Дефицит по принятым обязательствам по господдержке сельхозпроизводителей в России в этом году составляет 26 млрд рублей. Только в Челябинской области аграрии недополучили один миллиард рублей под инвестпроекты, которые уже запущены. Средства, по словам сельхозпроизводителей, не поступают с мая 2013 года.
Сельское хозяйство в России всегда считалось высокорискованным бизнесом. Но в последний год отрасль особенно лихорадит – заявления о скором банкротстве, жалобы на подорожавшие корма и отсутствие господдержки слышны повсюду. В чем причина упадка отрасли, еще два-три года назад привлекательной для инвесторов, разберемся подробнее.
Ни для кого не секрет, что за последние три года засухи и наводнения сильно испортили аграриям жизнь. На природные катаклизмы рынок зерна среагировал моментально. В конце засушливого 2012 года цены на корма подскочили вдвое, и сельхозтоваропроизводители вынуждены были платить уже не пять тысяч рублей за тонну, а 10 и даже 12 тысяч. Пропорционально выросли затраты на производство продукции.
Подкосило отечественного сельхозпроизводителя – особенно свиноводов, птицеводов и молочников – вступление в ВТО. Пошлины на импорт свинины с 15 процентов упали до нуля. На российский рынок хлынуло дешевое блочное мясо. Отечественным производителям пришлось автоматически снижать цену на свою продукцию сразу на 30 процентов. Интересно, что конечный потребитель почувствовал удешевление свинины лишь на один процент.
Следствием падения цены на свинину стало снижение стоимости мяса птицы. Переработчикам стало невыгодно брать курятину, ее они заменили дешевой свиной блочкой. По данным Росптицесоюза, объем производства мяса птицы в первом полугодии 2013 года снизился по сравнению с 2012-м на 6,7%.
Сельхозпроизводители надеялись, что государство не оставит их один на один с бедой. Поначалу власти действительно обещали компенсировать затраты на подорожавшие корма, но в итоге деньги выплатили только через год – в октябре 2013-го. В ряде регионов страны до сих пор затраты сельхозпроизводителям не компенсированы.
Еще одна субсидия – компенсация ставки рефинансирования по краткосрочным и инвесткредитам – стала поступать с опозданием на несколько месяцев. В свое время именно эта мера помогла сделать заемные средства более доступными и привлечь в отрасль колоссальные инвестиции. Благодаря этому предприятиям страны удалось модернизировать производство и пополнить оборотные средства.
Сегодня государство исполняет обязательство с перебоями, а банки требуют возвратов по кредитам вовремя и отсрочек не дают. Как следствие, предприятия одно за другим сообщают о банкротстве и заморозке крупных инвестпроектов.
Так, компания «Агроком» (крупный холдинг юга России, занимающийся в числе прочего производством мясной и табачной продукции) в 2011 году объявила о строительстве крупного мясоперерабатывающего комплекса в Батайске, а в 2013-м свернула проект. Объем запланированных вложений – более 11 миллиардов рублей. В качестве причин владельцы предприятия называют негативные последствия вступления в ВТО (в частности, падение рынка свинины) и слабую поддержку со стороны властей.
Вот что говорит о происходящем генеральный директор агрохолдинга «Русагро» (крупнейший производитель сахара и мяса свинины) Максим Басов: «Наша компания за два последних года инвестировала больше 10 миллиардов рублей ежегодно. Сейчас у меня план на следующий год – три миллиарда. У меня есть проекты, но я боюсь за них браться, потому что я не знаю, будет ли субсидирование процентной ставки». Сегодняшний долг бюджета перед «Русагро» Максим Басов оценивает в несколько сотен миллионов рублей.
Аграрии не устают повторять: господдержка существует во всех развитых странах. В России в течение последних 15 лет она была на уровне 30 процентов к ВВП сельского хозяйства, в США – около 60, в ЕС – от 42 до 59 процентов. В США, к примеру, сельхозпроизводителям субсидируют инвестиции, производят выплаты сельскохозяйственным товаропроизводителям на единицу площади или голову скота, возмещают затраты на водоснабжение, орошение, газификацию, дают компенсации по налогам и т. д.
В Челябинской области долг государства перед сельхозпроизводителями – уже один миллиард рублей. Вероятность развития негативного сценария в данной ситуации отрицать нельзя. Южноуральские сельхозпроизводители обращаются с вопросом о сроках выплат к властям. И уже сомневаются в том, что долгожданная господдержка в этом году вообще придет.
Аграрии понадеялись на государство и по факту остались ни с чем. И дело здесь не в неэффективном управлении, не в попытке выпросить себе сверхльготы или дополнительные преференции, а в четком финансовом планировании и вере в исполнение данных государством обязательств.
Неисполнение обязательств одной из сторон – в данном случае государством – оборачивается катастрофой для производства, а впоследствии для страны в целом. Сейчас аграриям обещанные деньги взять просто неоткуда: цену на продукцию поднимать невозможно – она сдерживается уже несколько лет, затратная часть и так превышена из-за подорожавших кормов.
Вот как комментирует сложившуюся ситуацию генеральный директор НО «Российский птицеводческий союз» Галина Бобылева: «Устойчивое развитие птицеводческой отрасли, как, впрочем, и всего животноводства, невозможно представить без постоянной модернизации предприятий. Но при высоком уровне их закредитованности и низкой рентабельности они никогда не смогут самостоятельно, без поддержки государства, совершить технико-технологический прорыв».
В качестве причин сложившейся ситуации Министерство сельского хозяйства РФ называет сложности в вопросах контроля за прогнозированием и расходования средств. В результате выясняется, что программа требует больше денег, чем было запланировано.
Как пояснил министр сельского хозяйства Челябинской области Сергей Сушков, задолженность по субсидированию процентной ставки по кредитам возникла из-за превышения сельхозтоваропроизводителями лимита, установленного на текущий год на уровне федерации на данную статью расходов.
«В 2013 году под 17 инвестиционных проектов в область привлечено около 43 млрд рублей кредитных средств, – рассказал Сергей Сушков. – Сейчас законодательство выстроено таким образом, что какой бы сельхозтоваропроизводитель сегодня не взял кредит на развитие своего бизнеса, он может подать документы в минсельхоз на возмещение процентной ставки и получит это возмещение из федерального бюджета. Однако на текущий год в федеральном бюджете под Челябинскую область было заложено 1,1 млрд. рублей. И эти средства уже выплачены». Вместе с тем, как пояснил министр, только на Южном Урале документы поданы на возмещение процентных ставок на сумму еще в один миллиард рублей – именно такая задолженность федерального бюджета и существует сейчас перед компаниями нашего края.
«Согласно постановлению о компенсации процентной ставки кредитов, субсидию получат все компании, подавшие соответствующие документы до 1 января 2014 года, в порядке календарной очередности, – разъясняет ситуацию Сергей Сушков. – Сейчас федерация изыскивает дополнительные средства на эти цели. Скорее всего, обязательства по 2013 году будут выполнены уже в будущем году. Чтобы избежать в дальнейшем подобных ситуаций, с 1 января 2014 года изменится схема субсидирования процентной ставки: такие субсидии будут носить исключительно адресный характер».
Региональные власти делают все возможное, чтобы ускорить получение федеральных денег местными сельхозтоваропризводителями. Ведь от благополучия последних зависят и бюджетные поступления, и стабильное обеспечение продовольствием региона.
Аграрии ждут помощи и… пишут письма в правительство РФ. Так, только за лето-осень Дмитрию Медведеву отправили послания птицеводы и свиноводы северо-запада России, птицеводы Южного Урала, молочники Вологодской области. Они жалуются, что ждать больше невозможно, ситуация на грани краха, инвестпроекты заморожены, предприятия – на грани сокращения производства.