После опубликованной сегодня статьи о неявном списании денег с кредитных карт «Альфа-Банка» в редакцию 74.RU стали массово жаловаться клиенты, попавшие в аналогичную ситуацию. Мы обратились в Банк России, который регулирует работу финансовых организаций, и спросили, каков должен быть порядок действий в этом случае.
Вот как описывает свою историю одна из клиенток банка Наталья:
— Аналогичная ситуация произошла со мной: на той неделе обнаружила списанную комиссию. Выписки можно посмотреть только за последний год, но после кучи жалоб мне предоставили данные за 3 года. Итого с меня списали 21 600 рублей! После жалобы вернули только последнее списание в размере 1700 рублей. По остальной сумме ответили, что не вернут. Я написала жалобу в ЦБ РФ и Роспотребнадзор, но ответа пока нет. Кто и как ставил за меня галочки в личном кабинете, я не знаю. При этом оплаченное СМС-информирование не сработало. Посмотрели выписку у мужа — то же самое, но ему хотя бы вернули всю сумму.
Екатерина пишет:
— Являюсь клиентом «Альфа-Банка», тоже заметила непонятные списания — «комиссия за организацию страхования»: каждый месяц 20-го числа. За 6 месяцев сумма уже составляет 5494,92 рубля. Возможно, больше, но в личном кабинете нельзя посмотреть более ранний период. Никаких галочек я не ставила, никаких услуг не подключала. Уведомлений о списании не приходит: просто вижу их в истории операций.
Близкая история у Раисы:
— Такая же ситуация с «комиссией по организации страхования» по кредитной карте «Альфа-Банка» моего мужа. Каждый месяц снимается 1,3% с суммы задолженности, хотя беспроцентный период заканчивается только в конце февраля. Звонок оператору ничего не дал, так и не смогли объяснить, когда он успел дать согласие на страховку.
Таких обращений у нас уже более десятка, и мы связались с Банком России, где посоветовали клиентам прежде всего написать жалобу через интернет-приемную регулятора. Перейдя по ссылке, необходимо выбрать пункт «Отправить обращение в электронном виде» и нажать соответствующую кнопку (она появится в раскрывшейся вкладке).
Далее в пункте «Банковские продукты/услуги» выбираем вкладку «Потребительское кредитование» и затем раздел «Прочее». Если ваша история похожа на описанные выше случаи, примерный текст сообщения следующий: «Добрый день! Пользуюсь кредитной картой «Альфа-Банка». В личном кабинете заметил ежемесячное списание средств по услуге «присоединение к программе страхования». Согласия на подключение данной услуги я не давал. Прошу проверить законность действий «Альфа-Банка» в отношении владельцев кредитных карт». В пункте, где просят указать вариант проблемы, можно написать: «Списание денег за ненужную услугу "присоединение к программе страхования"».
Не забудьте также указать название банка, а в полях ниже — номер и дату заключения договора. Также рекомендуется приложить в виде файлов скан договора и всех дополнительных соглашений (если они имеются) и скриншоты выписки личного кабинета, где видны списания интересующих вас сумм.
Опыт показывает, что невредно обратиться с жалобой и в сам «Альфа-Банк», потребовав отключать вас от этой услуги и вернуть деньги. Читатели сообщают, что суммы возвращают не всем (принцип пока непонятен), но как минимум последнее списание банк отменяет.
Мы по-прежнему готовы отразить позицию руководства «Альфа-Банка» в статье и опубликовать примеры соглашений, в которых клиенты дают согласие на такую услугу. Ранее мы направили в организацию официальный запрос, но банк отказался комментировать ситуацию.
В конце прошлого года «Альфа-Банк» попадал в фокус внимания по другому поводу: пенсионерка пожаловалась, что внесла более 90 тысяч рублей через банкомат, но на счет они не поступили. После публикации 74.RU женщине вернули всю сумму.