По его меркам строится работа.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/64/c1/77/64c1770cb0b7d1e090ca2c2f7c04ffa2/656x438_1:5723_b1041983f94b737969bdc1c0751858ce@1920x1280_0xRctEMYMo_0181692549515426046.jpg.webp)
Сколько времени уходит на пошив одной пары обуви, в цехе не засекали, но говорят, что за пару часов этого точно не сделаешь. Как минимум — обувь должна выстояться на колодках, ее нельзя снимать сразу.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/1d/94/de/1d94deab17cc586f02a8241869e115c0/656x438_1:5723_a0e85048112a6c886363dae797033a24@1920x1280_0x7jjyS2Ml_6859565655847689375.jpg.webp)
— Наверное, как у всех творческих людей, когда сидишь рисуешь, появляется вдохновение, настрой какой-то. Садишься и творишь, — делится Светлана Ухова. — На этот спектакль нам эскизы не рисовали. Художник не приехал в Челябинск, поэтому мы с ним общались по телефону. Он объяснял, какие сапоги надо, какой должен быть цвет, материал, отворот. Художник всё диктовал, а я себе галочки, пометочки ставила.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/ea/98/af/ea98af72ca7ce7b2c77feb3e304f074f/656x438_1:5723_449dcbc04715ac8c3c34a891c8ae903c@1920x1280_0xJx8lkY3E_6716784132891874454.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/e0/ba/1b/e0ba1b2b10715f168ecc0213dda7a1da/656x438_1:5723_98e50a49e574bd4df679f65c3aa5bd04@1920x1280_0xVJ110qVA_1084922159873722691.jpg.webp)
«Пришла и поняла, что я попала!»
В цехе по пошиву женской одежды услышав, что пришли журналисты, смеются:
— Вы лучше зайдите к нам перед премьерой! У нас в это время такой аврал!
— Почему? Артисты приходят, требуют, чтобы им что-то перешили? — интересуемся в ответ.
— Хотя бы дошили! — восклицают сотрудницы. — Бывает, не успеваем. Торопимся. Ну, иногда кому-то что-то где-то давит, жмет, приходится переделывать.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/65/7a/a6/657aa65e06af3e25271bdb90978e552d/656x438_1:5723_615b360cace730e8ba8a4e1211296e73@1920x1280_0xyr7flgTP_4945992707663641899.jpg.webp)
К премьере им нужно сшить две сотни костюмов. На такой объем работы — всего 15 пар рук — вместе с красильщицей, цехом росписи и художницей.
Закройщик Татьяна пришла в театр больше трех лет назад — из ателье. Говорит, там стало скучно. А здесь работа — в удовольствие. Можно и задержаться допоздна, и выйти в выходной день.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/99/cd/c0/99cdc017c1eadf5aeb88bb940dce3755/656x438_1:5723_e31d6c25f9bf147e9ad93872926e9723@1920x1280_0xD0CC0EpV_9257036771239353519.jpg.webp)
— А как вы сюда попали? — спрашиваем мы.
— Пришла и поняла, что я попала! Мне тут сразу понравилось, — улыбается Татьяна.
Специалист признается, что артисты в оперном требовательные, но не больше, чем заказчики в ателье.
— Сейчас вот балерина была у нас на примерке. Уже костюм готов, а чуть-чуть тут, чуть-чуть там надо подправить, вытачка не так сделана. Со сцены никто никогда не увидит, а артистке неудобно, ее полнит.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/17/d2/7c/17d27cd8dabb4dfd81d268f7a546cc94/656x438_1:5723_f212a8bfef8b72d2cdcb334f42656ea7@1920x1280_0xBCzOZVTl_0989343537589970073.jpg.webp)
Костюмы для главных героев «Бала-маскарада» уже готовы. Наша команда просит сотрудников показать тот, который нравится им больше всего.
— Мы их тут все не любим! И устали очень от них, — отшучиваются женщины.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/ba/6c/1c/ba6c1ca1a72c981cb4b3c83a39f258a5/656x438_1:5723_0942773bc3448ff820676c7b627dcc94@1920x1280_0xDXIvId0E_4782114279178529790.jpg.webp)
Кстати, ткани для нарядов сотрудники тоже подбирают сами. Когда приходят эскизы, заведующая цехом садится в машину и отправляется по магазинам — искать подходящий материал.
— Мы и на прогоны, и на премьеру пойдем, — добавляют сотрудники. — Интересно ведь, как наши костюмы со сцены смотрятся!
![](https://n1s1.hsmedia.ru/33/3b/59/333b59d2ff38c7ec86a64fb9c0fda9a7/656x438_1:5723_1e94d98d5be77d0590f31f228ee42c85@1920x1280_0xqwphehya_4796754113298437542.jpg.webp)
«Это мой спектакль!»
Но в цехе по пошиву одежды работа над костюмами не заканчивается. Последние штрихи добавляют в мастерской по росписи тканей. Здесь мы встречаем Римму Кириллову — старожила Челябинского театра оперы и балета.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/b5/85/bf/b585bf45a92cc2b026e322fa60ce6b96/656x438_1:5723_ad503f7be1a714ca6decbf5bb3df5c92@1920x1280_0xjdJmeSnK_0124816156086388247.jpg.webp)
— Я с самого открытия тут работаю! Мне 80 лет, девочки! — объявляет она. — Я на гастроли ездила всегда с театром. Мы полмира проехали. Где только не были! Интересно очень. У меня жизнь вот такая прошла — творческая!
![](https://n1s1.hsmedia.ru/42/2c/93/422c93ed56962f231dab7d053a92cd3a/656x438_1:5723_471c31006cc5f0ba5e4fd78ee5ce4e11@1920x1280_0xk8QS81Bz_6249604874394751933.jpg.webp)
Римма Николаевна вспоминает, что, когда она еще училась в школе, их класс повели в драматический театр. Маленькая девочка посмотрела спектакль и решила: «Всё, я буду работать только в театре!». В итоге в 1955 году, когда она пришла в оперный, ей не смогли отказать.
— Там была драма, а здесь опера, потому что меня всегда к музыке тянуло, — рассказывает женщина. — У меня сестра преподавала в школе музыку, я с ней ходила на симфонические концерты.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/23/48/b1/2348b1cc92551f0f75629c0467eafd25/656x438_1:5723_e4fb18006f77655cad7af783102de72d@1920x1280_0xdVGWAtRQ_1600831692534737883.jpg.webp)
Римма Николаевна и была администратором, и продавала билеты — соглашалась на любую работу, лишь бы поехать с театром на гастроли. В конце концов устроилась в цех росписи.
— А выставку видели на третьем этаже? Это моя выставка, — с гордостью произносит она. — Там костюмы со спектаклей, которые уже прошли, старые. Я реставрировала год их, чтобы показать. Но мне хотелось вспомнить всех художников, с кем я работала. Так много их приезжало!
![](https://n1s1.hsmedia.ru/3e/a0/ef/3ea0ef63765ee3256d4f346481ddd195/656x438_1:5723_ef788125a76b31c932acc581fe49d64c@1920x1280_0xO3MU1AXA_6394166873113969013.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/5a/7e/ef/5a7eef832fc64d75e1d802df397d79b7/656x438_1:5723_615bda9474629e5cecaa0181adcf18c5@1920x1280_0xgXql0bYx_3289344653831337278.jpg.webp)
Римма Николаевна, несмотря на возраст, работает каждый день — с утра и до вечера («Надо любить свое дело, тогда всё сможешь», — объясняет она). Говорит, раньше была шустрой, всё делала одна, сейчас стало посложнее — пришлось обзавестись помощницей.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/3f/0b/fd/3f0bfdeddb07132dee9069df013641f3/656x438_1:5723_d395befc207eeba7febde17e6f46ceda@1920x1280_0xAsDTMJM0_0904659143436832034.jpg.webp)
В цехе стоит костюм главного героя оперы «Жизнь за царя». Этот спектакль шел в театре с 2012 года, сейчас его восстанавливают: обновляют декорации и наряды.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/25/ad/c8/25adc85c5e2b040f8debd28cb80e0d2e/656x438_1:5723_4504746f9dd32e506d5b5f3c6ddeffce@1920x1280_0xGq8usvhb_6408513481721434501.jpg.webp)
— «За царя» — это тоже мой спектакль! — сообщает Римма Николаевна. — Мы с режиссером оставались вечерами и вышивали. Иконы и ткани — настоящие все, церковные. Он сам выбирал. Ну, спектакль отличный! Вообще, когда начинаются репетиции — я уже бегаю, смотрю. «Вот этот костюм мне верните, я его переделаю». Потому что одно дело — сделаешь, а когда со сцены смотришь: «Ой-ой, надо еще что-то добавить».
![](https://n1s1.hsmedia.ru/12/0d/14/120d141e0b16ea4160f34b17018dc514/656x438_1:5723_835c83d00b5673cc80ba91c40ac9bc1b@1920x1280_0xFx0IPlaM_7722591214818050907.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/05/73/7f/05737f243809b835ac1e8a35287abf63/656x438_1:5723_abe5c31d14ce0d833c9478bedd9176d2@1920x1280_0xmORfCzgx_9237117507588257889.jpg.webp)
При чем тут распятия Христа?
