Экономика Авиация против РЖД

Авиация против РЖД

Авиакомпании, заручившись поддержкой правительства РФ, начали масштабное наступление на рынок региональных перевозок. В 2013 году из бюджета РФ будет просубсидирован 61 региональный маршрут на общую сумму 1,3 миллиарда рублей. Благодаря этому перевозчики смогли предложить авиабилеты по ценам, конкурирующим со стоимостью пассажирских перевозок по железной дороге. Эксперты прогнозируют, что если поддерживать такой уровень цен, то РЖД получит мощного конкурента в виде малой авиации.

Наибольшее количество маршрутов – 15 – заявлено на федеральное субсидирование из аэропорта Кольцово, пассажиропоток которого, как принято считать, на треть состоит из южноуральцев. Теперь из Екатеринбурга можно улететь в Оренбург, Омск, Курган, Тюмень, Нижний Новгород, Сыктывкар, Ульяновск, Казань, Пермь, Магнитогорск, Самару, Ижевск, Саратов и Советский. Планируется, что в августе добавятся дополнительные частоты в Ноябрьск.

«Мы уверены, что практика внедрения этой программы будет способствовать решению стратегической задачи – восстановлению авиамаршрутной сети Российской Федерации», – сказал директор по авиационной коммерции ЗАО УК «Аэропорты регионов» Сергей Доценко.

В мае-июне спад продаж билетов на поезда дальнего следования в России составил 22 процента. В целом по итогам полугодия показатель снизился на 2,4 процента. Для сравнения, у авиакомпаний пассажиропоток за то же время вырос на 16 процентов.

Выполнять рейсы из Екатеринбурга по новой программе начинают шесть авиаперевозчиков: «Оренбуржье», «ИрАэро», «РусЛайн», «Ижавиа», «Саратовские авиалинии» и «Газпром авиа». В каждый из городов можно будет отправиться не реже трех раз в неделю, а в некоторые – девять и более раз в неделю. В Кольцово говорят о том, что благодаря расширению маршрутной сети у пассажиров появляется альтернатива вынужденному транзиту через Москву. Сейчас из большинства регионов нельзя улететь, не побывав в столице.

Трансфер через Екатеринбург в течение летнего периода будет доступен для жителей Магнитогорска. Как сообщили в пресс-службе авиакомпании «Руслайн», по линии Екатеринбург – Магнитогорск – Екатеринбург будет выполняться восемь рейсов в неделю, минимальный тариф составит 2000 рублей. «Для полетов поставлены 30-кресельные бразильские самолеты Embraer-120», – уточнили в авиакомпании. Отметим, что цена билета на поезд по маршруту Екатеринбург–Магнитогорск (время в пути 13 часов) варьируется от 1,5 тысяч рублей в плацкарте до 4,7 тысяч рублей в купе класса люкс.

Челябинский аэропорт принял участие в программе развития межрегиональных перевозок лишь опосредованно. Так, с 1 апреля этого года полетную программу по маршруту Оренбург – Тюмень – Челябинск запустила авиакомпания «Оренбуржье», созданная за счет субсидий из регионального бюджета.

Минимальный тариф в одну сторону по направлению Челябинск–Оренбург, включая все сборы, составляет 3900 руб. Среднее время в пути – 2 часа 15 минут. Рейс из Челябинска в Тюмень в расписании авиакомпании не значится. «Дороги между Челябинском и Оренбургом очень плохие, если же ехать на поезде, это будет стоить около двух тысяч рублей и займет почти 15 часов. На самолете можно будет слетать туда и обратно за один день. Цены на перелет сопоставимы со стоимостью билетов на поезд, но при этом удается значительно сэкономить время», – рассказывали Chel.ru в авиакомпании «Оренбуржье».

По словам директора Челябинского авиапредприятия Владимира Реунова, развивать межрегиональные перевозки из Челябинска можно лишь при финансовой поддержке из федерального или регионального бюджета. «Мы думали об этом и в течение двух лет обсуждали эти вопросы с правительством Челябинской области. Но в данном случае без субсидирования со стороны федерального центра и регионального правительства такая программа будет убыточной», – сказал Владимир Реунов. По его мнению, востребованы были бы направления из Челябинска в северные города: Сургут, Нижневартовск. «Наверняка были бы востребованы рейсы в Уфу, вроде бы всего 400 километров, а попробуйте доехать туда по трассе М-5 в зимнее время. Также интересны близлежащие города в Казахстане», – считает директора челябинского авиапредприятия. Сейчас карта межрегиональных маршрутов из Челябинска включает в себя Казань, Нижний Новгород, Новосибирск, Оренбург, Орск.

В правительстве Челябинской области сообщили, что в 2013 году средства на субсидирование авиаперевозок не предусмотрены.

По мнению аналитика «Инвесткафе» Киры Завьяловой, субсидирование региональных перевозок положительно скажется на темпах роста пассажиропотока. «Если принять во внимание недостаточный уровень мобильности населения в регионах, то, на мой взгляд, развитие региональных авиаперевозок – одна из ключевых точек роста рынка пассажирских авиаперевозок в целом», – отметила она. Возможно также, что произойдет перераспределение пассажиропотока между железнодорожным и авиационным транспортом.

Заместитель генерального директора компании «Русь Трэвел» Дмитрий Киселев напоминает о том, что в советское время полеты на малые и средние расстояния были востребованы и окупаемы. «Раньше из Челябинска летали самолеты в Екатеринбург и Магнитогорск, и рейсы были востребованы. Однако на протяжении многих лет эти маршруты не работали, так что теперь пассажиров придется заново приучать к полетам на небольшие расстояния. Сама по себе идея развития авиасообщения между российскими города, безусловно, хороша, ведь сейчас ситуация доходит до абсурда: чтобы попасть, к примеру в Новосибирск, нужно побывать в Москве. При этом я сомневаюсь, что идея будет реализована в нынешних российских реалиях, когда стоимость авиабилетов непомерна дорога из-за того, что у нас очень дорогое обслуживание в аэропортах, старый авиапарк, который требует больших затрат на ремонт, и так далее, целый комплекс причин», – рассуждает Дмитрий Киселев.

С ним согласен заместитель генерального директора фирмы «Тургид», действительный член Академии общественных наук (Москва) Алексей Мешин. «Самую прекрасную идею можно «убить» исполнением. Межрегиональные перевозки будут востребованы, если авиакомпании найдут ту ценовую нишу, которая оправдана с точки зрения экономической целесообразности. Сейчас очень большое число деловых людей вынуждено перемещаться на автомобилях между городами, теряя деньги и время, которое дороже денег», – сказал Алексей Мешин.

Эксперты привели в пример страны Европы и Америку, где благодаря низкой стоимости авиабилетов большая часть населения предпочитает перемещаться на самолетах, тогда как железная дорога выполняет другие функции.

Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
51
ТОП 5
Мнение
«Бессмысленное издевательство над собой». Можно ли правильно питаться на 1000 рублей в неделю: эксперимент
Анонимное мнение
Мнение
«Не сушите на батареях»: советы мастера — как не убить обувь осенью и зимой
Роман Тамоян
мастер центра по реставрации обуви
Мнение
«Мясо берем только по праздникам и не можем сводить детей в цирк»: многодетная мать — о семейном бюджете и тратах
Анонимное мнение
Мнение
«На погоду повлиять мы не в силах»: идеолог транспортной реформы объяснил, почему автобусы Челябинска не ходят по расписанию
Анонимное мнение
Мнение
«Цены попадали в идеальный шторм». Как ситуация на авторынке России стала зловещей
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления