Оптовик по продаже зерна, открывая региональное подразделение в Челябинской области, столкнулся с нелепой проблемой. Ему отказали в открытии счета, причем, не один, а сразу шесть банков подряд. Другой предприниматель попытался оплатить рядовую поставку товара, но его счет заблокировали. И все это без объяснения причин, лишь со ссылкой на закон о борьбе с финансированием терроризма и «отмыванием» доходов. Подобные истории на Южном Урале уже перестали быть исключением из правил. Почему бизнесмены попали в заложники антиотмывочного и антитеррористического закона, чего на самом деле боятся банки и к чему призывает Росфинмониторинг? Подробности – в материале 74.ru.
Банки начали «кошмарить» бизнес
В последнее время банки стали настоящими «монстрами контроля» и порой действуют похлеще налоговиков, в один голос твердят предприниматели. Еще несколько лет назад никому даже в голову бы не пришло считать торговлю зерном, например, рискованным направлением деятельности. А теперь она входит в список потенциальных источников финансирования терроризма и «отмывания» доходов. История с компанией, которая действительно занимается поставками зерна и нигде не могла открыть счёт, – реальный случай.
Другой пример: строительная компания обнаружила, что банк заблокировал ее счёт, а затем списал комиссию в 5,5 млн рублей.
– В феврале компания организовала новое юрлицо (в структуре холдинга), а проблемы начались в мае. Уже после заморозки счета банк потребовал подтвердить назначение нескольких платежных документов. Компания это сделала: предоставила первичные документы, договор купли-продажи, договор поставки, товарные накладные. Тем не менее комиссию списали, – удивляется директор юридического агентства «Регул» Анна Зиганова, которая несколько месяцев отстаивала в судах интересы клиента. – Оказывается, в тарифном справочнике банка, на что предприниматель поначалу не обратил внимания, установлена повышенная комиссия – 15 процентов от оборота. И взимается она за так называемую услугу банка по проведению... «необычной подозрительной сделки». Речь идет о тех платежных поручениях, по которым банк решает отказать в операции.
Юристы подали претензию в кредитное учреждение, но в досудебном порядке урегулировать разногласия не удалось. Пошли в суд с заявлением о необоснованном обогащении, полагая, что как таковой услуги банк не оказал. В итоге клиент Анны Зигановой решил закрыть счет в злополучном банке, а юристы попросили ЦБ разъяснить, насколько законна такая комиссия. Ответа не дождались. Показательно, что через четыре месяца банк сам отменил эту комиссию для всех покупателей.
– А 21 ноября мы выиграли суд в апелляционной инстанции, – добавляет Анна Зиганова. – Но что важно и осталось неизменным: в ФЗ-115 не установлен перечень сведений, подлежащий обязательному фиксированию. Это значит, банку позволяют произвольно толковать закон и формировать перечень на основе внутренних инструкций и локальных актов, которые никто никогда не увидит. Мы спрашивали, почему не устроили документы. Ответ один – закон о банковской тайне запрещает разглашать какие-либо сведения.
Победа в суде, конечно, греет душу. Но пока шли разбирательства, практически весь строительный сезон – с мая по ноябрь – компания вынуждена была сидеть без денег.
Директор ООО «Хорс» (занимается поставками ГСМ) Александр Коверников – один из немногих предпринимателей, осмелившихся публично озвучить проблему нового «банковского контроля».
– Банк внезапно блокирует счет, потому что ему что-то не понравилось. Несмотря на предоставленные документы, которые сами же запрашивали... Например, у меня на счету в одном из банков заблокировали 450 тысяч рублей, – рассказывает он. – В другом случае сотрудник банка недовольно хмурился: почему, мол, вы мало налогов заплатили? Но ведь банк – не налоговый орган, мы не обязаны перед ним отчитываться. Хочется все-таки понять реальные критерии, при которых приостанавливают банковские операции, а не полагаться на догадки и домыслы.
Кто больше всех пострадал
Отказы в открытии счета или требования банками множества дополнительных документов при обычных транзакциях стали обычным делом, подтверждают аудиторы.
– К нам чуть ли не каждый день приходят предприниматели с жалобой на то, что коммерческие банки замораживают расчётные счета их организаций. Причин не раскрывают, говорят, мол, все по закону 115-ФЗ, – соглашается руководитель комитета по аудиту и налогообложению челябинского отделения бизнес-объединения «Деловая Россия», директор компании LA’ consulting Юрий Симанков. – Я открыл этот закон, внимательно почитал: в нём всё описано в общих чертах. Что считать финансированием терроризма и «отмыванием» доходов? Как добросовестным бизнесменам доказать, что они ведут реальную деятельность? Никакой конкретики. Подзаконные акты, приказы и инструкции тоже носят весьма общий характер и говорят о том, что решение банка должно основываться на субъективном суждении специалиста, который анализирует данные и может принять решение о приостановке операций по счёту.
Если раньше основным инициатором приостановки операций или блокировки счетов выступала налоговая служба, то теперь солируют банки. Причем бизнес попал в ситуацию, когда все клиенты априори считаются недобросовестными и подлежат тщательной проверке. Беда в том, что быстрее всех к новым реалиям адаптировались сомнительные компании, нанявшие целый штат юристов и бухгалтеров. А больше всех, по словам Юрия Симанкова, пострадали как раз честные предприниматели, они столкнулись с массой проблем – от задержки платежей до срыва госконтрактов.
Сами банкиры напоминают, что в 2013 году произошли кардинальные изменения законодательства, направленные на расширение полномочий банков в сфере пресечения сомнительных операций. В то же время они согласны, что не нужно доводить требования до асбурда. Так, управляющий челябинским филиалом «ЮниКредит банка» Андрей Стихин напомнил, что получить некачественную услугу можно где угодно, это человеческий фактор. А управляющий ОО «Челябинский» Екатеринбургского филиала банка «Финансовая Корпорация Открытие» Василий Юдин очень удивился, узнав про повышенную комиссию за подозрительную сделку.
– Странно, что банк торгует преференциями по нарушениям, – заявил он.
Хотели как лучше...
Ужесточение регулирования банковского сектора началось уже давно, но нет задачи специально препятствовать деятельности предпринимателей, отмечают представители Центробанка и Росфинмониторинга.
– Тревоги бизнес-сообщества нам понятны и близки, – пытается успокоить замруководителя межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по УрФО (Росфинмониторинг по УрФО) Андрей Румянцев. – Конечно, не все проходит гладко, и в связи с этим сразу вспоминается знаменитая фраза Черномырдина «Хотели, как лучше, а получилось, как всегда». Но поймите, оценить степень добросовестности каждого отдельного клиента невозможно, как нельзя создать ПДД отдельно для «Порше» и «Москвича». Правила для порядочных и непорядочных людей одинаковы. Нужно исключить перегибы, но и «недогибов» допускать нельзя. Иначе пышным цветом расцветут и финансирование терроризма, и торговля оружием, и наркотики и так далее. Те же миллиарды Захарченко – это лишь снежинка на вершине айсберга.
По официальной статистике, с 2010 по 2012 годы только через фирмы-однодневки с нарушением налогового и валютного законодательства из России было выведено как минимум 760 миллиардов рублей. Ещё как минимум 21 миллиард рублей обналичили с явным нарушением налогового законодательства.
По мнению Андрея Румянцева, банк должен четко понимать, кто на самом деле стоит за той или иной транзакцией. Закон призван дать ориентиры финансовым учреждениям, а банки самостоятельно разрабатывают внутренние правила контроля. Закрытого перечня неких требований нет, потому что теневая экономика тоже не устает креативить.
– На самом деле признаки подозрительных сделок просты. Если организация вывозит мусор, а потом вдруг выбрасывает восемь миллиардов за туруслуги, то это нонсенс, это уже вызывает сомнения. Если за консалтинговые услуги оплачивают 100 миллионов, если промышленное здание приобретается за 100 тысяч рублей - это тоже абсурд, – приводит примеры заместитель руководителя межрегионального управления Росфинмониторинга. – Описание сомнительных операций во многом совпадает с обывательским понятием о мошенничестве: это пренебрежение к выгодам, удаленная работа, наличие посредника, пониженная налоговая нагрузка.
По статистике отделения по Челябинской области Уральского главного управления Центрального банка РФ, за весь прошлый год регулятору поступило всего три жалобы бизнеса на действия банков. И в 2016-м тоже только три обращения.
В то же время представители Центробанка настаивают, что бизнесу нужно вести более доверительный диалог с кредитными учреждениями.
– Если раньше представители бизнеса приходили в банк с платёжкой, специалисты знали их в лицо, то с появлением новых технологий общение свелось к минимуму, – объясняет начальник отдела финансового мониторинга банковской деятельности, финансовых рынков и валютного контроля отделения по Челябинской области Уральского главного управления Центрального банка РФ Ольга Седова. – Предприниматели не желают раскрывать информацию о себе, не понимая, что именно они больше всего заинтересованы в прозрачности и от этого только выиграют. Между тем требования к банкам постоянно повышаются, им грозит как административное наказание, так и в соответствии с Уголовным кодексом.
Нетерпеливых внесут в черный список?
Не все предприниматели и предприятия, столкнувшись с проблемами приостановки платежей, доводили дело до суда. Многие предпочитали просто закрыть счет и перейти в другой банк. Однако такое поведение, как выяснил 74.ru, может выйти боком... самим бизнесменам.
– Вы просто ушли в другой банк, а приобрели черную метку, сигнал, что вы подозрительный клиент, – приоткрывает секреты Андрей Румянцев. – Последствия могут быть необратимыми. Не бывает переходов из «плохого» банка в «хороший», это нонсенс. Наши требования к банкам одинаковы. Поэтому нужно не убегать, а объясняться, доказывать реальность своих операций.
Представитель Росфинмониторинга также обращает внимание предпринимателей на то, что банк больше не обязан обслуживать бизнес-сообщество в ущерб своим интересам, он свободен в выборе клиентов.
– Хочет – берет на обслуживание, не хочет – не берет, это его бизнес-право. Поэтому предпринимателям сейчас нужно показать себя, понравиться банку, как при вступлении в брак, – советует Андрей Румянцев. – Жизнь и нормотворчество — процессы вечные. Нормативные акты постоянно совершенствуются, адаптируются к новым экономическим, политическим и прочим реалиям. Заранее правила игры никому не известны, даже нам.
Впрочем, представитель Росфинмониторинга подарил предпринимателям надежду на более четкое понимание взаимоотношений с банками, сообщив, что при президенте РФ создана рабочая группа по борьбе с незаконными финансовыми операциями. Она каждый месяц исследует основные региональные тренды в этой области, вырабатывает дополнительные меры, которые помогут вывести клиента из сумрака в прозрачное финансовое пространство и при этом не создадут проблем для добросовестных бизнесменов.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com