Мы перемещаемся в новое здание театра, возведенное в прошлом году (из-за этой стройки возбуждали уголовное дело, но потом оно было прекращено). Недавно сюда переехал цех по изготовлению декораций, который раньше ютился в одном из небольших помещений рядом с репетиционными залами в главном корпусе.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/a4/ca/2a/a4ca2a27d10ac95e55ed6fec4496bfce/656x438_1:5723_c53fbdcc1abf9373130bf825c826edec@1920x1280_0xiOu7RNkF_7613522393579503166.jpg.webp)
Художники с кисточками в руках работают над занавесом к «Балу-маскараду», расстеленном на полу. Мы шагами пытаемся измерить длину полотна — по нашим подсчетам, выходит больше 10 метров.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/4b/49/9d/4b499d34c65c3e821945588fe17d452b/656x438_1:5723_d73d21bb43845ad2655be987ad2bce2f@1920x1280_0xvIFXkqhK_7992362413196591555.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/45/b1/14/45b1144973889b736f9e45d53106ae50/656x438_1:5723_8aaa366bf0be61e8405a745763a022de@1920x1280_0xTXhOhMOS_0347466291644734836.jpg.webp)
Посреди мастерской на стене висит распятие Христа.
— Это от старого спектакля, — объясняет сотрудница цеха Юлия. — Нам его на реставрацию и покраску принесли, жалко было выкинуть — это же труд такой.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/82/8f/e1/828fe1c49c2b0e37b4eb406714a6b955/656x438_1_76db558d5bcab8d62e3595beb8d9f8d3@1920x1280_0xYDLNBo8D_9967771040669316768.jpg.webp)
Помещение мастерской фактически состоит из двух этажей. Здесь установлена металлическая лестница, которая ведет на смотровую площадку. Забравшись туда, художники оценивают декорации издалека.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/d3/df/e3/d3dfe313e1660767f7798b63736aa02b/656x438_1:5723_f1bddec064530e790ca4e578ff13caff@1920x1280_0x94hAMqgH_3408526178043654109.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/ef/e4/ee/efe4ee793638ae71715bcdbf760a4137/656x438_1:5723_4a944825ca540eb04f20a3cf56c0a335@1920x1280_0xWH3Bbe8d_3737302729934105509.jpg.webp)
«Если хотите проверить артиста балета, попросите его пройтись по сцене»
Прежде чем попасть в основное здание театра, мы проходим через дезинфицирующий пост. Сначала прибор замеряет нашу температуру (всё в норме) и несколько секунд подвергает нас санитарной обработке в специальной кабинке, где установлена система распыления сухого тумана.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/f3/85/aa/f385aa639e2b2eb8f1439ad00465e91f/656x438_1:5723_6144c72c033c6b5394b7e624a2983925@1920x1280_0xhTiNWRzy_2098601152497890108.jpg.webp)
Пока наша команда двигается по коридорам и отвечает на приветствия попадающихся навстречу людей (видимо, в театре принято со всеми здороваться), из-за закрытых дверей доносятся то звуки клавишных, то чье-то пение.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/5a/43/93/5a4393849af397fe742eb64069f9f7b1/656x438_1:5723_390d98b6d8d0df1fee97d20d4bdcdb4d@1920x1280_0xhbpC02sT_9390420862866232280.jpg.webp)
На главной сцене репетируют последнюю сцену «Бала-маскарада». В ней задействованы около 40 артистов.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/69/1e/9d/691e9d3441afc0a8d7d6397422d5ef54/656x438_1:5723_9a0f3ca917fe518f5d98d51febff348b@1920x1280_0xMPA483sS_3899185943515119551.jpg.webp)
— Почему тушка-то такая расслабленная? Ну, тушку-то наверх надо! — дает наставления хореограф. — Вытянетесь, тогда не будете падать.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/ea/e7/50/eae7506dc34966a03a6384a51478a56e/656x438_1:5723_5538e0adf6f1204ff3d956321ed6c1d9@1920x1280_0xEbt9mLDa_3273395434016549682.jpg.webp)
Репетиция идет уже несколько часов, но настроение, судя по вспышкам смеха, у всех задорное. Артистке, исполняющей главную роль, указывают, что для зрителей она должна изобразить состояние, которое называется «наклюкаться до чертиков».
![](https://n1s1.hsmedia.ru/79/af/34/79af34378199b6b4c9dc6f1eca49785b/656x438_1:5723_1b1756d485b871fee34c77817de266fa@1920x1280_0xCvgqWm6J_2922484796698156869.jpg.webp)
— Если хотите проверить артиста балета, попросите его пройтись по сцене — это очень хорошо выдает уровень, — говорит хореограф и просит одну и девушек продемонстрировать, как это нужно делать. Гордо подняв голову, танцовщица показывает пример.
— Очень красиво, — улыбаются артисты хора.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/9e/53/dc/9e53dcb0fa0329cf2d881b8c02aba122/656x438_1:5723_007967b13a204f6395184e16e0196064@1920x1280_0x32zYX7xj_8686806730183929130.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/d3/92/ea/d392ea0688273dcf1ef8ed9aebfff5c3/656x438_1:5723_8701f6c0ee29e6bb35e1ea21fbdb7d18@1920x1280_0xknlmBKZQ_4712570412303026461.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/cc/51/8a/cc518a4aa64b08c0933fc4ba9c1686b1/656x438_1:5723_1a725adf62354c20627fe2be3025611e@1920x1280_0x2mqxb1Gs_3105607589119871299.jpg.webp)
— Классическим танцем нужно заниматься хотя бы для того, чтобы понять собственное физическое несовершенство, — объявляет в ответ хореограф.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/50/90/8d/50908d4fafed273db02c22c20cf9d64b/656x438_1:5723_b01d8de3636d4463110d02b2d2a95d77@1920x1280_0xGR9E5rI4_6971928017124483610.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/c6/f8/7f/c6f87f027f1549ce2fcdad8e4dab0bdb/656x438_1:5723_111429384d66b2c98607c0f9de4e5152@1920x1280_0x2sU0Kz0z_0561672351274719889.jpg.webp)
За процессом из зала следит режиссер Иркин Габитов. Проходя мимо, он бросает мужчине, устроившемуся в зрительском кресле:
— Паша, встал бы потанцевал! Телом владеть надо!
![](https://n1s1.hsmedia.ru/d3/8b/25/d38b25473d3ab49b924f2653cb554e2b/656x438_1:5723_f8c7812123a4155d9ca9263dacc1e0e3@1920x1280_0xzaUm8KBp_7526125678703700249.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/44/c6/8d/44c68d79dba7850ba207e873e07836f8/656x438_1:5723_a7630822a7331044e79bf8cda91dd46b@1920x1280_0x5DoZEJgm_2244488520331713255.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/ba/54/36/ba5436831b303df4552d6a02cfc4c990/656x438_1:5723_ca99220742cf3a487af9624f08b6ae59@1920x1280_0xLWES8Rk6_5722736772692791739.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/4c/92/4b/4c924bf3a6fa0400f86927efebfa2522/656x438_1:5723_1fe01ac0ddc22bffccb76eeae6825a04@1920x1280_0xOwO2REJ4_6524156242422327737.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/d5/96/e4/d596e4053cbcb78d6d113ab798ca9af8/656x438_1:5723_d263be619ebba99d80cf6fd181d496bb@1920x1280_0x4UwsmvF7_8385310637262690826.jpg.webp)
Дальше мы заглядываем в репетиционный зал, где идет отработка одного из старых спектаклей. Девушка на пуантах исполняет несколько балетных па и, получив замечание («Нужно, чтобы руки были выше!»), возмущается:
— Почему я должна делать, если мне это не нравится?
![](https://n1s1.hsmedia.ru/3a/af/56/3aaf5672d841ed13cc71cf164bd25e2e/656x438_1:5723_38ae794437e8684b8b63aabcd1a84d8e@1920x1280_0xbBU7pqce_1653082299989587273.jpg.webp)
Наша экскурсия заканчивается в театральной столовой. К часу дня здесь уже скапливается внушительная очередь. Перед кассой висит объявление: «Обслуживание и присутствие в театральных костюмах запрещено!». К своему удивлению, находим в меню и выпечку, и салаты с майонезом.
— А мы думали, у вас только диетические блюда, — признаемся сотруднице.
— Ну, у нас же не только артисты едят — каждый сам выбирает, что хочет, — отвечает она. — Балет всегда побольше белка, овощи берет, мучным редко там балуются.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/01/87/f3/0187f375f07601aafec9d04c5f0e4c37/656x438_1:5723_b787e2698f3ed6d60c0c7dd9af346c3e@1920x1280_0xZbmgXf5Z_0227177680565464805.jpg.webp)
Пока мы идем к столику с тарелками в руках, мужчина громко желает всем приятного аппетита — прямо как в загородном лагере. Что ж, таковы театральные обычаи.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/6f/40/d1/6f40d163f98812ac8af9c9ef0b255f17/656x438_1:5723_0c348b4f88239336d03a76c3e0013924@1920x1280_0xjllkbAWX_9632291505920428101.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/01/82/91/0182911eabadc17d2291ec5b0f730ad5/656x438_1:5723_30d1de3edde6d469aa8810535c314117@1920x1280_0xbMlq3EO8_2723563539538166782.jpg.webp)