Все новости
Все новости

Челябинск настиг торговый бум

В уходящем году челябинцы наблюдали возрождение рынка коммерческой недвижимости, застывшего во время кризиса. Ренессанс сферы торговли и развлечений ознаменовался открытием крупнейшего в городе торгово-развлекательного комплекса...

ds

Поделиться

Поделиться

В уходящем году челябинцы наблюдали возрождение рынка коммерческой недвижимости, застывшего во время кризиса. Ренессанс сферы торговли и развлечений ознаменовался открытием  крупнейшего в городе торгово-развлекательного комплекса, приходом международных ритейлеров и  заявлениями о новых проектах. По мнению экспертов, в 2011 году были реализованы отложенные из-за кризиса проекты, однако несмотря на запуск новых объектов торговой недвижимости, этот рынок далек от насыщения. О том, почему строятся ТРК, а не заводы, как превратить поход в магазин в форму семейного досуга и что новые комплексы готовы предложить своим посетителям, читайте в материале Chel.ru.

Год открытий

Прошедший 2011-й год ознаменовался бумом торговой недвижимости: отложенные из-за кризиса объекты, наконец, были запущены, и город получил новые торговые площадки.

«В номинации «Открытие года» победа присуждается ТРК «Родник», с восторгом в голосе говорит ведущий... Даже если подобной церемонии еще не было, ее легко представить. Торгово-развлекательный комплекс, инвестором строительства которого выступала компания «Макфа», стал первым комплексом окружного масштаба в Челябинске. Его площадь составляет 135 тысяч кв. метров, здание было построено с нуля и спроектировано, исходя из его целевого назначения, подчеркивают в компании. Как рассказал генеральный директор компании-девелопера ООО «Родник» Владислав Редькин, в кризисный период вынуждены были приостановить кредитование из-за резкого роста процентных ставок, что сказалось на темпах строительства, однако корректировки в проект комплекса не вносились. «Проект был согласован еще до кризиса, и мы от него не отступали. Возможно, больше стали уделять внимания местным поставщикам стройматериалов», – отметил он. Торжественное открытие ТРК «Родник» было приурочено ко Дню города и превратилось в настоящий праздник с концертом и фейерверком.

«По большому счету в городе все ТРК, запущенные до 2008 года, уже реализованы. «Бумажные» же проекты так и остались в этой стадии», – отмечает исполнительный директор ООО «Инвест Бизнес Консалтинг» Евгений Коротков. При этом новые проекты отличает продуманность при разработке концепции. «Если два года назад делать детальный маркетинговый анализ не было особенной нужды, то сегодня при проектировании и запуске нового крупноформатного ТРК необходимо основательно задуматься о том, кто придет арендовать помещения, и четко понимать процедуру ценообразования ставок аренды и эксплуатации, – говорит Евгений Коротков. – Так же четко необходимо определяться с якорями ТРК – без точного понимания и наличия подписанных контрактов наполнить торговую галерею сопутствующими арендаторами будет достаточно сложно.

Так, интересной концепцией постарались заинтересовать покупателей разработчики проекта ТРК «Фиеста». Комплекс, дизайнерский проект для которого разрабатывался английским архитектурным бюро, площадью 46 тыс. кв. метров открылся на северо-западе Челябинска и предложил товары в низком ценовом сегменте.

«Мы не являемся конкурентами другим торговым комплексам Челябинска, так как очевидно расходимся по ценовой политике. Ведь только у нас такой огромный выбор качественных дисконтов, известных марок, где реально можно купить фирменные вещи от 190 рублей, – говорила на открытии руководитель отдела маркетинга ТРК «Фиеста» Елена Харина.

Свой торговый комплекс получил и юго-запад Челябинска, на пересечении улиц Дарвина и Блюхера появился ТЦ «Кольцо». «Рынок торговой недвижимости Челябинска развивается очень динамично. В городе уже открылось несколько качественных интересных торговых комплексов, заявлен и реализуется ряд крупных современных торговых объектов. Однако, в юго-западном районе города уровень конкуренции низкий, что позволит комплексу занять свободную нишу и привлечь жителей района и всего города за счет своей специализации», – считает руководитель проектного отдела ASTERA St.Petersburg Ольга Земцова.

Торговая галерея, магазин бытовой техники, продуктовый супермаркет разместились в торговом центре «Урал», возведенном как в качестве пристроя к кинотеатру «Киномакс-Урал».

С новым проектом выступил владелец ТВК «Калибр» и совладелец «КУБы», партнер Артура Никитина Алексей Наговицын, открывший ТРК «ГагаринПарк». Комплекс, в котором упор сделан на развлекательную зону, расположился весьма удачно, по соседству находятся традиционные места отдыха горожан: парк, зоопарк, ледовый дворец «Уральская молния», да и до «Родника» рукой подать.

В этом году Челябинск обзавелся новыми качественными объектами, но сказать, что произошло перенасыщение торговыми площадями пока нельзя. «Если вспомнить про один из ключевых показателей – обеспеченность населения качественными торговыми площадями, 1 кв. м на 1000 жителей, то при расчетах видно, что Челябинск только приблизился к достаточному уровню, но никак его еще не перегнал», – отмечает  Евгений Коротков.

Попали в сети

«Родник» привел в Челябинск международные торговые сети, такие как Castorama и Auchan. Несколько раз переносившееся открытие «Ашана-Челябинск» состоялось 13 декабря, и в тот же день магазин заполнился покупателями. «Мы ждем у нас весь Челябинск», – так шутливо ответил на вопрос о прогнозируемом трафике директор гипермаркета Жан-Франсуа Ларронд.

«Одна из причин, по которой реализация проектов в сфере торговой недвижимости затормозилась, заключается в том, что сети приостановили свое развитие», – вспоминает директор УК «Молния-Инвест» (ТЦ «КУБа») Кирилл Матвеев. В 2011 году ситуация кардинально изменилась – помимо «Ашана», в Челябинске открылся продуктовый гипермаркет под брендом голландской сети Spar, появился второй гипермаркет «Пятерочка-Макси». В торговый центр «Урал» зашел ритейлер спорттоваров «Чемпион», а в ТРК «Фиеста» и в ТК «Кольцо» открылись два гипермаркета немецкой сети бытовой техники Saturn. «Меня очень удивил торговый оборот Челябинска – 200 млрд рублей за первые полгода 2011 года, это солидно», – отмечает директор по операционной деятельности Media-Saturn Russia (объединяет бренды Media Markt и Saturn) Гидо Обервальд. «Основное наше внимание – это регионы, – отметил представитель немецкого ритейлера бытовой техники и электроники. – Здесь больше возможностей для роста и развития. Поэтому мы открыли два гипермаркета в Челябинске и через год планируем открывать еще – как минимум один магазин».

До 2014 года под вывеску и мировые стандарты Spar планируется перевести все магазины торговой сети «Молния». Кроме того, в соответствии с договором Spar International и «Молния» будут проектировать новые магазины, а не только реконструировать уже существующие, ранее сообщал Chel.ru директор по маркетингу ТС «Молния» Юрий Блохин.

По словам генерального директора «Ашан Россия» Жан-Пьера Жермена, программа развития сети предусматривает открытие магазинов в российских городах-миллионниках, и Челябинск уже давно значился в планах компании. Идут разговоры о том, что в Ленинском районе Челябинска откроется и второй «Ашан». По словам французов, в миллионном городе, как правило, присутствует два гипермаркета «Ашан», однако официально они эти планы пока не подтверждают. «Я могу давать комментарии лишь, когда подписаны документы, пока этого нет», – пояснил Жан-Пьер Жермен. По неофициальной информации, за право занять площадь в новом комплексе «Ашан» соревнуется с питерским ритейлером «Лента». А в ТРК «Фокус» отмечают, что не «Ашаном» единым жив Челябинск, и напоминают, что в начале 2011 года в комплексе три тысячи «квадратов» занял пришедший из Москвы  книжный магазин «Библио-Глобус».

ТРК как символ инвестпривлекательности

Возможность совершать покупки в современных торговых комплексах радует не всех горожан. В городе строятся торговые центры, а вот вкладывать деньги в производство никто не хочет, возмущенно пишут читатели 74.ru. «Конечно, привлекательность вложений в торговые комплексы объясняется тем, что это наиболее быстрый способ вернуть инвестиции, тогда как для создания производства нужны «длинные» деньги, – говорит один из опрошенных участников рынка. «Тем не менее уже сейчас нельзя просто взять что-то построить и ждать, когда придут арендаторы. Для того чтобы добиться успеха, необходимо тщательно изучить рынок и не экономить на консалтинговых услугах», – добавляет он.

При этом именно наличие современных торговых комплексов может стать знаком для потенциальных  инвесторов, своего рода сигналом о благополучии городской среды.

«Давайте вспомним, что было на месте «КУБы». В центре города стояло старое и неухоженное здание. Сейчас же город получил комплекс, который радует глаз, притом что завод продолжает работать. Моя позиция заключается в том, что производство не должно размещаться в центре города, это путь, по которому передвигаются приезжие, приезжают отдохнуть челябинцы из других районов города. И смотреть на старые заброшенные здания – достаточно дискомфортно», – объясняет директор УК «Молния-Инвест» Кирилл Матвеев.

С ним согласен заместитель исполнительного директора ТРК «Урал» Андрей Цунин. «Торговые комплексы формируют облик города, и в зависимости от того, что видят здесь инвесторы, они принимают решения о новых вложениях», – говорит эксперт.

«Развитие торговых площадей идет в направлении мультиформатности, когда можно и провести время в кругу семьи и совершить нужные покупки», – резюмирует Кирилл Матвеев.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter