Морковь, картофель и свекла подорожали в несколько раз. Если пару месяцев назад килограмм «борщевых» овощей можно было купить за 30–40 рублей, то сейчас стоимость доходит до сотни, причем как в сетевых магазинах, так и в киосках. Челябинцы кипят от возмущения, не понимая, с чем связан скачок — сезонностью или жадностью. Разбираемся в ценообразовании.
— Цены сводят с ума, — написала нам читательница 74.RU. — Овощи стоят в два раза больше, морковка — сто рублей. Зимой ей цена — десять!
Мы прошлись по магазинам сетей «Пятерочка», «Магнит», «Лента», Spar, заглянули и в овощные киоски ИП. Цены взлетели везде.
По словам заместителя губернатора Челябинской области Сергея Сушкова, сейчас мы наблюдаем обычный сезонный рост цен. В конце весны — начале лета овощи традиционно дорожают. Урожай прошлого года закончился, новый еще не вырос, из-за этого приходится закупать товар на юге или за рубежом.
— Мы самодостаточный регион и, например, картошки производим больше, чем потребляем, и даже продаем ее в другие регионы. Но существует такая проблема: мы не можем хранить продукцию в течение всего года, — объяснил Сергей Сушков, курирующий Министерство сельского хозяйства области. — Несмотря на то что регион постоянно вводит новые мощности, пока недостает хранилищ, где овощи могли бы оставаться свежими в течение долгого времени. Поэтому, когда наши запасы заканчиваются, товар приходится ввозить из южных районов России или других стран, если говорить о картофеле. И это при том, что из-за рубежа поставляется генномодифицированная продукция, выращенная с применением пестицидов и другой химии, а у нас она органическая, чистая.
Аналитик финансовой группы «Финам» Алексей Коренев тоже говорит о сезонном колебании цен, но резкое повышение стоимости «борщевого набора» связывает больше с инфляцией издержек. Как объясняет специалист, расходы выросли почти на всех этапах: от поля до прилавка. Больше тратить стали и сельхозпроизводители, и логистические компании, и ритейл. Повышаются цены на удобрения, на топливо (на дизеле работают грузовики, которые доставляют в магазины готовую продукцию), на оборудование. Например, в магазинах стоят в основном импортные холодильники, которые покупаются и обслуживаются за валюту, а курс рубля в прошлом году заметно упал.
«Я бы не сказал, что производители или ритейл наживаются на людях. У них нет возможности понижать цены — они и так работают на грани рентабельности»
— Расходы выросли — компании тоже вынуждены повышать стоимость, — озвучивает свою позицию Алексей Коренев. — Это не от жадности, на мой взгляд, все-таки происходит.
Вместе с тем некоторые эксперты уверены, что такое подорожание плодоовощной продукции — во многом прихоть бизнесменов. Заместитель директора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, доктор экономических наук Дмитрий Кувалин признает, что рост издержек и сезонное повышение стоимости товаров играют свою роль, но в то же время говорят о «гонке цен на продовольствие». По его мнению, производители товаров внутреннего потребления, к которым относятся картошка, морковь, капуста и свекла, взяли пример с компаний, поставляющих продукцию в другие страны.
— Все началось с того, что повысилась стоимость многих видов продукции на мировом рынке, — комментирует эксперт. — Наши сельскохозяйственные производители, которые экспортируют свой товар (зерно, сахар, подсолнечное масло), решили, что они не хотят на внутреннем рынке продавать дешевле, чем на внешнем, и начали поднимать цены в России. Видимо, производители тех продуктов, которые потребляются исключительно на внутреннем рынке, решили не отставать.
«Бизнес — он вообще-то такой, циничный и жадный: если есть возможность поднять цены, они поднимают»
Дмитрий Кувалин уверен, что только такие факторы, как сокращение спроса или давление со стороны власти, могут вынудить предпринимателей ограничить рост цен, и то лишь на короткое время.
Мы направили запросы по поводу повышения цен в сети магазинов «Пятерочка», «Магнит», «Лента» и SPAR. На момент публикации материала ответы поступили только от SPAR и «Пятерочки».
— Стоимость продуктов на полках магазинов зависит от множества факторов, например, курса валют, цен на сырье, упаковку, изменений в логистике, дисбалансов спроса и предложения, — прокомментировал руководитель макроэкономического анализа X5 Group («Пятерочка») Илья Федоров. — В случае с корнеплодами произошло сокращение предложения в весенний период. Неудовлетворительное качество урожая корнеплодов в прошлом году отрицательно сказалось на сроках их хранения. В результате к весне предложение овощей борщевого набора оказалось меньше обычного.
— Рост закупочных цен на продукцию от поставщиков составил 60–80%, при этом закупочная цена на морковь выросла более всего, — сообщил 74.RU коммерческий директор SPAR Олег Даниленко. — Поставщики ссылаются на плохой урожай корнеплодов в 2020 году в РФ, в связи с этим им приходится поставлять к реализации продукцию из стран постсоветского пространства. Сеть, понимая социальную значимость данных товаров, поддерживает минимальный уровень товарной наценки, покрывающий только логистические затраты и затраты на подготовку товара к реализации.
Представитель компании SPAR добавил, что до появления нового урожая снижения закупочных цен не ожидается, но сеть со своей стороны будет проводить работу для сдерживания дальнейшего роста. А в X5 Group подчеркнули, что сроки поступления нового урожая на рынок могут сдвинуться из-за холодной весны в средней полосе России, ключевого региона в производстве корнеплодов.
Экономисты отмечают, что повышение стоимости товаров происходит на фоне падения доходов россиян. Сам бизнес не заинтересован в таком раскладе.
— Потребитель уходит в более дешевый ценовой сегмент, начинает покупать то, что попроще, внимательно смотреть на ценники и брать ровно столько, сколько ему нужно — не так, как раньше: заехал в супермаркет, тележку набил, а потом уже думаешь: «Нужно мне это или нет?», — комментирует Алексей Коренев. — Кроме того, люди начинают очень активно покупать по всевозможным акциям, скидкам и так далее.
По мнению специалиста, в четвертом квартале стоимость «борщевого набора», скорее всего, перестанет расти и начнет даже немного откатываться назад. Производители не должны долго держать слишком высокие цены. Они вынуждены будут искать внутренние резервы, оптимизировать издержки — иначе у них начнется затоваривание, потому что люди просто не смогут покупать продукцию.
— Есть надежда, что этой осенью мы увидим сезонное снижение цен, но если этого не произойдет, это не будет удивительно, — резюмирует аналитик. — Обычно в сентябре-октябре у нас наблюдается сезонное удешевление плодоовощной продукции, но осенью 2020 года из-за пандемии она не только не подешевела, но даже подорожала.
Зарплаты за время пандемии коронавируса почти не выросли, а вот товары в магазинах подорожали заметно, и коснулось это не только «борщевого набора». Мы прогулялись по популярным супермаркетам и сравнили цены с прошлогодними. Разница оказалась внушительной.
Перед Пасхой резко поднялась стоимость яиц. Вот как это объяснили в Минсельхозе.