5 декабря воскресенье
СЕЙЧАС +0°С

Ольга Грачева, управляющая Отделением Челябинск Уральского главного управления Банка России: «Практически все виды мошенничества в финансовой сфере связаны с невнимательностью, доверчивостью или неосведомленностью людей»

Поделиться

Поделиться

Чуть ли не каждый день на финансовых рынках, в том числе в Челябинской области, появляются новые виды мошенничества. О наиболее распространенных схемах махинаций рассказала управляющая Отделением Челябинск Уральского главного управления Банка России Ольга Грачева.

– Ольга Михайловна, насколько проблема мошенничества на финансовых рынках актуальна для жителей нашего региона?

– В 2015 году и первом квартале текущего года в отделение «Челябинск» поступило почти 70 жалоб от жителей области на незаконное списание денежных средств с их банковских счетов. Причем в последнее время отмечается рост обращений и жалоб граждан, пострадавших от мошеннических схем, в которых используется наименование Банка России. Основные пострадавшие – социально незащищенные слои населения, прежде всего пенсионеры.

– Какие конкретно схемы используют мошенники?

– Видов махинаций, построенных на доверчивости граждан, много, но можно выделить несколько основных. Наиболее распространенным является вариант, когда людей по телефону или через SMS-сообщения информируют о возможности получения «компенсации» за ранее приобретенные товары (прежде всего лекарства, биологически активные добавки) или оказанные услуги. При этом просят предварительно оплатить «налог», «госпошлину», «страховой сертификат» и т.д.

Деньги, как правило, предлагают перевести на счет некоего физического лица. Иногда для получения наличных присылают курьеров. Причем, если гражданин выплатил указанную сумму, ему могут поступать повторные требования денег по так называемым «дополнительным основаниям».

Для убедительности мошенники упоминают в разговоре адрес Банка России (Москва, ул. Неглинная, 12), представляются сотрудниками Банка России или его уполномоченными (адвокатами, судебными исполнителями и т.п.). При этом позвонивший по телефону аферист может даже назвать реально существующую фамилию из официального списка коллегии адвокатов города или области. Также потенциальным жертвам направляют якобы копии паспорта, служебного удостоверения, судебного решения, исполнительного листа и других документов. Однако на самом деле эти документы являются сфальсифицированными.

Также получила распространение преступная схема, когда человеку по телефону предлагают вложить деньги на «высокодоходный накопительный сертификат в Центральном банке России». При этом средства необходимо перевести на счет некоего вымышленного «финансового представителя Банка России». Но связаться с этим «представителем» после перевода, естественно, уже не удается.

– То есть людям надо очень осторожно подходить к обещанию быстрого получения гарантированных легких денег?

– Практически все виды мошенничества в финансовой сфере связаны с невнимательностью, доверчивостью или неосведомленностью людей. Именно на это сочетание качеств рассчитывают преступники, пытающиеся, в частности, завладеть персональными данными граждан в обмен на обещание выплатить денежные выигрыши, якобы начисленные организациями и фирмами, которые торгуют товарами народного потребления по каталогам.

При этом для убедительности в рекламных буклетах и каталогах подобных фирм также указываются названия несуществующих кредитных организаций-партнеров, созвучные с наименованием Банка России (ОАО «ЦБ», ОАО «БР», «Банк Российский», ЦБР и прочие).

– Наверняка многие схемы сегодня реализуются с использованием банковских карт?

– Действительно, один из вариантов мошенничества – рассылка SMS-сообщений или звонки гражданам с информацией о том, что их банковские карты якобы заблокированы. При этом в SMS в строке «Отправитель» отражается номер телефона или текст, который должен указывать на принадлежность к Банку России. Например, может использоваться слово Сentrobank либо другие слова и словосочетания, которые ассоциируются с Центральным банком.

Если получатель сообщения перезванивает по указанному номеру, мошенники, представляясь работниками Банка России, пытаются выяснить у него данные карты, включая PIN-код, либо стараются побудить адресата предпринять некоторые действия с использованием банкомата для вымышленной разблокировки карты. Результатом этих манипуляций становится списание денег с банковского счета.

– Существуют ли какие-нибудь общие рекомендации, как не стать жертвой мошенников?

– Прежде всего необходимо проявлять бдительность и не реагировать на сомнительные предложения перечислить деньги для получения разного рода призов, выигрышей, компенсаций кем бы незнакомцы ни представлялись. Не перечислять деньги на неизвестные счета физических лиц и номера телефонов, игнорировать предложения о передаче денег при личной встрече.

При получении SMS-сообщения о блокировке банковской карты необходимо немедленно связаться с контактным центром коммерческого банка, выпустившего карту. Причем сделать это по телефонам, указанным на карте, а не в SMS-сообщении. Нужно твердо помнить, что PIN-код карты нельзя сообщать никому, даже сотрудникам банка.

Прежде чем принять любое финансовое решение, желательно посоветоваться с родственниками и близкими людьми, перепроверить всю имеющуюся информацию. Например, если звонящие выступают от имени учреждения (Банка России, Министерства финансов, прокуратуры, коллегии адвокатов и т.п.) можно предварительно позвонить в эту организацию по ее официальным телефонам. При этом надо четко знать, что по законодательству Центральный банк Российской Федерации не осуществляет банковские операции с физическими лицами, то есть не работает с населением как с клиентами. Этот запрет распространяется в том числе на начисление и выплату разного рода компенсаций, денежных выигрышей, прием денежных средств, блокировку банковских карт и иные операции. Кроме того, Банк России никогда не рассылает SMS-сообщения гражданам.

– Куда жители области могут обратиться для защиты своих прав?

– При малейших подозрениях на обман следует немедленно обращаться в местные органы полиции. Банк России также принимает от населения обращения и жалобы на деятельность поднадзорных финансовых организаций. Уже более двух лет в его структуре действует специальная Служба по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров, имеющая разветвленную сеть на всей территории страны.

Жалобу можно направить как через специально созданный раздел «Интернет-приемная» на официальном сайте Банка России, так и в письменном виде, в том числе и на адрес отделения «Челябинск» (г. Челябинск, пр. Ленина, 58).

Также каждый желающий может позвонить в контактный центр Банка России по номеру 8 800 250-40-72 (звонок бесплатный из всех регионов России).

Фото: Фото предоставлено пресс-службой ЦБ

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Челябинске? Подпишись на нашу почтовую рассылку