RU74
Погода

Сейчас+6°C

Сейчас в Челябинске

Погода+6°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +3

2 м/c,

южн.

745мм 61%
Подробнее
1 Пробки
USD 91,26
EUR 98,83
Экономика Банковский ребрендинг: не навреди

Банковский ребрендинг: не навреди

Заметка о ребрендинге «Банка Москвы» – это мое частное мнение и попытка анализа шага, сделанного банком в конце 2007 года...

Заметка о ребрендинге «Банка Москвы» – это мое частное мнение и попытка анализа шага, сделанного банком в конце 2007 года.

Итак, что произошло? На сайте банка читаем:

" src=

Цитата с сайта «Банка Москвы»: «1 октября 2007 года в «Банке Москвы» стартовала кампания по репозиционированию бренда. Основная идея модификации бренда сводится к тому, чтобы «Банк Москвы» ассоциировался с заботой о людях, доступностью услуг, открытостью перед клиентами, устойчивостью и универсальностью».По этому адресу можно посмотреть и рекламные материалы нового имиджа «Банка Москвы».

Зачем нужен ребрендинг?

Ребрендинг проводится для изменения знакомого образа марки в сторону нужных банку ассоциаций с целью корректировки действий потребителей, акционеров и т.п., когда обычная кампания по продвижению это сделать не в силах и/или к тому обязывает «политика». Чаще всего причиной ребрендинга является недостаточное воздействие текущего образа банка и всех его локальных корректировок на поведение потребителей. То есть, потребитель не ведет себя, как хотелось бы. Но нередко бывает, что ребрендинг провоцируют не объективные рыночные обстоятельства, а бизнес-мода.

При этом в результате ребрендинга должно произойти:

  1. Сохранение преемственности новой коммуникации к сложившемуся до ребрендинга образу1.


  2. Получение нового результата, дополнительного выигрыша при восприятии марки. Обычно это обновление образа марки и придание образу нужных дополнительных ассоциаций и ценностей.


Примерами красивого и точного решения этих двух главных задач ребрендинга могут служить: ребрендинг Внешторгбанка в ВТБ, слияние «Райффайзенбанка» с «Импэксбанком» в России и банком «Аваль» в Украине.

Для удачного ребрендинга должны быть соблюдены оба указанных выше пункта. Если первый пункт не учтен, то наработанные годами знание и восприятие марки теряются, затраченные на продвижение деньги уходят впустую. Более того, прошлые затраты только тормозят создание нового образа, если он противоречит старому. И в таком случае легче (и дешевле) создать новую марку банка, чем в корне менять мнение о старой и привычной марке.

Ниже привожу положительные примеры ВТБ и «Райффайзенбанка».

" src=

Это кадры из ТВ-ролика, сообщающего о превращении Внешторгбанка в ВТБ. В образах и тексте видна преемственность образа ВТБ. ВТБ как логическое продолжение, эволюция привычного образа Внешторгбанка.

Текст ТВ-ролика: «От Внешторгбанка к ВТБ. Мы объединяем опыт, знания и силы, чтобы достигнуть намеченных целей. Чтобы вместе двигаться вперед и, расширяя горизонты, подняться на новую высоту. Девять банков в восьми странах СНГ и Европы. Одно имя – ВТБ».

" src=

Это кадры баннера на сайте «Райффайзенбанка», сообщающего о слиянии с «Импэксбанком». Как в рекламе, так и в рациональных текстах (например, здесь) объединение банков подано логично и как неоспоримый «плюс».

" src=

А это – пример того, как четко, кратко и логично для потребителей было подано объединение «Райффайзенбанка» и банка «Аваль» в Украине.

Почему «Банк Москвы» пошел на ребрендинг? Думаю, здесь есть объективные и субъективные факторы. Объективные факторы включают в себя проведенные исследования, показавшие консерватизм и несовременность сложившегося имиджа банка. Субъективные факторы – желание менеджмента, на которое подействовали бизнес-мода и консультанты. Как социолог-исследователь и специалист, который проводил ребрендинги, могу сказать, что исследования обычно показывают те результаты, которые желает исполнитель или клиент.

Но разве консерватизм для крупнейшего банка – это так уж плохо? И зачем от таких привычных и почти родных карикатурных картинок, сложившегося на 100% образа банка делать разворот на 165 градусов? Зачем переходить к принципиально другому, не оставляя от привычного образа камня на камне? Как же капитал бренда? Накопленная брендом инерция? Стоимость бизнеса, в конце концов?

Что получилось у «Банка Москвы» в результате ребрендинга?

Посмотрим факты. Ниже последовательно во времени даны три макета «Банка Москвы», которые хорошо показывают происходящее.

Посмотрим на рекламу «Банка Москвы» по отдельным продуктам до и после репозиционирования. Это наиболее показательно.

Реклама ипотеки:

" src=

Реклама кредитных карт:

" src=

Реклама потребительских кредитов:

" src=

Реклама автокредитов:

" src=

Что можно сказать о ребрендинге «Банка Москвы»?

Первое и главное. В новой коммуникации банка нет сохранения преемственности к сложившемуся годами привычному образу. К сожалению, в коммуникации «Банка Москвы» нет продолжения эмоций и смысла марки, привитых ранее потребителю. А это значит, что немало миллионов долларов, которые «Банк Москвы» затратил на до-ребрендинговые коммуникации, больше не работают на его имидж. Образ «Банка Москвы» создается почти что заново.

Второе. Коммуникацию разрабатывало английское агентство WCRS. По словам президента агентства-разработчика Робина Уайта, «использованный метод говорящих животных заставит людей смеяться и побудит прийти в "Банк Москвы"». Есть такая пословица: «Что для русского счастье, то для немца смерть». Они хорошо нарисовали, но понять ментальность России не могут. Впрочем, как и мы их. И любые исследования с их стороны здесь бессильны. К тому же, возможно, есть ошибка в тестировании нового имиджа и новых рекламных материалов.

Третье. Лично у меня, как обещает Робин Уайт, смеха «это» не вызывает. Скорее недоумение. Но важна массовость и вопрос в величине аудитории. Лично вы сможете охарактеризовать новый образ «Банка Москвы» 3-5 словами? Только честно! Мне это не удалось. Я не понимаю, что означает новый имидж «Банка Москвы». Я не понимаю, причем здесь «забота о людях, доступность услуг, открытость перед клиентами, устойчивость и универсальность» (еще раз напоминаю, что эти слова и «основная идея модификации бренда» взяты с сайта «Банка Москвы»)?

И еще. Мне неприятно ассоциировать себя с персонажами новой рекламы «Банка Москвы».

Таков полученный «Банком Москвы» результат. Да, со временем и новыми большими деньгами новый имидж «Банка Москвы» привьется и притрется. Но другие банки, очень надеюсь, сделают выводы и пойдут более легким и приятным путем продвижения и создания сильного бренда.

1 Подробнее о преемственности в коммуникации смотрите статью: «Какая реклама работает? Критерии эффективности сообщения»

Андрей КРЫЛОВ, управляющий партнер, консультант по продвижению Living Eyes Consulting

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления