RU74
Погода

Сейчас-12°C

Сейчас в Челябинске
Погода-12°

небольшая облачность, без осадков

ощущается как -19

6 м/c,

зап.

727мм 72%
Подробнее
2 Пробки
USD 103,43
EUR 109,01
Экономика Залоговые автомобили исчезнут с авторынков

Залоговые автомобили исчезнут с авторынков

В следующем году в России появится официальная база заложенных автомобилей. При покупке подержанной машины можно будет легко узнать о ее статусе – находится ли автомобиль в залоге у банка. Правда, до сих пор не решено, какое ведомство будет вести эту базу. Изначально по указу президента миссия была возложена на нотариусов, но, по мнению игроков рынка, удобнее и выгоднее будет переложить учет залоговых автомобилей на бюро кредитных историй.

К 2017 году количество автомобилей, которые находятся в залоге у банка, может достигнуть двух миллионов. И уже сегодня общая стоимость кредитных автомобилей, за которые еще не выплачен последний взнос, составляет около триллиона рублей, считают некоторые эксперты. Национальное бюро кредитных историй, которое ведет собственный реестр залоговых автомобилей с прошлого года, подсчитало, что к концу 2012 года количество действующих автокредитов в России составило около 2,3 млн, при этом просроченных из них – более ста тысяч ссуд. В среднем размер просроченной задолженности в этом сегменте достигает 560 334 рублей, а суммарный объем просроченной задолженности по автокредитованию составил 61,2 млрд рублей.

Приобретая подержанный автомобиль на авторынке, покупатели прежде никак не могли проверить, не находится ли он в залоге у банка. Кредитные мошенники изобретали всевозможные схемы обмана: к примеру, заявляли об утере ПТС и получали дубликат. По словам сенатора Михаила Капуры, каждый пятый продаваемый в стране автомобиль находится в залоге. «А это значит, что человек покупает с рук автомобиль, а через несколько месяцев к нему приходит уведомление из банка о задолженности по кредиту или же в дверь стучат приставы с уведомлением о том, что по решению суда автомобиль переходит банку в счет погашения просроченной кредитной задолженности. И так – в каждом пятом случае», – комментирует директор филиала БКС Премьер в Челябинске Илья Рощупкин. По его словам, банки и микрофинансовые организации, предоставляющие в кредит денежные средства под залог автомобиля, забирают на хранение ПТС, но при этом не накладывают ограничение на любые операции с автомобилем, которое должно быть заверено у нотариуса. Именно отсутствие этого ограничения позволяет владельцу кредитного автомобиля получить дубликат ПТС в ГИБДД и спокойно продать заложенную машину.

«Банк в этом случае не беспокоится: в случае возникновения просрочки по кредиту на залоговый автомобиль накладывается арест, и через суд машина переходит банку, – говорит эксперт. – Страдает в этом случае покупатель, у которого не было возможности проверить, заложен ли автомобиль».

По словам президента Челябинской областной нотариальной палаты Сергея Третьякова, нотариусы накладывают запрещение на отчуждение автомобиля и направляют данные сведения в ГИБДД только при нотариальном удостоверении договора залога транспортного средства. «Но проблема в том, что нотариальное удостоверение договоров, связанных с автотранспортными средствами, в том числе договоров залога, уже много лет не является обязательным. Хотя именно возврат к обязательному нотариальному удостоверению всех таких договоров позволит не только повысить прозрачность сделок, но и обезопасит покупателей», – считает Срегей Третьяков.

Устранить эти проблемы и призвана единая база заложенных автомобилей. Разговоры о необходимости ее создания ведутся еще с 2006 года, и за это время была предложена масса различных вариантов. Но в прошлом году президент России Владимир Путин, подписывая закон о нотариате, возложил обязанности по ведению реестра движимого заложенного имущества на Федеральную нотариальную палату (ФНП). Предполагалось, что узнавать о наличии обременения можно будет бесплатно на специальном интернет-ресурсе, а подробную выписку можно будет получить за 100 рублей. Но в конце прошлого года председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что нотариальная модель нуждается в пересмотре. Отсрочить принятие закона не удалось, но появилась возможность внести поправки.

На днях глава Ассоциации региональных банков Анатолий Аксаков предложил новую схему: банк, выдавая кредит на приобретение автомобиля, передает информацию в бюро кредитных историй, которое вносит залоговое авто в спецреестр. В случае, если сделка идет не через банк и участники заверяют ее у нотариуса, то в БКИ отчитывается нотариус. Выяснить, находится ли тот или иной автомобиль в залоге, можно будет через Центральный каталог кредитных историй, там же можно будет узнать, в каком бюро хранятся подробные данные.

Инициативу поддерживают как банкиры, так и представители бюро кредитных историй. Так, в НБКИ отметили, что с прошлого года в бюро уже формируется собственная база, в которую передают информацию около 70 банков. «В базе содержатся данные о почти 1 млн автомобилей, находящихся в залоге», – поясняют в пресс-службе НБКИ. Для того, чтобы получить сведения об автомобиле, достаточно знать VIN-номер или номер ПТС. Банки смогут отправлять запросы с помощью традиционных информационных каналов, а потенциальные покупатели – воспользовавшись услугами партнерских организаций. Например, Агентство кредитной информации – партнер НБКИ – предоставляет доступ к базе в режиме on-line. Правда, стоимость этой услуги чуть выше, чем в случае с «нотариальным» реестром, – 300 рублей.

«Мы считаем нотариальную систему регистрации заложенного движимого имущества далекой от оптимальной», – поясняют в бюро. Эксперты приводят свои доводы: во-первых, нотариальная база не подразумевает обязательной регистрации, то есть не решает проблемы с мошенничеством, во-вторых, существенно усложняет работу банков, которым потребуется формировать новый канал обмена данными, и наконец, в-третьих, создание работающей IT-системы потребует времени и существенных бюджетных затрат.

Пока окончательного решения насчет того, какое ведомство будет вести реестр залоговых автомобилей, не принято – предполагается, что создаваться он будет на базе действующей единой информационной системы нотариата. «Нотариусы активно и умело ей пользуются. Например, электронный реестр завещаний составляет уже несколько миллионов записей. Освоение одного дополнительного раздела в системе не займет у нотариусов много времени, и к моменту вступления указанных изменений в силу проблем с их реализацией не будет», – говорит Сергей Третьяков. Другое дело, добавляет эксперт, что ведение реестра без нотариального удостоверения договоров залога сводится к техническим процедурам, к работе, не требующей юридических знаний, соответствующей квалификации и соблюдения требований, обуславливающих совершение любого нотариального действия. «Поэтому в предложении передать функции ведения реестра в бюро кредитных историй есть рациональное зерно», – говорит Сергей Третьяков. Инициатива не лишена смысла, так как у большинства банков налажено взаимодействие в БКИ. Так, к примеру, некоторые банки даже готовы предоставить такие услуги через свои каналы. «Сегодня мы можем делиться информацией с клиентами – банк делает запрос в НБК и выдает заключение, находится автомобиль в залоге или нет», – говорит пресс-секретарь ВУЗ-банка Татьяна Химич.

При этом, по словам Ильи Рощупкина, некоторые банки не совсем охотно кредитуют подержанные автомобили, так как велик риск мошенничества. «Допустим, приходит клиент и говорит, что планирует приобрести авто стоимостью 500 тысяч рублей, хотя реальная рыночная стоимость составляет, к примеру, 200 тысяч рублей. Подходит срок погашения кредита, клиент говорит, что не может закрыть долг. На руках у банка остается авто стоимостью 200 тысяч рублей, а у клиента – 300 тысяч рублей «выручки». Банк не может отсудить разницу, поскольку свой залог – авто – он получил», – говорит Илья Рощупкин.

О необходимости создания реестра никто не спорит, осталось решить – кто его будет вести. «Бюро кредитных историй более приближено к банковской сфере, поэтому чисто технологически вести реестр залоговых автомобилей им будет проще, чем нотариусам», – резюмирует Илья Рощупкин.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
10
ТОП 5
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
«Тот самый S.T.A.L.K.E.R. с тупыми болванами». Журналист потратил более 30 часов на игру, которую все ждали 14 лет, — впечатления
Даниил Конин
журналист ИрСити
Мнение
Китайцы разрешают бензин АИ-92 для турбомоторов. Наш журналист считает это опасным популизмом
Анонимное мнение
Мнение
«Экраны и иллюминация тоже ослепляют»: журналист 74.RU вступилась за водителя, которого наказали за гирлянду на машине
Анонимное мнение
Мнение
«Парни, не позорьтесь!» Уральский блогер объяснила, что запрещено дарить девушкам на Новый год
Ольга Чиги
блогер
Рекомендуем
Объявления