RU74
Погода

Сейчас+14°C

Сейчас в Челябинске

Погода+14°

небольшая облачность, без осадков

ощущается как +8

7 м/c,

ю-з.

737мм 24%
Подробнее
3 Пробки
USD 91,82
EUR 98,95
Образование Иван Иоголевич, заместитель директора лицея №31, депутат ЗСО: «Я считаю себя школьным учителем, поэтому отказался от МГУ»

Иван Иоголевич, заместитель директора лицея №31, депутат ЗСО: «Я считаю себя школьным учителем, поэтому отказался от МГУ»

" src=

Мое знакомство с сегодняшним героем рубрики «Харизма» состоялось зимой 2006-го года. На улице стоял 30-градусный мороз, занятия во всех школах отменили. Уже поднимаясь по ступенькам 31-го лицея, я заметила оживление – лицей не пустовал в отличие от большинства учебных заведений города! В кабинете Ивана Александровича сидело несколько ребят. Как выяснилось, его ученики даже в сильные морозы не пропускают уроков. Наверное, поэтому среди них так много победителей всевозможных олимпиад. О том, как заинтересовать ребенка таким сложным предметом, как физика, каково быть потомственным педагогом, носить гордое звание «Учителя года», а также совмещать работу в школе и областном Законодательном собрании, Иван Александрович рассказал корреспонденту Cheldiplom.ru.

Призеров много, олимпиад мало

– Что изменилось в вашей жизни с тех пор, как вы стали работать в ЗСО?

– Прежде всего кругозор. Теперь приходится смотреть на мир не с точки зрения школьного учителя, а гораздо шире. Увеличился круг общения и вопросов, которые приходится решать, уплотнился рабочий день. Наверное, это хорошо – ресурсы каждого человека достаточно велики, а мы их не используем, если перед нами не стоят большие задачи.

– В ЗСО вы единственный представитель учительского сообщества. Что удалось реализовать за время своей работы?

– Весной 2006 года я выступал на Южно-Уральском экономическом форуме с докладом, в котором говорилось о необходимости поддержать точки роста образовательных систем, школы-лидеры. Сегодня при введении подушевого финансирования и нормативов оплаты труда, связанных с количеством обучающихся, очень важно иметь в виду, что есть школы, занимающие особое положение в областной системе образования. И это доказывают, прежде всего, достижения учащихся на Всероссийских и международных олимпиадах и конкурсах. Я говорил о том, что хорошо бы на базе таких школ создать ресурсные центры по подобию тех, что работают в системе профтехобразования. Идею поддержали министр образования и науки области Владимир Садырин, областное правительство, губернатор, Законодательное собрание. Уже в 2007 году десять школ области получили из областного бюджета по полтора миллиона рублей на создание центров по работе с одаренными детьми. Столько же выделили и муниципалитеты.

Также удалось решить вопрос о выделении дополнительных средств из областного бюджета на развитие олимпиадного движения на Южном Урале. В этом году мы запускаем первые открытые областные олимпиады по физике и русскому языку. И раньше каждую территорию на областной олимпиаде мог представлять только один ребенок от параллели. Это нормальный конкурсный подход, но с точки зрения конкретного ученика он жутко несправедлив. Ведь есть территории (Челябинск, Миасс, Южноуральск, Озерск, Магнитогорск, Снежинск, Златоуст, Коркино), где традиционно у многих школьников очень хорошая физико-математическая подготовка, многие конкурентоспособны на областном и даже российском уровне, а участником областной олимпиады может стать только кто-то один. С этого же года помимо традиционного отбора, где за каждой территорией сохраняется квота, будут проводиться открытые олимпиады (пока для 9,10,11 классов), участником которых может стать любой желающий.

– Насколько мне известно, наши школьники и так показывают очень высокие результаты на российских и международных конкурсах…

– Совершенно верно. В этом году Челябинская область заняла четвертое место по числу победителей и призеров различных олимпиад после Москвы, Санкт-Петербурга и Татарстана, опередив даже Московскую область. Но это всего 59 дипломов, примерно 55 человек. В области талантливых школьников гораздо больше, и мы должны их разыскивать, развивать потенциал. Олимпиады дают стимул для дальнейшего роста. К примеру, в Москве очень много интеллектуальных состязаний для школьников. У нас я не могу привести примера городских или областных соревнований, где дети решали бы физические или математические задачи. Есть конференции, но у них несколько иная направленность.

И еще одно важное направление моей деятельности в качестве депутата ЗСО – работа по организации досуга детей по месту жительства. Это очень большая проблема. Когда-то такие клубы играли очень большую роль. Сегодня многое утрачено. Сизифов труд – борьба с негативными проявлениями в подростковой среде. Нужно устроить эту среду так, чтобы молодые люди были заняты. Я в своем округе в первую очередь постарался отыскать клубы по месту жительства и оказать им поддержку из депутатского фонда. Но разовая помощь многого не решает. За последние годы накопилась масса проблем: старые здания, отсутствие необходимой материальной базы, низкие зарплаты сотрудников... Мы вместе с председателем комитета ЗСО по молодежной политике Русланом Гаттаровым ищем способы как-то повлиять на ситуацию. Парадокс в том, что эта работа входит в число функций городских властей. Получается, мы берем на себя чужие полномочия. Однако на уровне муниципалитетов эта деятельность, как правило, отодвинута на дальний план, поскольку существует много проблем, которые кажутся более актуальными для горожан. То же ЖКХ. Я не могу согласиться с тем, что работа с детьми и подростками менее важна, чем коммунальное хозяйство. Ведь жизнь – это не только тепло и свет, но и наши дети в первую очередь. Мы придумали промежуточное решение. У Уральского университета физической культуры и спорта есть программа, которая называется «Спортивное лето». Раньше она реализовывалась на части городской территории по инициативе и при поддержке депутата Челябинской городской думы Евгении Глуховой. Мы предложили расширить круг участников программы, привлечь инструкторов из числа студентов спортфака ЮУрГУ, охватить другие микрорайоны. В течение лета студенты одновременно проходили практику и организовывали досуг школьников на 15 городских площадках, работали в области.

– Нужны ли современным детям клубы по месту жительства? Интересы изменились, для многих ребят лучшим другом стал компьютер...

– Это зависит от тех, кто с ними работает. Почему ученики одной школы рвутся на занятия, а в другую их не загонишь? Учебные заведения находятся в одинаковых условиях, важную роль играет человеческий фактор. Массу добрых слов я могу сказать о Луизе Федотовне Соглаевой – руководителе «Клуба мальчишек», что находится в Тракторозаводском районе. Сюда приезжают ребята со всего города, при этом 70 процентов занимающихся – действительно мальчишки. Как правило, парней трудней чем-то занять. Посмотрите выступления творческих коллективов – там же одни девочки! У «Клуба мальчишек» очень широкий спектр направлений, в которых ребенок может развиваться. Все преподаватели – энтузиасты. При этом занятия бесплатные. Луиза Федотовна как-то поделилась со мной: когда были совсем трудные времена, приняли решение собирать с детей по десять рублей, чтобы хоть что-то покупать из спортинвентаря и материалов для кружков. Но в первый же день пришел в слезах ребенок, которому мама сказала, что найдет, куда потратить эти деньги. Сразу отказались от этой идеи.

«Дети ревнуют меня к политике»

– В связи с депутатской деятельностью времени на детей, наверное, убавилось?

– Нет, просто уплотнился график. Как правило, рабочий день начинается в восемь утра и заканчивается ближе к семи вечера. И так с понедельника по субботу. Для большинства коллег-депутатов это нормальный график. В школе я веду 26 часов занятий еженедельно. Весьма существенная нагрузка. Она включает уроки, кружки, работу по подготовке ребят к олимпиадам. В аппарате ЗСО знают, когда мне нужно будет сделать выбор между совещанием и занятиями, на первом месте будут уроки.

– Политика меняет людей. Заметили ли вы в себе какие-то перемены и что говорят по этому поводу ученики?

– Мне кажется, дети немного ревнуют. А в остальном… наверное, я с стал немного жестче. Не люблю подолгу разговаривать об одном и том же. Но это не относится к школьникам – с ними я готов общаться сколько угодно. А вот коллеги порою, кажется, страдают оттого, что я, как заместитель директора лицея, бываю жестковат.

– Вас по-прежнему зовут «дядя Ваня»?

– Это бренд, который время от времени возвращается. Он появился, когда я, будучи студентом педагогического университета, начал работать в школе. Разница в возрасте с моими учениками была не очень большой, и они нашли для себя такой вариант обращения. С одной стороны, уважительного, с другой – подчеркивающего, что они недалеко от меня. Потом оно время от времени возвращалось в разных ситуациях. В последний раз этот бренд сыграл определенную роль на конкурсе «Учитель года».

– Каким образом?

– Там в анкете был вопрос «Ваше прозвище в школе». Я написал. Многим оно запомнилось. Первые слова, которыми меня поприветствовали организаторы конкурса, видевшие до этого только мое фото в анкете: «А вот и Дядя Ваня приехал». Это мне дало некое ощущение комфорта.

– После победы на конкурсе «Учитель года–2005» вас приглашал на работу ректор МГУ Виктор Садовничий. Не пожалели, что отказались тогда?

– Нет. Я уже говорил – человек должен заниматься тем, что у него получается. Идти вперед, строить дальнейшую судьбу, но ни в коем случае не бросать то, что сделано. В Челябинске осталось много задач, которые мне еще предстоит решить. Я считаю себя школьным учителем. Это профессия, имеющая самостоятельную ценность. Преподаватель МГУ – не следующий шаг, а совершенно другая профессия, другая судьба.

– Что вы считаете главным в своей работе?

– Первое, что должен сделать учитель – увлечь ребенка. Без интереса невозможно дальнейшее движение. Вдохновить школьника можно, только если ты сам заинтересован. Еще Лобачевский говорил: особенность реформ, которые он проводит в Казанском университете, состоит в том, что он берет на работу бывших студентов. Да, они молоды и в чем-то проигрывают матерым коллегам, зато своим настроем и горением заражают аудиторию. Учитель должен ученика вдохновлять, поддерживать, окрылять. А для этого он должен хорошо знать свой предмет.

«На учеников никогда не злюсь»

– Вы в отпуск ходите?

– Да. Правда, не получается отдохнуть все положенное время – у педагогов отпуск большой, почти два месяца. Прошлым летом полностью отстраниться от дел удалось всего на месяц.

– А во второй месяц чем занимались?

–Часть отпуска провел со школьниками в летнем лагере. Какое-то время занимался подготовкой к открытию нашей физической лаборатории.

– Расскажите поподробнее о ваших лагерях.

–Лагеря в лицее проводятся более 15 лет – по физике, математике, информатике, экономике, географии, время от времени проходят литературные школы. Это очень важно, поскольку, на наш взгляд, образование не может прерываться. Летние каникулы – пробел, который мешает образованию. Как сказал наш соотечественник, педагог и философ Сергей Иванович Гессен, только необразованный человек может в какой-то момент посчитать, что его образование завершено. Очень важно, чтобы ученик постоянно работал над собой. Но требовать от него непрерывности через самообразование невозможно. Мы не даем детям летом засидеться за компьютерами, засмотреться в телевизор, а предлагаем отдых, совмещенный с обучением. Причем от желающих нет отбоя. В этом году в нашем летнем лагере только в физическом отделении участвовало сто человек. Учеников 31 лицея было 34, также приехали дети из Магнитогорска, Верхнеуральска, Озерска, Екатеринбурга, Кургана, Башкирии, Ямало-Ненецкого округа. В лагере они не только учились, но и занимались спортом, участвовали в интеллектуальных и творческих состязаниях, общались. Мы проводили по шесть уроков в день, из них пять часов физики и один – физкультуры. Это дает возможность погружения в предмет.

– Как прошла вторая половина отпуска, когда вы отошли от школьных дел?

-–В этом году я попытался все свободное время посвятить своей дочери. Мы по нескольку раз в день ходили в парк, гуляли. Никуда не ездил.

– Получается полностью отвлечься от работы?

– Честно говоря, с трудом. Бывает, ночью просыпаюсь, а в голове задача крутится. Мой сотовый телефон не засекречен, многие знают домашний, поэтому ученики и родители иногда звонят с вопросами. У нас так принято. Можно спорить – правильно это или нет, но я считаю, лучше решить вопрос, когда он возник, нежели ждать, пока он разрастется, как снежный ком.

– Чем вам нравится заниматься в свободное время, как отдыхаете?

– Настоящая отдушина – это семья, ребенок. К тому же я являюсь спортивным болельщиком с большим стажем. Очень хорошо отвлекает от работы просмотр ответственных матчей по футболу, хоккею, биатлонных гонок. Правда, ходить на стадион получается нечасто, в основном смотрю по телевизору.

– Какой вы болельщик?

– Наверное, как и во всем остальном – внешне спокойный, а внутри страсти кипят. Помню, когда мы готовили фильм для конкурса «Учитель года», оператор постоянно просил меня что-что сделать: подпрыгнуть, похлопать. А у меня нет такой потребности, даже когда я очень переживаю. От неудачного исхода матча может на время испортиться настроение. Но для окружающих, мне кажется, это незаметно.

– Что вас может по-настоящему разозлить?

– Равнодушие, халатность, неуважение к окружающим. На детей никогда не злюсь. Будучи начинающим учителем, я понял, что на ребенка нельзя сердиться – на то ты и взрослый человек, чтобы найти решение проблемы.

– А каким вы были учителем, когда начинали?

– Как любой новичок – неопытным, с фантастическими проектами в голове и неумением их воплотить. Первые годы работы в школе я вспоминаю как постоянный творческий поиск. Свой первый урок я давал, будучи студентом третьего курса, устроившись в школу №30 на работу по совместительству. Мне тогда очень нравились игры и групповые формы работы. Первый свой урок я провел именно в такой форме – дети разделились на команды, отвечали на вопросы по физике, мы считали баллы, я ставил им оценки. Конкретную цель решить удалось – дети были заинтересованы и принимали участие в том, что им предложено. Но уже на следующем уроке я столкнулся с обратной стороной медали – ученики ждали от меня чего-то подобного. А я, во-первых, не был готов, во-вторых, мне надо было рассказывать им новую тему. Бесполезно бороться за дисциплину дисциплинарными методами. Корень проблемы в том, что если ребенку неинтересно – он не хочет делать то, что я предлагаю, и в какой-то форме начинает выражать свой протест. Путь к педагогическим секретам был долгим. Я водил детей в походы, организовывал секцию шахмат, футбола, бардовской песни. Потом, проанализировав все, понял, что пытался развить интерес к себе. Но состоялся я как учитель, когда научился заинтересовывать школьников предметом, который преподаю.

– И через какое время это случилось?

– В институте я прочитал книгу нашего выдающегося земляка, учителя, директора первой школы Владимира Абрамовича Караковского. Каково было мое удивление, когда я увидел, что он писал о тех же самых проблемах – он тоже долгое время не мог наладить дисциплину, заинтересовать ребят. Я-то считал, что есть люди, которые рождаются учителями. Караковский написал, что состоялся как учитель через семь лет. Я тогда подумал: «Ого-го!» Но примерно так и произошло. Учителями не рождаются. Может быть какая-то предрасположенность, но прийти и сразу состояться в нашей профессии невозможно. Должен быть определенный опыт, который можно приобрести, только работая с детьми. Когда к нему добавляется целеустремленность, усилия и воля к победе – через семь лет может что-то получиться.

«Не могу работать в пустоте»

– Отец вам помогал?

– Безусловно, он сыграл очень важную роль в моем становлении. У нас в семье все занимаются педагогикой. Для нас папа всегда был примером, его отличало неравнодушие к людям. Мог решать проблемы незнакомого ребенка, которого надо было устроить в спецшколу или кружок. Ему могли позвонить ночью. Также он научил правильному отношению к себе: если мы чего-то требуем от других, в первую очередь должны быть требовательными к себе. Отец научил мудрости, анализу, например, чем может обернуться на первый взгляд красивая идея. Мы пленники своих идей – это самый большой бич педагогики.

– Отдадите свою дочку в 31 лицей?

– Пока не знаю. Мне папа говорил, что есть две вещи, в которые родители не должны вмешиваться – выбор профессии и спутника жизни. Так и произошло. Когда я определился с профессией, не скажу, что родители были в восторге. (Оба будучи учителями, они прекрасно понимали, что это беспокойная, не всегда благодарная работа). Я теперь, кажется, осознал этот принцип – надо быть очень чутким к ребенку. Если я окончил эту школу и работаю здесь, это не значит, что для моего ребенка обучение в лицее непременно пойдет во благо. Мы очень часто сталкиваемся с ситуациями, когда родители из-за своих амбиций любой ценой пытаются заставить ребенка здесь учиться. А он мучается, страдает, потому что это не его. Таких примеров слишком много, и я не хочу обрекать на это свою дочь.

– Но у нее должна быть генетическая предрасположенность…

– Это верно. (Улыбается.)

– Вы с ней занимаетесь? Читаете книжки?

–Да. Нам вовремя подсказали, что с ребенком надо с малых лет разговаривать, читать, петь. Сейчас Оле год и девять месяцев, она знает много слов, любит слушать книжки, рисовать. Но пока стоит вопрос общего развития. Главное – востребовать ресурс малыша. Есть такая теория угасающих возможностей, согласно которой чем ребенок младше, тем больше возможностей для его развития.

– А в школе вам с какими детьми интереснее работать?

– Считается, что интересно работать с сильными учениками. Первые годы я тоже думал, что лучше работать с отличниками, олимпиадниками. Сейчас для меня важно, что под моим руководством ребенок делает определенные шаги вперед. Для одного это победа в международной олимпиаде, другой впервые сам решил сложную задачу. Я радуюсь этому не меньше самого школьника. Для меня важна открытость ученика. Часто люди, приходящие в нашу школу в первый раз, говорят: «У вас невоспитанные дети». Они могут не встать, когда в класс зашел учитель, не поздороваться, одеться вызывающе. Но я думаю, что воспитывать надо прежде всего внутреннюю культуру. Когда к нам в старшие классы переходят ученики из других школ, они первое время сидят за партой прямо, аккуратно поднимают руки, боятся сказать лишнее. Но через некоторое время с этими детьми начинаются проблемы – просто раньше им все запрещали. Ребята, которые учатся у нас с пятого класса, делают что-то, когда у них есть внутренняя потребность. И пусть они не производят впечатление светских львов, но лишь потому, что чуть-чуть до этого не доросли. Они в пути. Кого-то шокировать может то, что ребенок на уроках задает очень много вопросов. Я таким детям благодарен. Если у меня спустя десять минут после начала занятия никто не задал ни одного вопроса, я начинаю нервничать. Либо дети ничего не понимают, либо я объясняю простые вещи и напрасно трачу время. Я не могу работать в пустоте.

– Общаетесь со своими выпускниками?

– Не со всеми, конечно, но стараюсь поддерживать контакты. Работа в школе сложна тем, что никто не сможет сразу сказать, справился учитель со своей задачей или нет. Это на производстве человек сразу может увидеть результат своего труда. Оценивать наш труд на основании того, что школьник поступил в университет, нельзя. Важно, как потом сложится его судьба. В подавляющем большинстве наши выпускники – люди успешные. Причем, проявляют себя в разных областях. Конечно, не все идут в науку, но для нас важно, что среди них достаточно много ученых. Значит, специфика школы себя оправдывает. Многие становятся замечательными организаторами, управленцами, банкирами, врачами. Иногда, просматривая материалы 74.ру, я вижу кого-то из наших выпускников. Теперь эти люди играют важную роль в жизни Челябинска. И это очень приятно.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления